Слайд 1Учись учиться!
Автор: учитель МОУ СОШ№5 г. Невеля Псковской области
Новиковой Ольги Николаевны
Слайд 2Занятие 1. Как научиться учиться?
Цель занятия: создать благоприятные условия для работы
учащихся на занятиях; ознакомить учащихся с основными правилами работы на занятиях, принять их; создание условий положительной мотивации к занятиям.
Что понадобится учащимся на занятии: тетрадь для занятий, цветные карандаши, ручки или фломастеры, линейка.
Слайд 3Ход занятия:
1.Игра «Знакомство».
Ведущий занятия дает всем ребятам задание. Каждый участник оформляет
карточку визитку, где указывает свое имя. При этом вправе взять себе любимое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, любимого актера, литературного героя и т.д. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки ставятся на столы около участников. Ведущий дает 5-7 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки сказали несколько слов о себе, при этом можно ввести какие-либо ограничения. Пусть это будет только три слова.
Слайд 42. «Правила группы».
После знакомства ведущий объясняет участникам основные правила работы на
занятиях. Затем учащиеся вырабатывают правила работы именно в своем классе.
Правила работы в группе:
Искренность в общении;
Уважать мнение окружающих;
Сохранять работоспособность, заряд творчества и разумного риска;
Ищите в себе и окружающих вас людей положительное и демонстрируйте его. Это способствует успеху.
Слайд 53. Игра «Может и должен».
Ведущий задает классу вопрос: Чем же должен
заниматься ученик в школе?
Ребята в своих тетрадях чертят таблицу и самостоятельно ее заполняют.
Ученик в школе должен \ Ученик в школе может
Количество строк неограниченно.
После этого каждый называет свой вариант, не повторяя при этом.
По окончанию игры важно подвести к тому, чтобы они самостоятельно сделали вывод о том, для чего нужно ходить в школу
Слайд 6Вопросы в конце занятия:
Как ученик должен вести себя в школе?
Нужны ли
перемены в школе?
Нужны ли оценки для учеников?
Домашнее занятие.
Можно предложить ребятам оформить обложку тетради для занятий – разрисовать, наклеить картинки и т.д.
На что надо обратить внимание:
Ведущий должен быть максимально внимательным и доброжелательным;
Необходимо соблюдать равновесие игровых и учебных моментов.
Слайд 7Занятие 2. Общение с учителями и сверстниками.
Цель занятия: познакомить
учащихся с видами общения между людьми; подвести учащихся к осознанию того, что у каждого человека существуют свои права в общении.
Что понадобится учащимся на занятии: тетради для занятий, цветные карандаши, ручки или фломастеры, линейка.
Слайд 8Ход занятия:
1.Информационная часть.
В психологической литературе выделяют четыре вида общения:
Первый
вид – это игра. Каждый участник такого общения ведет свою игру. У каждого есть свои планы, цели. Я не люблю этого человека, но стараюсь быть в его друзьях, потому что он – успевает во многом.
Второй вид – это манипуляция. Это общение с человеком как с вещью. Обычно такой человек планирует, как дальше использовать этого человека.
Третий вид – это вид нравственного общения. Все участники общаются на основе справедливости, порядочности, честности.
Четвертый вид – правового общения. Все участники общения уважают права каждого человека. Нормы и правила общения распространяются на всех.
Слайд 92. Часть самоанализа и самооценки.
Каждому участнику предлагается проанализировать свое общение со
сверстниками и учителями, и сформулируйте правила общения с людьми.
Затем учащимся предлагается обсудить, сформулированные ими правила и добавить следующие права в общении:
Будьте искренни!
Не общайтесь с людьми только из-за внешнего вида!
Будьте справедливы!
Считайтесь с чужим мнением!
Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
Анализируйте свое общение с людьми!
Предлагается ответить на следующие вопросы:
сильно ли отличаются права ученика и права учителя?
накладывают ли эти права ответственность за свое поведение?
Слайд 10
Вопросы в конце занятия: Что нового вы узнали на этом занятии?
Важно ли знать правила общения каждому человеку и их соблюдать?
Домашнее задание: учащимся предлагается понаблюдать, как общаются между собой окружающие их люди
_____________________________________________
На что надо обратить внимание: учащимся необходимо показать, что учителя тоже обычные люди, со своими особенностями.
