Слайд 1Воспитательное мероприятие
Цель: формировать активную позицию выбора жизненных целей, смыслов, позиций, поведения
старшеклассников в условиях современного социума.
Задачи:
- помочь осознать ценность материнской любви, материнства, найти путь раскрытия личностного потенциала, способствовать самореализации, осмыслить прожитое и смоделировать будущее.
- способствовать в дальнейшей социализации учащихся;
- оценить свою роль в семье и жизни, осмыслить ее и выйти на новый уровень взаимоотношений, при которых, общение обеих сторон переходит из состояния «Родитель-Ребенок» в состояние «Взрослый-Взрослый» (Э.Берн);
стимулировать участников у группы готовность и способность с теплотой и искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.
Оборудование:
- шелковый шарф, рисунок цыпленка, плакат с текстом «», карточки с качествами, магнитофон, запись детского плача, кукла младенец, запись «дневника еще не родившегося ребенка», методика «цыплаки», 15 конвертов, журнальный столик.
Слайд 2«А выбор остается за тобой…»
Слайд 3Как много прожил я на свете…
И мало…
Хотел бы жить на
белом свете, как мама.
Она глаза мне подарила к маю,
А вот сегодня - апельсины к чаю…
Слайд 4РИТУАЛ «ВХОДА» В СКАЗКУ
Три дороги.
- Каждая из трех дорог приведет вас
в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.
- Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).
- Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.
- Третья дорога – самая трудная. Она колючая и болезненная. Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
- Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.
Слайд 5Сказка (чтение)
«ПТЕНЕЦ»
Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри у него
билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прочной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.
— Я хочу увидеть, что там, — подумал птенец и тронул крылом скорлупу.
Она осталась невредимой, но недовольно сказала;
— Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придется искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.
Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Но там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа... Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.
- Как вы думаете, что произойдет дальше?
Достройте словесно ситуацию: «И тогда птенец»…
Вы заметили, что …(итоги рефлексии)
Слайд 6Игра «Растопи круг»
- А, сейчас, я предлагаю вам поиграть в
игру.
Все встают в круг и берутся за руки. Водящий входит в круг. Его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет сказать добрые и красивые слова о ком-то, стоящем в круге, кто выразит ему свою теплоту, благодарность и восхищение – самые лучшие человеческие чувства.
Инструкция для стоящих в круге: «Вы не имеете желания выпустить того, кто в круге, но если вы верите в искренность его теплых чувств к вам и, на ваш взгляд, человек говорит от всей души – вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить человека. Если вы будете выпускать человека легко, будет не интересно, он должен это заслужить. Кто сделает шаг вперед и войдет в круг, чтобы испытать себя?»
- Но у сказки есть свой конец, послушайте его и сравните с тем, что предложили вы…
Слайд 7Продолжение сказки
- Какой я неблагодарный, — подумал птенец, — как я
мог решиться на такое?
И он притих, а затем сказал:
Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?
И птенчик остался в скорлупе.
Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать. — Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, — вдруг громко сказал птенец и почувствовал силу в крыльях.
Он посмотрел на скорлупу и добавил:
—Прости, но моя жизнь не должна пройти здесь. Ты помогла мне вырасти, но сейчас я хочу увидеть новый мир, жить в нем и, конечно, летать. А с трудностями, которые встретятся на моем пути, я справлюсь сам.
Скорлупа молчала. Наконец она сказала:
- Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, и пусть удача будет с тобой!
Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в незнакомый, удивительный, таинственный и такой желанный мир.
- Какой выбор совершил птенец? Дайте оценку его поступку…
Птенец поступил правильно, потому что,..
Птенец поступил неправильно, потому что…
Слайд 8Какими качествами должен обладать птенец, отправляясь в этот большой и красивый
мир?
(игра карточки: терпение, коммуникабельность, целеустремленность, оптимизм, трудолюбие, самостоятельность, уважение к себе, уважение к другим, смелость, настойчивость, любознательность, сильный духом, вера в свои силы, патриотизм) Зачем терпение в пути? и т.д.
«птицеферма»
Мы, с вами, одна семья, представьте, что это фотография нашей семьи и на плакате и отметьте «+», где вы?
Ну, вот, вы снова сделали свой выбор…
Слайд 9-Кто мог бы быть помощником в пути цыпленку по волнам жизни…..
-Закончите
фразу – «Моя мама – это…»
Вы, прекрасные дамы, какими мамами вы будете…(плач младенца)
(младенец по кругу) – «Какой я буду мамой…»
Большое счастье – материнство…
Но, к сожалению, это не все понимают и делают неправильный выбор…
(текст «Дневник не родившегося ребенка»)
Слайд 10ДНЕВНИК ЕЩЕ НЕ РОДИВШЕГОСЯ РЕБЕНКА. «КАК Я ЖИЛ ДО МОЕГО РОЖДЕНИЯ»
(на
фоне слайдов)
2 -й месяц после зачатия. «Сегодня у меня праздник: два месяца. Я уже существую. Я могу ощущать, чувствовать. Я - человечек. Но, к сожалению, праздную не Я один, мама - тоже. Она уже выкурила 5 сигарет и выпила стакан вина. От этого мне тяжело, слабый я какой-то, голова болит и тошнит. А у моего друга-ровесника мама сегодня ела витамин и пила молоко. Он такой веселый и большой уже. Завидно!»
