Слайд 2Адаптация
В самом общем виде адаптация — процесс приспособления работника к условиям
внешней и внутренней среды.
В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию.
Слайд 3Классификация адаптации
1. По отношениям субъект-объект:
активная — когда индивид стремится
воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
Слайд 4Классификация адаптации
2. По воздействию на работника:
прогрессивная — благоприятно воздействующая
на работника;
регрессивная — пассивная адаптация к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
Слайд 5Классификация адаптации
3. По уровню:
первичная — когда человек впервые включается
в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии (адаптация работника в новой должности);
адаптация работника к понижению в должности;
вторичная — при последующей смене работы;
адаптации после увольнения.
Слайд 6Классификация адаптации
4. По направлениям:
производственная;
непроизводственная.
Слайд 7Производственная адаптация
Профессиональная
Психофизиологическая
Социально-психологическая
Организационно-административная
Экономическая
Санитарно-гигиеническая
Слайд 8Профессиональная адаптация
заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков,
приемов, способов принятия решений для начала в
стандартных ситуациях.
Слайд 9Психофизиологическая адаптация
адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого,
результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния
(меньшее утомление,
приспособление к высоким
физическим нагрузкам и т.п. ).
Слайд 10Социально-психологическая адаптация
адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и
неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе.
Она означает включение работника в коллектив как равноправного,
принимаемого всеми
его членами.
Слайд 11Факторы производственной адаптации
Характер и содержание труда в данной профессии;
Уровень организации и
условия труда;
Нормы взаимоотношений в коллективе;
Организационная структура предприятия;
Профессиональная структура коллектива;
Система оплаты труда;
Производственная и технологическая дисциплина;
Состояние рабочего места;
Правила трудового распорядка.
Слайд 12Внепроизводственная
адаптация
Адаптация к бытовым условиям;
Адаптация к внепроизводственному общению с коллегами;
Адаптация в
период отдыха.
Слайд 13Факторы внепроизводственной адаптации
Способы распределения и возможности получения социальных благ;
Формы общения в
нерабочее время;
Уровень развития
инфраструктуры.
Слайд 14Программа адаптации
набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию.
Делится на общую
и специальную.
Слайд 15Общая программа адаптации
Общее представление о компании
Политика организации
Оплата труда
Дополнительные льготы
Охрана
труда и соблюдение техники безопасности
Работник и его отношения с профсоюзом
Служба быта.
Экономические факторы: стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
Слайд 16Специальная программа адаптации
Функции подразделения
Рабочие обязанности и ответственность
Требуемая отчетность
Процедуры, правила, предписания
Представление
сотрудников подразделения.
Слайд 17Показатели адаптации
объективные показатели — уровень и стабильность количественных показателей труда;
субъективные
показатели — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др.
Слайд 18Основные причины увольнения работников из организации, по мнению опрашиваемых
Слайд 19Вывод:
Необходимо уделять внимание обучению новых сотрудников, поступающих на работу. Эта категория
персонала не знает специфики компании и не имеет еще навыков работы по существующим в организации стандартам. Потому важно ознакомить сотрудника с основными документами, стандартами и положениями, которые лежат в основе профессиональной
деятельности.
Слайд 20Показателем успешно проведенного процесса адаптации персонала, отбора кандидатов и введения их
в должность, является успешное выполнение работы.
Слайд 21В результате адаптации у работника должны быть достигнуты:
чувство причастности к делам
организации;
правильное понимание своих задач, должностных обязанностей;
развитие навыков выполнения обязанностей;
высокий уровень мотивации к труду;
заинтересованность в улучшении дел в организации;
понимание своей роли в успехе организации
Слайд 22Тест на тему:
Трудовые коллективы
1. Двое или более лиц, взаимодействующих и
имеющих взаимное влияние друг на друга — это:
а) Коллектив. б) группа. в) Трудовой коллектив.
2. К основным функциям личности, реализуемым в трудовом коллективе, относятся:
а) Трудовая функция.
б) Познавательная функция.
в) Общественная функция.
г) Все ответы верны.
3. Информационное и эмоциональное сплочение коллектива заложено в какую из данных функций:
а) В познавательную функцию.
б) функцию общения.
в) В коммуникативную функцию.
Слайд 234. Моральный климат трудового коллектива — это:
а) Моральные ценности, принятые большинством
представителей коллектива.
б) Характер неофициальной атмосферы в коллективе.
5. Совокупность групп, формируемых по определенным признакам (пол, возраст, стаж) — это:
а) Производственно-функциональная структура трудового коллектива.
б) Социально-демографическая структура трудового коллектива.
в) Социально-психологическая структура трудового коллектива.
6. Трудовая адаптация бывает:
а) Первичной.
б) Вторичной.
в) Прерывистой.
Слайд 24
7. Социально-психологическая адаптация — это:
а) Включение работника в систему взаимоотношений представителей
трудового коллективу .
б) Развитие устойчивого позитивного отношения к своей
профессии.
8. Основными предпосылками успешной трудовой адаптации являются:
а) Профессиональная ориентация.
в) Престиж и привлекательность профессии.