Слайд 11Занятие 3. Как мы общаемся? Урок – практикум.
Цель занятия: осознание типичных
ошибок людей в общении; рассмотреть возможные причины разлада в общении.
Что понадобится учащимся на занятии: тетради для занятий, цветные карандаши, ручки.
Слайд 12Ход занятия:
1. Опрос домашнего задания.
Учащиеся обсуждают: как общаются между собой
люди.
2. Игровая часть.
1)Учащимся предлагается привести примеры возможных причин разлада в общении и затем они записывают в свои тетради следующие причины:
Неумение слушать собеседника;
Не достаточно информации;
Общение без обращения внимания на собеседника;
Проявление недоверия к собеседнику.
2)Учащимся предлагается разыграть ситуации ошибок ролевого общения и определить как можно их избежать.
Ситуация 1: Вам подарили подарок, который вам не нравится.
Ситуация 2: Вас обвиняют в поступке, который вы не совершали.
Ситуация 3: Вам надо на праздник, но вы на него опаздываете.
Ситуация 4: Ваши родители недовольны, что вы дружите с данным человеком.
Слайд 133. Информационная часть.
Типичные ошибки людей в общении:
Неравенство (недооценивание или переоценивание качеств
людей);
Предвзятость;
Поверхность в общении.
Домашнее задание: вспомнить виды общения.
______________________________________________
На что надо обратить внимание: можно к занятию подготовить больше ситуаций, которые разыгрываются в игровой части занятия.
Слайд 14Занятие 4. Поговорим о нашей памяти
Цель занятия: познакомить учащихся с секретами
хорошей памяти; осознание учащимися о взаимосвязи памяти с личностными особенностями человека.
Что понадобится учащимся на занятии: тетради для занятий, цветные карандаши, ручки.
Слайд 15Ход занятия:
Проверка домашнего задания.
Учащимся задаются следующие вопросы:
Какие виды общения людей
преобладают вокруг Вас?
Как вы общаетесь со своими одноклассниками?
Используете ли правила общения с людьми, которые мы сформулировали на прошлом занятии?
Слайд 162. Информационная часть.
Познакомимся с секретами хорошей памяти.
1). Заинтересованность.
Мы выполняем работу, которая
нам не нравится дольше, чем ту, которая нам нравится. Поэтому в каждом деле, предмете и т.д. необходимо увидеть нечто интересное, «изюминку». Попытаться найти увлекательную литературу, в которой много занимательного.
2) Концентрация внимания.
Меньше отвлекаться, чтобы не делать ошибки. Существуют упражнения по развитию внимания.
Упражнение 1: Взять любой текст (можно текст, расположенный на одной странице). Поставить перед собой цель: зачеркивать определенные буквы, задания можно усложнять, например, зачеркивать буквы под определенным уклоном, или по-разному их обводить, или подчеркивать.
Упражнение 2: Во многих журналах, газетах, книгах и т.д. приводятся картинки, в которых надо найти отличия. Попытайтесь найти эти отличия.
Упражнение3: Также, во многих журналах, газетах, книгах и т.д. приводятся «картинки – путаницы», в которых надо найти соответствующий правильный «путь».
Слайд 173)Понимание.
Чтобы хорошо запоминать материал, необходимо его понимать. То есть понимать все
о том, что говориться или пишется. Для этого следует постоянно заниматься своим совершенствованием: читать познавательную литературу, разговаривать с интересными людьми и т.д.
3. Вопросы в конце занятия:
Считаете ли вы, что вам надо развивать свою память?
Какой из приведенных на занятии секретов памяти наиболее заинтересовал вас?
Влияет ли память на внимание человека, а также на его характер?
Домашнее задание: придумайте способы заинтересовать себя в изучении не любимых предметов.
____________________________________________________
На что надо обратить внимание: к этому занятию можно принести наглядные материалы, помогающей представить упражнения по развитию внимания и памяти.
Слайд 18Занятие 5. Как лучше запомнить материал. Урок – практикум.
Цель занятия:
показать учащимся упражнения, направленные на развитие памяти.
Что понадобится учащимся на занятии: тетради для занятий, цветные карандаши или ручки.
