Слайд 1
О роли мониторинговых
исследований в информационном
обеспечении управления
образованием в школе-интернате
8 вида с. Ериловка
Кто владеет информацией, тот владеет всем.
Цель педсовета:
Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования управления качеством образования в школе;
- Обеспечение эффективного отражения состояния образования в учреждении;
- Аналитическое обобщение результатов деятельности; - Разработка прогноза дальнейшего развития инновационной мониторинговой
деятельности.
Слайд 3Задачи:
Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования
различных способов и методик для проведения мониторинга, поиск новых форм и технологий в работе.
Организация совместной деятельности администрации, педагогов и специалистов, направленной на совершенствование управления качеством образования и воспитания.
Слайд 4*
О.Н.Самойлова
Мониторинг в деятельности образовательного учреждения
В настоящее время при проведении проверок общеобразовательных
учреждений региональные надзорные органы руководствуются новыми требованиями, установленными:
- Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»;
- Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 г. № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;
- обновлёнными разделами о контроле за соблюдением лицензионных требований и условий Положения о лицензировании образов. деятельности (утв. Пост. Прав. РФ № 174 от 16.03.2011 г.);
- обновлёнными требованиями к выполнению процедуры государственной аккредитации (соответствующее Положение утв. Пост. Прав. РФ № 184 от 21.03.2011 г.).
Указанным выше законом внесены дополнения в Закон «Об образовании», а именно пункт 2 статьи 32 дополнен подпунктом 24, в котором чётко обозначено, что обязанность образовательного учреждения есть «обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении».
Слайд 5*
О.Н.Самойлова
Мониторинг в деятельности образовательного учреждения
Наличие такой системы это принципиально новое требование
законодательства.
Не надо путать новое требование закона с давно имеющимися в вашем учреждении мероприятиями и документами по осуществлению «текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (на это и ранее указывал п.п.16 п.2 ст. 32 закона «Об образовании»).
Речь идёт о новых требованиях закона в области качества, а не о том, что всегда было и есть в образовательном учреждении в области контроля знаний.
Слайд 6Мониторинг =
диагностика +
анализ + прогноз
Слайд 7Требования, предъявляемые к мониторинговым исследованиям
сравнительный характер
пролонгированный характер
констатирующий характер
диагностирующий характер
прогнозирующий характер
Слайд 8Уровни мониторинговых исследований
Региональный уровень – оценка эффективности инновационных и авторских методик,
различных учебно-методических комплексов и т.п.
Муниципальный уровень – оценка качества обучения учащихся ОУ различного типа и профиля.
Внутришкольный (уровень ОУ) – проблемы усвоения определенного содержания: учебных и личных достижений учащихся, эффективности использования той или иной технологии, методики и т.п.
Слайд 9Мониторинговые исследования:
помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;
определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;
насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
Слайд 10Мониторинг по сфере применения:
Статистический мониторинг. Базируется на данных статистической отчетности, прежде
всего на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации.
Нестатистический или так называемый «мягкий» мониторинг, который базируется на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях и соответственно частных (уникальных) шкалах измерения данных показателей, с самостоятельно заданными периодами измерения и т.п.
Слайд 11Распределение функциональных обязанностей по исполнению мониторинга зависит от структуры, принятой в
конкретном учебном заведении
директор ОУ: экономические показатели деятельности ОУ, годовой анализ деятельности ОУ по отдельным проблемам;
заместитель директора : педагогическая компетентность педагогов, обученность, выполнение государственного стандарта, анализ качества знаний, (итоги по четвертям, трудоустройство выпускников и т.д.); сбалансированность и гибкость учебных планов;
медицинский работник: физическое здоровье детей и педагогов;
Социальный педагог, педагог-психолог: обучаемость, эффективность общения, личность педагога.
заместитель директора по воспитательной работе: воспитанность и воспитуемость обучающихся;
заместитель директора по хозяйственной части: фонды, обеспечение функций учреждения.
Слайд 12Цели мониторинга
отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
определение эффективности
управления качеством обучения.
Слайд 13Этапы мониторинга
подготовительный
практический
аналитический
Слайд 15Объекты мониторинга
коллектив
направления учебного
процесса
направления воспитательного
процесса
Слайд 16Виды мониторинга:
По частоте процедур:
Разовый
Периодический
Систематический
По используемому инструменту:
Стандартизированный
Нестандартизированный
Матричный
Слайд 18Виды мониторинга:
По задачам, характеру и основным формам:
Педагогический
Управленческий
Слайд 19Методы сбора и обработки информации:
Слайд 20*
О.Н.Самойлова
Логика построения системы мониторинга
Слайд 21Проблемы, которые помогает решить мониторинг:
правильное формирование целей
мотивирование людей на достижение целей
формирование
типовых процедур
формирование информационной среды
Слайд 22информационный фонд мониторинга
Эффективность сделанных выводов
и принятых решений зависит от количества
и
качества информации
Сбор информации требует времени, а избыток
информации может помешать заметить важные детали
Слайд 23Элементы (модули) «Базы данных» образовательного учреждения
1. Условия функционирования образовательного учреждения (ресурсы)
2.
Качество деятельности учреждения
3. Педагогические результаты
4. Удовлетворенность деятельностью образовательного учреждения
5. Финансирование образовательного учреждения
Слайд 241. Условия функционирования образовательного учреждения (ресурсы)
материально-технические (кабинеты и оборудование);
кадровые (персонал);
методические (программы);
информационные
(ПК и др.);
состав ученического контингента;
социально-педагогические связи учреждения (органы общественно-государственного управления, состав учреждений-партнеров)
Слайд 252. Качество деятельности учреждения
Основные показатели работы персонала (административного, педагогического, специалистов службы
сопровождения):
характеристики (качественные и количественные) освоенных курсов повышения квалификации,
данные участия в экспериментальных (инновационных) проектах, конкурсах, др. формах обобщения и представления опыта (научные и методические публикации),
состав реализуемых педагогических программ (учебных, внеучебных, предметных, надпредметных) и технологий,
качественные и количественные характеристики используемых учебных пособий и оборудования.
Данные, сгруппированные по методическим объединениям.
Информация о деятельности классных руководителей.
Взаимодействие ОУ и общества (качественные характеристики социально-педагогических связей и общественно-государственного управления)
Слайд 263. Педагогические результаты
Характеристики основных видов педагогических результатов: предметных, надпредметных,
личностных.
Предметные результаты: академическая успеваемость,, показатели участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах различной направленности и уровня. Творческая активность оценивается по образовательным областям и и направлениям.
Надпредметные результаты: самооценка готовности учащихся к решению социальных и личностных проблем (продолжения образования, организации досуга и др.).
Личностные результаты: характеристики социального и культурного опыта личности (посещение театров, музеев и т.п., участия в социальных акциях, органах самоуправления). Также личностные результаты отражают показатели продуктивности обучения, к которым относятся исследовательские и проектные работы, освоенные прикладные информационные навыки (работы в Интернете, использования программ представления, обработки информации и др.)
Слайд 274. Удовлетворенность деятельностью образовательного учреждения
Модуль содержит показатели удовлетворенности всех основных субъектов
образовательного процесса – администрации, педагогов, учащихся и их родителей.
Удовлетворенность деятельностью образовательного учреждения оценивается методом анкетирования.
Анкеты для всех групп респондентов содержат позиции оценки, значимые для каждой конкретной группы (администрации, родителей, учащихся, педагогов)
Слайд 285. Финансирование образовательного учреждения
В составе модуля представлены характеристики, позволяющие выявить успешность
самостоятельной финансовой политики образовательного учреждения, в том числе: привлечение дополнительных финансовых средств, продажа интеллектуальной собственности.
Слайд 30
Главной целью в работе с кадрами ОУ является их
ориентация и активизация на повышение
профессиональной и педагогической компетентности,
на рост их профессионального мастерства
Практический пример
Мониторинг кадрового потенциала
образовательного учреждения
Слайд 31Основные составляющие компетентности педагогического работника:
профессиональная;
коммуникативная;
правовая;
информационная
Раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593)
Слайд 32Показатели,
характеризующие кадровый потенциал:
образование и повышение квалификации;
стаж работы по профессии;
уровень квалификации (наличие
квалификационных категорий);
рейтинговая оценка профессионально важных качеств педагога;
результативность в работе (качество знаний, умений и навыков обучающихся и выпускников и, как следствие, их поступление в ВУЗы, ССУЗы, трудоустройство) и др.
