Презентация, доклад на тему Фонематический слух , как развивать мастер -класс для родителей

Вопросы к обсуждению: Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение

Слайд 1


«Развиваем фонематический слух» Мастер-класс для родителей





Подготовила :учитель-логопед Бижова О.А.


2016 г.


Слайд 2 Вопросы

к обсуждению:

Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?


Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

С помощью, каких упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематическое  восприятие своего ребенка?

Вопросы к обсуждению: Что такое фонематический слух,

Слайд 3Ребенка постоянно окружает множество звуков: как неречевых (журчание ручейка, шелест осенней

листвы под ногами, пение птиц, стук молотка, удары мяча и др.) так и речевых (звук-фонема, слово). В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, сом, ком, лом, том). Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Например, заменив всего один звук в слове на другой, мы получим совершенно иное значение: «на столе стоит мишка, а в лесу живет миска» или «по тропинке бежит малина, а в саду растет Марина».
Ребенка постоянно окружает множество звуков: как неречевых (журчание ручейка, шелест осенней листвы под ногами, пение птиц, стук

Слайд 4 Фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в несформированности процессов

дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками,

Слайд 5
Возрастные нормы развития фонематического слуха:

Первый год жизни: ребенок проявляет сосредоточение на

резкие звуки, затем прислушивается к более тихим шумам. Три месяца: малыш отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. Четыре месяца: ребенок начинает подражать звукам. Шесть месяцев: различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

 
Второй год жизни: фонематический слух активно развивается. Ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

 

Возрастные нормы развития фонематического слуха:   Первый год жизни: ребенок проявляет сосредоточение на резкие звуки,

Слайд 6


Третий год жизни: возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в

собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

Четвертый год жизни: фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.







Пятый год жизни: формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Третий год жизни: возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического

Слайд 7Гласные: ударный или безударный
Согласные: звонкий

или глухой, твёрдый или мягкий

Паста-паса марка-мара
Куртка-кура паста-пасАта
Утка-тука лопата-лотапа



Звуки и буквы

Гласные: ударный или безударный      Согласные: звонкий или глухой, твёрдый или мягкийПаста-паса

Слайд 8
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте и угадайте, что это звучит:

шум воды, шелест газеты, звон ложек, погремушка и другие бытовые звуки. (Игру можно провести с закрытыми глазами.)
Игра «Шумящие баночки». Предложить послушать звучание баночек, наполненных крупой, горохом, солью и др.Родители должны угадать по звуку, что находится внутри каждой баночки.

Система упражнений для развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте и угадайте, что это звучит: шум воды, шелест газеты, звон

Слайд 9Игра «Сколько звуков». Логопед называет один, два, три звука, а родители

на слух определяют и называют их количество. (Ау, мы, кот, роза и т.д.) Игра «Цепочка». Логопед называет любое слово, а родители должны назвать слово, начинающееся с последнего звука. (Рама – арбуз – зонт – тыква – ананас и т.д.) Игра «Собери слово». Из данных букв выкладывается слово.
Игра «Сколько звуков». Логопед называет один, два, три звука, а родители на слух определяют и называют их

Слайд 10








Игра «Узнай по голосу». Попросить взрослого (ребенка) угадать – кто говорит.


Игра

«Три медведя». Родители отгадывают за кого из персонажей сказки говорит логопед. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Игра «Слушай и выбирай». Перед родителями картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Логопед называет предмет, а родители поднимают соответствующую картинку.
Игра «Узнай по голосу». Попросить взрослого (ребенка) угадать – кто говорит.  Игра «Три медведя». Родители отгадывают

Слайд 11







Игра «Живые звуки».. (Роза, слон, майка, чашка, жук.)

Игра «Закрой окошки». Логопед предлагает выполнить звуковой анализ слов с помощью фишек. (Кот, кит, крот, чашка.)
Игра «Живые звуки».. (Роза, слон, майка, чашка, жук.)

Слайд 12Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть