Презентация, доклад Виды одаренности (доклад к семинару)

Содержание

Что такое одарённость?Толковый словарь С.Ожегова: ОДАРЕННЫЙ – то же, что и талантливыйВ. Даль, «Словарь живого великорусского языка»:ДАРОВАНИЕ – способность, данная Богом, природная наклонность, умениеДАРОВИТЫЙ – одаренный способностями, человек с дарованиями. ТАЛАНТЛИВЫЙ – даровитый с природными способностямиТАЛАНТ

Слайд 1Виды одарённости
Признаки одарённости
Особенности личности одарённого ребенка
Исследование провели учителя
МО русского языка

и литературы
Корзунова Ж. В.,
Нешкуренко Е. Г.,
Архипова Г. В.
МКОУ-СОШ №2
ЗАТО п. Солнечный
Красноярского края
Виды одарённостиПризнаки одарённостиОсобенности личности одарённого ребенкаИсследование провели учителя МО русского языка и литературы Корзунова Ж. В., Нешкуренко

Слайд 2Что такое одарённость?
Толковый словарь С.Ожегова:
ОДАРЕННЫЙ – то же, что и

талантливый

В. Даль, «Словарь живого великорусского языка»:
ДАРОВАНИЕ – способность, данная Богом, природная наклонность, умение
ДАРОВИТЫЙ – одаренный способностями, человек с дарованиями.
ТАЛАНТЛИВЫЙ – даровитый с природными способностями
ТАЛАНТ – природный дар, дарования человека, способность к чему-либо

Дар?

Талант?

Гений?

Способность?

Потенциал?

Интернет-портал «Грамота.ру».
Синонимы: ГЕНИАЛЬНЫЙ, ДАРОВИТЫЙ,
ОДАРЁННЫЙ,
ТАЛАНТЛИВЫЙ

Что такое одарённость?Толковый словарь С.Ожегова: ОДАРЕННЫЙ – то же, что и талантливыйВ. Даль, «Словарь живого великорусского языка»:ДАРОВАНИЕ

Слайд 3Что такое одарённость?
Дар?
Талант?
Гений?
Способность?
Потенциал?
Большой психологический словарь:
ОДАРЕННОСТЬ (англ. general aptitude, gift)

- уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
ТАЛАНТ - высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего - способностей специальных.

Интернет-портал «Грамота.ру».
Синонимы: ГЕНИАЛЬНЫЙ, ДАРОВИТЫЙ,
ОДАРЁННЫЙ,
ТАЛАНТЛИВЫЙ

Что такое одарённость?Дар?Талант?Гений?Способность?Потенциал?Большой психологический словарь: ОДАРЕННОСТЬ (англ. general aptitude, gift) - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон

Слайд 4Критерии выделения видов одаренности:
вид деятельности и сферы психики
степень сформированности

одаренности
форма проявлений
широта проявлений в различных видах деятельности
особенности возрастного развития

Виды одарённости

Потенциал может проявляться в одной области или в сочетании областей:

 общие интеллектуальные способности;
конкретные академические способности;
творческие или продуктивные способности;
лидерские способности;
психомоторные способности;
художественные и исполнительские искусства

Критерии выделения видов одаренности: вид деятельности и сферы психики степень сформированности одаренности форма проявлений широта проявлений в

Слайд 5Вундеркинд (нем. - «чудесный ребенок»)
Классификации видов одарённости
По степени сформированности одаренности:

актуальная и потенциальная


По форме проявления:
явная и скрытая

По широте проявления в различных видах деятельности:
- Общая одаренность
- Специальная одаренность

С учетом особенностей возрастного развития:
ранняя и поздняя

Вундеркинд (нем. - «чудесный ребенок»)Классификации видов одарённости По степени сформированности одаренности: актуальная и потенциальная По форме проявления:

Слайд 6Виды одаренности
АТТРАКТИВНЫЙ (лат. аttractio] - привлекательный,
притягательный, симпатичный; эффектный)

Виды одаренностиАТТРАКТИВНЫЙ (лат. аttractio] - привлекательный, притягательный, симпатичный; эффектный)

Слайд 7Выделяют шесть типов интеллектуального поведения, которые соотносятся с проявлением интеллектуальной одаренности

(по материалам Н. М. Барбиной, психолога) :

CООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
БЛЕСТЯЩИЕ
КРЕАТИВЫ
КОМПЕТЕНТНЫЕ
ТАЛАНТЛИВЫЕ
МУДРЫЕ

Интеллектуальная одаренность

Выделяют шесть типов интеллектуального поведения, которые соотносятся с проявлением интеллектуальной одаренности (по материалам Н. М. Барбиной, психолога)

Слайд 8В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная
одарённость

В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость

Слайд 9В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость

В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость

Слайд 10Она выдумала свой волшебный город – с небом,
как топленое молоко, туманами,

серыми
крышами домов, грустными фонарями – город,
душу которого охраняет хрупкий светлячок.

