Слайд 1«В мире прекрасного»
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Бухаровой Самал Кабылтаевны
Слайд 2 «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец
и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог и люди».
Свт. Иоанн Златоуст
Слайд 3«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества
и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Слайд 4…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей
миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.»
Слайд 5Цель программы :
Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников.
Слайд 6Задачи:
Ознакомить обучающихся с системой духовных ценностей и развивать способности реализовать их
в практической деятельности;
Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческих отношений;
способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков;
Формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей.
Слайд 7Актуальность программы.
Общество нуждается в подготовке высоконравственных людей, обладающих не только знаниями,
но и прекрасными чертами;
формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
Слайд 8Инновационность программы:
использование метода проектов;
использование метода сюжетно – ролевых игр.
Слайд 9Ожидаемые результаты.
Духовно-развитая личность
Физически здоровый
Высокий уровень воспитанности
Целеустремлен-ный, настойчивый.
Слайд 10Принципы.
Целостности учебно-воспитательного процесса;
личностно-ориентированный подход;
принцип деятельности;
принцип мотивации;
принцип педагогического руководства.
Слайд 11Методы и формы.
проекты;
экскурсии и походы;
классные часы, беседы;
тематические праздники и вечера;
родительские собрания;
конкурсы,
игры соревнования;
вовлечение в общественную деятельность.
Слайд 12Направления программы:
воспитание духовно-нравственных ценностей;
взаимодействие семьи и школы.
Слайд 13Воспитание духовно-нравственных ценностей:
Слайд 16Диагностики:
общие сведения;
способности;
темперамент;
уровень воспитанности;
уровень толерантности;
диагностика духовно- нравственной мотивации;
диагностика исследование нравственной сферы.
Слайд 17Критерии уровня воспитанности
Уровень воспитанности по методике М.И. Шиловой;
Уровень воспитанности по методике
Н.П. Капустиной;
Слайд 18Диагностика духовно-нравственной мотивации.
Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать
из четырех данных на них ответов один"
Вопросы: 1. Если кто-то расстроен, то я.
А) Пытаюсь ему помочь. Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я выполняю упражнение в паре, к нам подходит одноклассник и говорит, что у он хочет выполнять упражнения с нами.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал. Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил кого-нибудь другого стать с ним в пару .
Г) Пообещаю, что в следующий раз стану с ним.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания. Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного. Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся за то, что вы не подыграли ему в игре, вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ. В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень 0, 1 бал - низкий уровень
Слайд 20Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.
Изучение личности учащегося и ученических коллективов)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Слайд 21Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Слайд 23 Методика «Закончи историю»
Детям
читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».
Слайд 24Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
Методика «Сюжетные картинки» (по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (героев сказок). Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Слайд 25Духовно-нравственные качества во 2 классе
Слайд 26Духовно-нравственные качества в 3 классе
Слайд 27Духовно-нравственные качества в 4 классе
Слайд 28Результат уровня воспитанности за 3 года
Слайд 32Модель выпускника.
Любящий
Духовно развитый
Толерантный
Любознательный
Видеть прекрасное