Слайд 19Ход занятия:
Проверка домашнего задания.
Опрос учащихся о том, какие способы они
нашли для себя, чтобы заинтересовать себя в изучении не любимых предметов.
Необходимо отметить учащихся, которые придумали наиболее интересные и полезные способы.
Слайд 202. Игровая часть.
1) Игра «Снежный ком».
Все участники занятия садятся по кругу.
По-очереди каждый называет слова, относящиеся к одной группе (например, цветы). Прежде чем назвать слово, нужно повторить слова, сказанные до этого другими участниками группы. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Игру можно повторить, выбрав слова, относящиеся к другим группам.
2) Игра «Художник»
Учащиеся по памяти должны описать внешность своего одноклассника, памятник в городе, интерьер школьного кабинета и т.п.
Слайд 213) Игра «Ассоциации»
Участникам предлагается последовательно набор слов, предложений, фраз. Они должны
зарисовать каждое. Затем по памяти участники занятия пишут рядом с каждым рисунком то слово, предложение, фразу, которое они зарисовывали. Выигрывает тот, кто точно все записал.
Слайд 223. Информационная часть.
Памятка: «Как запомнить самое сложное»
Повторить предложение, которое надо запомнить
несколько раз.
Подождать 1 секунду и повторить снова.
Подождать 2 секунды и повторить снова.
Подожди 4 секунды и повтори снова.
Повторить все через 10 минут.
Для полного запоминания повторить через 2-3 часа.
Домашнее задание: попробовать запоминать сложную информацию с помощью памятки, приложенной на занятии.
_____________________________________________
На что надо обратить внимание: необходимо соблюдать равновесие игровых и информационных моментов.
Слайд 23Занятие 6. Поговорим о нашем мышлении.
Цель занятия: осознание учащимися важности владения
основными мыслительными процессами.
Что понадобится учащимся на занятии: тетради для занятий, цветные карандаши или ручки.
Слайд 24Ход занятия:
1.Проверка домашнего задания.
Проводится опрос учащихся о том, пригодилась ли
памятка, предложенная на прошлом занятии к запоминанию какого-либо учебного материала.
2. Задание – конкурс.
Учащимся предлагается назвать прилагательные, характеризующие качества ума. Определить, какие из них самые важные
(Ответ: системный и организованный).
Слайд 253. Информационная часть.
В окружающем нас мире приходиться классифицировать, систематизировать, различные предметы.
Классификация
– распределение предметов по группам, по каким-нибудь признакам.
Систематизация – расположение отдельных предметов в определенном порядке.
У каждого человека есть свой багаж знаний, который необходимо правильно систематизировать, используя умение классификации.
4. Задание участникам группы.
Каждому предлагается назвать несколько понятий, относящихся к слову «Времена года ». Выигрывает тот, кто приведет большее количество взаимосвязей понятий.
Слайд 26Домашнее задание: Задание группе: стараться каждое новое понятие, которое усваивается на
уроке, соотносить с уже известными понятиями, то есть составлять систему взаимосвязей.
______________________________________________
На что надо обратить внимание: может возникнуть затруднение учащихся при выполнении задания – конкурса. Необходимо заранее на доске написать качества ума: организованный, развитый, острый, глубокий и т.д.
Слайд 27Занятие 8. Как развивать наше мышление. Урок – практикум.
Цель занятия: показать
учащимся упражнения, направленные на развитие мышления.
Что понадобится учащимся на занятии: тетради для занятий, цветные карандаши или ручки.
Слайд 28Ход занятия:
1.Проверка домашнего задания.
С учащимися проводится беседа, о том, что
они запомнили полезного для себя с прошлого занятия.
2. Игровая часть.
1) Игра «Исключи лишнее».
Участникам занятия предлагаются наборы слов, например, «собака, гвоздь, книга». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее». Необходимо найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а также – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Слайд 292) Игра «Найди способы применения предмета».
Участникам занятия предлагается какой-нибудь предмет. Учащиеся
должны придумать как можно больше различных способов применения данного предмета. Побеждает тот, у кого больше способов.
3) Игра «Составь предложение».
Учащимся предлагается набор слов, несвязанных друг с другом. Необходимо составить из этих слов предложения, которые включали бы в себя данные слова. Побеждает тот, у кого больше предложений.
Например, «кошка», «книга», «шкаф».
Предложение: Кошка прыгнула на шкаф и свалила книгу. Кошку испугал стук в дверь, она прыгнула на шкаф и свалила книгу.
Слайд 303. Вопросы в конце занятия: Какая часть занятия запомнилась больше всего?
Какие были трудности?
Домашнее задание: придумать дома набор слов, несвязанных между собою и составить из них предложения; придумать ситуацию, а к ней причины, послужившие возникновению данной ситуации. Например, «получил пятерку: потому что хорошо выучил урок, у учителя хорошее настроение, подсказали одноклассники и т.п.».
_______________________________________________
На что надо обратить внимание: необходимо заранее регламентировать время, отводимое на каждую часть занятия.
Слайд 31Занятие 9. Не уверенность или уверенность? Что для меня лучше?
Цель занятия:
осознание учащимися важности уверенного поведения.
Что понадобится учащимся на занятии: тетради для занятий, цветные карандаши или ручки.
Слайд 32Ход занятия.
1.Проверка домашнего задания: учащимся дома надо было придумать дома набор
слов, несвязанных между собою и составить из них предложения; придумать ситуацию, а к ней причины, послужившие возникновению данной ситуации. Например, «получил пятерку: потому что хорошо выучил урок, у учителя хорошее настроение, подсказали одноклассники и т.п.». Необходимо похвалить тех, кто придумал большое количество слов и ситуаций.
Слайд 332. Информационная и игровая часть.
1) Упражнение 1. «Уверенно - неуверенно».
Учащимся надо
произнести высказывание сначала неуверенно, затем уверенно. Например, «На улице хорошая погода», «Вы не скажите, сколько сейчас времени?» и т.п.
2) Упражнение 2. «Копилка».
Учащимся предлагается подобрать слова неуверенного человека (сомневаюсь, вряд ли, так ли это, может быть, а как правильно, и т.д.).
3) Упражнение 3. «Чего я боюсь?».
Учащимся предлагается обсудить ситуации, в которых они чувствуют свою неуверенность (недостаточно информации по данному вопросу, была неудача, будут ругать, хвалят и т.п.).
Слайд 343. В конце занятия проводится упражнение: учащимся надо продолжить предложения: «Мне
нравится, когда … », «Я горжусь … ».
4. Домашнее задание: продумать ситуации, в которых ребята чувствуют себя уверенно.
________________________________________
На что надо обратить внимание: необходимо поощрять отличившихся участников.
Слайд 35Занятие 10. Как стать уверенным человеком.
Цель занятия: обучение способам самопомощи в
ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.
Что понадобится учащимся на занятии: тетради для занятий, цветные карандаши или ручки.
Слайд 36Ход занятия.
Проверка домашнего задания. Опрос учащихся ситуаций, в которых они чувствуют
себя уверенно? Как данные чувства помогают в дальнейшем?
2. Информационная часть.
Уверенное поведение – это, когда человек уверен в своей правоте, он старается с уважением относится к своему собеседнику, не давая ему навязать свою точку зрения. Это можно выразить формулой «Я равен тебе».
Не смотря на различные ситуации, необходимо стремиться к уверенности в своем поведении.
Слайд 373. Игровая часть.
1) Игра «Ты актер».
Изобразить на своем лице перед зеркалом
– радость, гнев, страх, нежность, уверенность, неуверенность.
Или в трудной ситуации представить себе как поступил бы любимый актер, литературный герой, находясь в ней.
2)Упражнение «Определенный цвет».
Учащимся раздаются различные ситуации (получил(а) двойку, боюсь ответить у доски и т.п.). Каждому участнику надо представить определенный цвет, который выражает состояние тревоги, неуверенности в данной ситуации, затем представить цвет, выражающий состояние покоя, затем цвет – уверенности, побежденности над данной ситуацией.
Это упражнение может помочь справляться при возникновении чувства неуверенности.
Слайд 384. Данное занятие является последнем в этом цикле.
В конце этого
занятия учащимся дается задание написать сочинение, в котором надо ответить на следующие вопросы: что самое интересное и запоминающиеся было на занятиях, что пригодилось, что помогло, что хотели бы узнать еще интересного, чего хотелось бы изменить.