Слайд 1Детская агрессия: причины возникновения, способы коррекции
Педагог-психолог
Обухова Анна Вячеславовна
Слайд 2
Детская агрессия: причины возникновения, способы коррекции
Агрессия представляет собой поведение,
направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения
Слайд 3
Детская агрессия: причины возникновения, способы коррекции
Причины возникновения детской агрессии:
Заболевания центральной нервной
системы;
Нарушение исследовательской активности ребенка;
Слайд 4
Детская агрессия: причины возникновения, способы коррекции
Агрессивность как средство психологической защиты:
Отсутствие «базового
доверия миру»;
Рождение ребенка нарушает привычную среду родителей;
Проекция родительской обиды на ребенка;
Слайд 5
Детская агрессия: причины возникновения, способы коррекции
Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания:
Неприятие
детей родителями;
Безразличие или враждебность со стороны родителей;
Разрушение эмоциональных связей в семье;
Неуважение к личности ребенка;
Чрезмерный контроль или полное отсутствие контроля;
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
Запрет на физическую активность;
Отказ в праве на личную свободу
Слайд 6
Детская агрессия: причины возникновения, способы коррекции
Способы коррекции агрессивного поведения:
В тех случаях,
когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»)
Слайд 7
Детская агрессия: причины возникновения, способы коррекции
Акцентирование внимания на поступках (поведении), а
не на личности
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
- констатирующий вопрос («ты злишься?»);
- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»)
Слайд 8
Детская агрессия: причины возникновения, способы коррекции
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка,
взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последнее касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет
Слайд 9
Детская агрессия: причины возникновения, способы коррекции
Снижение напряжения ситуации
Основная задача взрослого, сталкивающегося
с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти («Мама/папа здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, «чтение морали», - наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;
- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды
Слайд 10
Детская агрессия: причины возникновения, способы коррекции
Сохранение положительной репутации ребенка
Ребенку, тем более
подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Слайд 11
Детская агрессия: причины возникновения, способы коррекции
Демонстрация модели неагрессивного поведения
Поведение взрослого, позволяющее
показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание - слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.;
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.