Слайд 33Показатели (по «КРОХе»):
год рождения;
образование (ВУЗ, СУЗ, специальность по диплому);
преподаваемый предмет, занимаемая
должность;
педагогический стаж;
уровень квалификации (квалификационная категория, год аттестации);
повышение квалификации (последние квалификационные и проблемные курсы);
сведения об участии в инновационной, экспертной, творческой работе;
звания, награды
Слайд 34Качественный анализ результатов аттестации педагогов
Слайд 35Качественный анализ результатов аттестации педагогов
Слайд 36практические задания
Как часто Вы используете разные способы
получения информации для
мониторинга
при планировании и для измерения
полученных результатов?
Проанализируйте полученные ответы.
Задание 1
Слайд 38практические задания
На основании собственного опыта работы
перечислите мотивирующие факторы,
которые
следует учитывать при разработке
планов, мониторинге деятельности педагогов
Задание 2
Слайд 39люди работают в организациях для удовлетворения своих собственных потребностей, и эти
потребности могут сильно различаться;
на людей влияют меры морального и материального вознаграждения, удовлетворение от работы и применяемые санкции;
эффективность вознаграждений и санкций быстро снижается по мере роста промежутка во времени между деятельностью и обратной связью, к тому же и причинно-следственная связь между ними становится менее очевидной;
мотивация к работе будет низкой, если слаба связь между прилагаемыми усилиями и результатами работы;
участие исполнителей в планировании, в установлении норм обычно способствует выполнению планов и нормативных показателей;
цели должны восприниматься как желаемые и достижимые: их достижение не должно казаться слишком трудным одним людям и слишком легким – другим;
важно обеспечить, чтобы каждый исполнитель был способен достичь требуемых результатов.
Слайд 40Проект решения по результатам работы педсовета:
1. Повысить требования к материально-техническому оснащению
учреждения, к использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Провести курсы компьютерной грамотности для нуждающихся педагогов.
2. Создать информационно – методический банк диагностического инструментария.
3. Осуществить прогнозирование развития системы образования школы-интерната на основе данных мониторинга.
4. Усилить ориентацию управления на качественные аспекты.
Слайд 41Рекомендации:
1. Рекомендовать педагогам, специалистам, классным руководителям активизировать мониторинговую деятельность, эффективнее использовать
потенциальные возможности участников образовательного процесса.
2. Продолжить обучение, воспитание и развитие личности в инновационной системе, сочетая различные формы и методы для повышения социальной активности, инициативы и творчества учащихся.
3. Педагогам, классным руководителям создать Портфолио с целью оценки результатов деятельности.
Слайд 42*
О.Н.Самойлова
Литература
Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть
1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.
Галкина Т.И. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча / Т.И. Галкина, Н.П. Орлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с. (Административное управление образованием).
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 424 с.
Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс / М.Л.Агранович, О.Я.Дымарская, Е.С.Заир-Бек, А.Г.Каспржак, О.Н.Кожевникова. – М. Университетская книга, 2006. – 188 с.
Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
Скок Г.Б.. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей/ Отв.ред.А.Ю.Кудрявцев. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 102 с.
Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 230 с.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -Самара: Изд-во "Самарский университет", 1995, - 331 с.
Слайд 43*
О.Н.Самойлова
Интернет-ресурсы
Минобрнауки РФ > Деятельность > Образование > Статистика http://mon.gov.ru/work/obr/stat/
Статистика российского
образования http://stat.edu.ru/
Центр оценки качества образования ИСМО РАО http://www.centeroko.ru/
Мониторинг экономики образования (ГУ ВШЭ) http://education-monitoring.hse.ru/
Инновационная образовательная сеть «Эврика» http://www.eurekanet.ru/