3-й месяц после зачатия.
«Мой друг уже такой большой, а Я совсем не подрос. Мама курит и курит, а мне все хуже. А мама моего друга сегодня гуляла целый день на свежем воздухе. Я даже не знаю, что такое свежий воздух. Вот рожусь и сразу убегу от нее гулять. И вообще Я устал...»
4-й месяц после зачатия.
«...А сегодня был опять праздник, и мама ела чего-то соленое. Я уж не говорю, что оно было жареным и ужасно острым. И запивала мама все это не молоком, а пивом. У меня теперь в горлышке першит, и живот болит. Я обиделся и маму ножкой стукнул. А мама моего друга режим соблюдает, зарядку делает и кушает фрукты, овощи и молочные продукты. И он все растет и растет, а Я еще такой, каким был мой друг, когда ему и 3-х месяцев не было».
5-й месяц после зачатия.
«Вчера у нас были гости. Мама выпила немного вина. И сегодня с утра у неё болит голова. Поэтому она съела какую-то таблетку и уже выпила несколько чашек кофе. Неужели она не знает, что этого нельзя делать!!! Мне так плохо...»
6-й месяц после зачатия.
«Мама сегодня с папой поссорилась. Они кричали, что Я им совсем не нужен. Не буду Я у них рождаться! Не люблю Я их! А родители моего друга никогда не ссорятся и все время с ним разговаривают... После ссоры мама собрала тяжелый-тяжелый чемодан и ушла. У нее сердце чуть не отказало от тяжести...Понимаете: Я чуть не умер!»
7-й месяц после зачатия.
«Хотя мне уже 7 месяцев, Я еще выгляжу, как шестимесячный. А Я хочу быть большим и сильным. А моя мама сегодня поссорилась с мамой моего друга, потому что та говорила, что в баню маме теперь ходить нельзя, а она все равно пошла.
Мне сначала было хорошо. Тепло, а потом плохо и тесно стало - и маму куда-то повезли.
...Вдруг Я увидел свет и закричал. А потом меня опутали какими-то проволоками и трубочками и куда-то отнесли... - А друг мой родится через 2 месяца - здоровый и веселый.
P.S. - А главный дяденька в белом халате сказал: «Какой он маленький, хиленький, да и пальчиков у него шесть!» А Я подумал - разве так не должно было; быть?»
В медицинской карте ребенка следующая запись: «Мальчик, вес при рождении - 2300 г, рост при рождении - 45 см. Роды преждевременные - на 34-й неделе беременности, протекавшей с токсикозом в 1-й и 2-й половине беременности. Имеются признаки незрелости, ребенок неактивен, крик слабый, грудь берет плохо.
Кожные покровы бледные. Имеются стигмы днзэмбриогенеза. Со стороны внутренних органов выслушивается систолический шум, границы сердца смещены влево: необходимо обследование с целью исключения порока сердца.
Диагноз: недоношенность 1 -й степени, врожденный порок сердца. Отягчающий анамнез: мать на протяжении всей беременности курила, употребляла алкоголь».
Когда родился друг этого малыша, о котором он упоминал в своем дневнике, то в его медицинской карте была следующая запись: «Мальчик, вес при рождении -3500 г, рост при рождении - 50 см. Роды в срок на 40-й неделе беременности. Ребенок активен, крик громкий, грудь сосет хорошо.
Кожа и слизистые чистые, розовые. Со стороны внутренних органов патологии нет. Диагноз: здоровый новорожденный».
Слайд 158-10 недель после оплодотворения
Слайд 27Перед вами дневник еще не родившегося ребенка.
Ваша мама вас родила и
за это низкий ей поклон и уважение.
А всегда ли мы уважаем свою маму?
Когда последний раз ее обидели вы попросили прощение? Или она сама сказала дочь, сын не обижайся, не сердись…
Слайд 28Как много прожил я на свете
И мало.
Хотел бы жить на
белом свете, как мама.
Она глаза мне подарила к маю,
А вот сегодня - апельсины к чаю.
Слайд 29Семья — самое главное в жизни каждого...
Мы сегодня поговорили о многом,
но главный выбор вы сделаете как всегда сами, но пора от слов переходить к делу.
После классного часа напишите письмо маме.
Позвоните маме, она так ждет весточки от своего птенца.
Благодарю всех за участие, всем спасибо, до новых встреч!