Стихи Тамары как ветер над большим городом: они свободны, устремлены к тонкой, хрупкой душе человека, сохраняя ее, спасая, защищая.

Где-то в солнечном мире люди крылаты,
И мысли их нежно-чисты.
И святые у этих людей не распяты,
И художник не мнет холсты.

(Из рецензии Ж.В. Корзуновой)

Литературно-поэтическая одарённость

Она выдумала свой волшебный город – с небом,как топленое молоко, туманами, серыми крышами домов, грустными фонарями –

Слайд 11Приручить талант – значит лишить его силы…
Она росла умной девчушкой.
Не

по годам развитой...

Но в первом классе чуть не оставили на
второй год. Все дело было в том, что ребенок
оказался неординарным. Нужен был особый подход…

Девочка много читала, читала, наверное, больше, чем многие взрослые…

Потом …быстро повзрослела. Повзрослела духовно, внутренне…

Библию Тома прочла в 5-6 классе. И «Мастера и Маргариту» в пятом…

Ответственность за все на свете – вот ее главная черта. Она открыта, как оголенный нерв...

В классе ее не просто уважают – любят. Доброта – еще одно качество, которое ее отличает. Доброта к людям. Способность понимать, думать, анализировать…

(Кл.руководитель Т.Катасановой Л.В. Медведева)
Приручить талант – значит лишить его силы…Она росла умной девчушкой. Не по годам развитой... Но в первом

Слайд 12Признаки одарённости
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности
.
Повышенная познавательная

потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности

.
Чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Высокой степени упорство и трудолюбие.

.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой информации. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов

.
Высокая требовательность к результатам собственного труда. Склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству

Мотивационный аспект

Признаки одарённости Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности.Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.Чрезвычайно

Слайд 13Признаки одарённости
пытлив и любознателен,
- демонстрирует высокий энергетический уровень;
- независим, неконформен;
-

изобретателен, неординарен в высказываниях;
- способен по-разному подойти к проблеме;
- способен на оригинальные идеи или оригинальный результат;
- склонен к завершенности и точности;
- отличается гибким и острым мышлением;
- имеет глубокую память;
- легко и охотно учится;
- умеет связно излагать свои мысли;
- знает намного больше, чем его сверстники;
- проявляет исключительные способности к решению задач…

Признаки одарённостипытлив и любознателен, - демонстрирует высокий энергетический уровень;- независим, неконформен;- изобретателен, неординарен в высказываниях; - способен

Слайд 14Одаренность с гармоничным типом развития
Особенности личности
одаренного ребенка
Стремление к творческой деятельности,

повышенная самостоятельность в процессе обучения

.
Устойчиво высокая оценка, с одной стороны, и нестабильная актуальная самооценка, с другой

.
Независимость: не любит действовать, думать и поступать с оглядкой на мнение большинства

.
Высокий потенциал в освоении нового. Перфекционизм (стремление добиться совершенства)

.
Важно! Эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития личности

.
Проблема: непредсказуемость и независимость часто ведут к конфликтам

.
Важно! создавать оптимальные по трудности условия их одаренности





.
Ошибка: считать одаренностью самостоятельность в выполнении заданий: «сам» подобрал материал, написал реферат …

Одаренность с гармоничным типом развитияОсобенности личности одаренного ребенкаСтремление к творческой деятельности, повышенная самостоятельность в процессе обучения.Устойчиво высокая

Слайд 15Одаренность с дисгармоничным типом развития
Особенности личности
одаренного ребенка
Неравномерность психического развития
Значительное опережение

в умственном или художественно-эстетическом развитии

Особая система ценностей, система личных приоритетов

.Доминирование направленности лишь на усвоение знаний

.Ошибка: считать одаренного ребенка заведомо хилым, слабым и социально не приспособленным

.
Проблема: другие психические сферы – эмоциональная, социальная, физическая – не поспевают за умственным развитием

.Проблема: повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность

.
Важно! Система развития одаренности должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована






Одаренность с дисгармоничным типом развитияОсобенности личности одаренного ребенкаНеравномерность психического развитияЗначительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии Особая

Слайд 16Одаренность с дисгармоничным типом развития
Особенности личности
одаренного ребенка
Повышенная реактивность
Проблемы с физическим

развитием

Трудности социальной адаптации

.Проблема: Критическое замечание может вызвать слезы, неуспех приводит к отчаянию, психосоматическим заболеваниям

.
Проблема: естественное возрастное несоответствие усиливается нежеланием заниматься «не своим» делом

.Проблема: отстраненность от сверстников, конфликтность, странность ребенка вызывает усмешки…




Возникает ситуация дезадаптации одарённого ребенка. Детей этой группы оправданно относят к группе повышенного риска

Одаренность с дисгармоничным типом развитияОсобенности личности одаренного ребенкаПовышенная реактивностьПроблемы с физическим развитиемТрудности социальной адаптации.Проблема: Критическое замечание может

Слайд 17Роль семьи
Важным в развитии личности и одарённости является повышенное внимание родителей.



…Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей…

С другой стороны, проявляя особое внимание, родители часто вмешиваются в учебный процесс и провоцируют конфликт с администрацией и педагогами…

Роль семьиВажным в развитии личности и одарённости является повышенное внимание родителей. …Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные

Слайд 18Проблемы в обучении и воспитании одарённых детей
1. Неприязнь к школе...
2. Игровые

интересы...
3. Погружение в философские проблемы...
4. Несоответствие между физическим,
интеллектуальным и социальным развитием...
5. Сверхчувствительность. Уязвимость... Гиперактивность...
6. Потребность во внимании взрослых...
6. Нетерпимость…

Если одаренность детей, с одной стороны, восхищает, с другой, они становятся проблемой для окружающих. Высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

Проблемы в обучении и воспитании одарённых детей1. Неприязнь к школе...2. Игровые интересы...3. Погружение в философские проблемы...4. Несоответствие

Слайд 19Профессионал, талантливый учитель примет интеллектуально одаренного ребенка с уважением и пониманием.
Часто

особенности личности одаренных детей вызывают у учителя негодование, желание «поставить на место». Такое отношение учителя к ученику развивает конфликтность, неприятие друг друга

Сколько их – безымянных талантов! Сколько их – именитых бездарностей…
И.Шевелев

Роль педагога

Профессионал, талантливый учитель примет интеллектуально одаренного ребенка с уважением и пониманием.Часто особенности личности одаренных детей вызывают у

Слайд 20По данным многих специалистов теоретически количество особо одарённых детей составляет 2%

от всех родившихся.
Если так, то при рождении 20 млн должны появляться 400 тыс. талантов. Где же они?

Наши доводы…

Разве это не наша вина, родители и учителя, что эти сотни тысяч одарённых детей – рабочих, инженеров, экономистов, музыкантов, художников, политических лидеров или педагогов – не развиваются в гениев?

Только в нашей стране могла родиться поговорка:
«Талант сам себе пробьет дорогу»!
Это заблуждение и расточительство!

По данным многих специалистов теоретически количество особо одарённых детей составляет 2% от всех родившихся.Если так, то при

Слайд 21Большая одарённость – голос природы, программа, заложенная в человеке эволюцией…
Наши выводы…
Высшая

миссия учителя – развивать одарённость детей, быть их другом, поддерживать в них жажду постоянного самосовершенствования, помогать им в самореализации
Большая одарённость – голос природы, программа, заложенная в человеке эволюцией…Наши выводы…Высшая миссия учителя – развивать одарённость детей,

Слайд 22Результаты теста на гениальность
Результаты ТЕСТА. Сверьте ответы и подсчитайте баллы:
1-1,

2-2, 3-1, 4-2, 5-3, 6-2, 7-1, 8-3, 9-1, 10-2, 11-1, 12-2, 13-3, 14-1, 15-1, 16-2, 17-2, 18-1, 19-3

Если у вас набрано: 18-19 очков. Вы гений! 15-17. Вы интеллектуал Менее 15. Нет, вы не гений, вы другой…

Спасибо за внимание!

Одного юношу не признали как художника...
Стал фюрером... Надо быть внимательнее к талантам!..
В. Шендерович

Результаты теста на гениальностьРезультаты ТЕСТА. Сверьте ответы и подсчитайте баллы: 1-1, 2-2, 3-1, 4-2, 5-3, 6-2, 7-1,

Слайд 23Автор презентации Корзунова Ж. В.
В работе были использованы:
рисунки Нади Рушевой

(1952-1969)
стихи Тамары Катасановой, ученицы 11 «А» класса
отзыв классного руководителя Л.В. Медведевой
работы учащихся школы
Высказывания В. Шендеровича, И. Шевелева
А также
Выдержки из работ психолога Барбиной Н. М.
Божович И.А. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.:,1968.
Одаренные дети. — Под. ред. Карне М.-М., 1991.
Психология одаренности детей и подростков.-М.,1995.
Способности и склонности: комплексное исследование. — М.,1989. А также интернет-ресурсы:
http://lytikova.ucoz.ru/index/testy_na_opredelenie_odarennosti/0-15
mybloginfo.ru
festival.1september.ru


Автор презентации Корзунова Ж. В.В работе были использованы: рисунки Нади Рушевой (1952-1969) стихи Тамары Катасановой, ученицы 11

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть