Презентация, доклад успешной практики Формирование смысловой стороны навыка чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Содержание

Тема опыта:«Система работы по формированию смысловой стороны навыка чтения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида».

Слайд 1
Ледокова
Елена Геннадьевна
Учитель начальных классов

ГС(к)ОУ «Урюпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII

вида»

Педагогический стаж работы – 20 лет

Стаж работы в данном учреждении – 12 лет

Образование высшее

Высшая квалификационная категория

Ледокова Елена ГеннадьевнаУчитель начальных классовГС(к)ОУ «Урюпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»Педагогический стаж работы – 20 летСтаж

Слайд 2

Тема опыта:

«Система работы по формированию
смысловой стороны навыка чтения
учащихся начальных

классов
специальных (коррекционных)
школ VIII вида».
Тема опыта:«Система работы по формированию смысловой стороны навыка чтения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида».

Слайд 3Понимание прочитанного
Актуальность
Низкий уровень развития мышления и речи
Система сложных причинно-следственных связей
Знакомые ситуации

и отношения

Бедный жизненный опыт и своеобразие
представлений

Нерасчлененные и упрощенные представления



Понимание
прочитанного

Целостность и
законченность





Несформирован-
ность интересов
и ослабленная мотивация


Понимание прочитанногоАктуальность Низкий уровень развития мышления и речиСистема сложных причинно-следственных связейЗнакомые ситуации и отношенияБедный жизненный опыт и

Слайд 4Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте:

введение в уроки системы упражнений по

формированию у учащихся осознанного навыка чтения;

использование нетрадиционных приемов по формированию у учащихся смысловой стороны навыка чтения;

развитие и коррекция всех видов речевой деятельности в единстве с развитием и коррекцией мышления, мыслительных операций;

формирование положительных личностных качеств учеников;

формирование элементов самостоятельной читательской активности.

Педагогические задачи,  успешно решаемые в опыте:     введение в уроки системы упражнений по

Слайд 5


Основные уровни осмысления
содержания прочитанного:

Информационный уровень
(наиболее поверхностное восприятие)

II. Смысловой

уровень
(усвоение связей, отношений, причин тех или иных
поступков, их следствий)

III. Идейный уровень
(понимание главной мысли произведения)


Основные уровни осмысления содержания прочитанного:Информационный уровень (наиболее поверхностное восприятие) II. Смысловой уровень(усвоение связей, отношений, причин тех или

Слайд 6Педагогические средства, используемые в опыте
наглядные

словесные практические

Инструкции
Беседа

Наборы картинок
Карточки
ТСО: мультимедиа,
аудиозаписи


Работа с учебником
Дидактические игры
Перчаточные и объемные куклы
«Раскадровка текста»





Формы работы

индивидуальные
групповые
работа в паре
фронтальная

Педагогические средства, используемые в опыте  наглядные

Слайд 7


3 –понимание текста







2 - понимание
словосочетаний
и предложений


1 - понимание слов















Технология опыта
Уровни понимания учеником текста:



Слайд 8СЛОВО
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
и
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТЕКСТ
Этапы формирования
осознанного навыка чтения

СЛОВОСЛОВОСОЧЕТАНИЕи ПРЕДЛОЖЕНИЕТЕКСТЭтапы формирования осознанного навыка чтения

Слайд 9 Разбор значений слов-синонимов на основе «говорящих» картинок, сопоставление их со

словами из читаемого текста
Упражнения, направленные на усвоение многозначности слов (картинки- «подсказки»)


Самостоятельное придумывание слов-синонимов, составление с ними предложений
Упражнения, направленные на усвоение переносного значения слов (картинки- «подсказки»)
Подбор слов-антонимов , составление с ними предложений.




2 кл.

3 кл.

I этап
Цель: формирование смысловой стороны навыка чтения
в ходе лексической работы над словом

Разбор значений слов-синонимов на основе «говорящих» картинок, сопоставление их со словами из читаемого текстаУпражнения, направленные на

Слайд 10Разбор значения фразеологизмов, встречающихся в тексте на основе картинок- «подсказок»
Развитие смысловой

догадки на материале словосочетаний, предложений

Разбор значения незнакомых фразеологизмов, соотнесение с читаемым текстом
Развитие смысловой догадки на материале фразеологизмов, пословиц и поговорок
Дидактические игры

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Упражнение в замене фразеологизмов синонимами (работа по смысловым карточкам), соотнесение с читаемым текстом, с жизненными ситуациями
Дидактические игры

II этап
Цель: формирование смысловой стороны навыка
чтения при работе со словосочетанием и предложением

Разбор значения фразеологизмов, встречающихся в тексте на основе картинок- «подсказок»Развитие смысловой догадки на материале словосочетаний, предложенийРазбор значения

Слайд 11
Составление различных видов плана, пересказ по плану
Упражнение в поиске верных

и неверных утверждений
Развитие смысловой догадки на основе читаемого текста
Применение приема «куклотерапии»



Составление плана текста (простого и в виде «раскадровки» текста), пересказ по плану
Составление текста из предложений
Редактирование текста

4 кл.

3 кл.

III этап
Цель: формирование смысловой стороны навыка
чтения при работе с текстом

Составление различных видов плана, пересказ по плануУпражнение в поиске верных и неверных утвержденийРазвитие смысловой догадки на

Слайд 12

Прием «раскадровки текста»
Рассказа Н. Коростелева «Наша Галя»
Сорока-озорница.
Галя улетела.
Порядка стало

меньше…
Прием «раскадровки текста» Рассказа Н. Коростелева «Наша Галя»Сорока-озорница.Галя улетела.Порядка стало меньше…

Слайд 13
Прием куклотерапии

Прием куклотерапии

Слайд 14
Родительское собрание на тему:
«Мама, папа, я – читающая семья»

Родительское собрание на тему: «Мама, папа, я – читающая семья»

Слайд 15
Результативность

Результативность

Слайд 16

Итоговая диагностика
с применением

без применения


Итоговая диагностикас применением           без применения

Слайд 17I уровень (информационный)

I уровень (информационный)

Слайд 18II уровень (смысловой)

II уровень (смысловой)

Слайд 19III уровень (идейный)

III уровень (идейный)

Слайд 20Спасибо
за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть