Презентация, доклад Учет доминирующей модальности и репрезентативной системы обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО

Содержание

Актуальность Современное образование становится психолого-педагогическим и подчеркивает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Слайд 1Учет доминирующей модальности и репрезентативной системы обучающихся в условиях реализации ФГОС

НОО»

Презентацию подготовила педагог – психолог МОУ «Липицкая СОШ» Семенцова О.С.
2015 г.

Учет доминирующей модальности и репрезентативной системы обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО» Презентацию подготовила педагог – психолог

Слайд 2Актуальность
Современное образование становится психолого-педагогическим и подчеркивает необходимость такого содержания, которое

позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Как никогда, актуальным для учителя, становится умение использовать в своей ежедневной работе психологические знания об индивидуальных личностных особенностях обучающихся, применять эти знания в различных видах и формах деятельности и способствовать, таким образом, полноценному личностному развитию и самоопределению обучающихся на каждом возрастном этапе.


Актуальность  Современное образование становится психолого-педагогическим и подчеркивает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе

Слайд 3А получить точную и правдивую информацию каждому учителю может помочь компетентный

в данном вопросе специалист – психолог.  
А получить точную и правдивую информацию каждому учителю может помочь компетентный в данном вопросе специалист – психолог.

Слайд 5Итак, что же такое модальность?

Модальность – это форма проявления

раздражителя в существующей сенсорной системе человека (слуховая, зрительная, тактильная). В переводе с латыни данный термин означает «способ».

Модальность в психологии - это общее наименование и каналов первичного восприятия, и каналов внутренней обработки информационного материала.

Другими словами, это познавательный стиль, т.е. те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – так же они известны как репрезентативные системы, или каналы восприятия.
Итак, что же такое модальность?   Модальность – это форма проявления раздражителя в существующей сенсорной системе

Слайд 6 Так ли это важно, выявлять и учитывать доминирующую модальность?  

Да, важно! Так как доминирующие каналы восприятия информации детьми – это показатель усвоения учебного материал.
Учёт учителем индивидуальных особенностей обучающихся позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, и оказывать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку ученику.

Так ли это важно, выявлять и учитывать доминирующую модальность?      Да,

Слайд 7в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно

разделить на четыре категории:

дискреты

визуалы

аудиалы

кинестетики

в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:дискретывизуалыаудиалыкинестетики

Слайд 8ВИЗУАЛЫ
Словарь общения.
- визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы,

прилагательные, связанные в основном со зрением.
Особенности внимания.
- визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания.
- визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
Специалисты говорят:
- от визуала можно требовать быстрого решения задач.
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;


ВИЗУАЛЫ Словарь общения. - визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением.

Слайд 9 АУДИАЛЫ

Словарь общения.
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым

восприятием.
Особенности внимания.
Аудиал легко отвлекается на звуки.
Особенности запоминания.
Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая.
Специалисты говорят:
от аудиала –можно требовать немедленного повторения услышанного им материала .
 
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием.


АУДИАЛЫСловарь общения. Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием.Особенности внимания. Аудиал легко отвлекается на

Слайд 10 КИНЕСТЕТИКИ
Словарь

общения.
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения.
Особенности внимания.
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно.
Особенности запоминания.
Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Специалисты говорят:
От кинестетика лучше не ждать быстрой реакции - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
 При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
 

КИНЕСТЕТИКИСловарь общения. Словарь кинестетика в основном включает

Слайд 11 дискреты
- у них восприятие информации происходит в

основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
дискреты- у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с

Слайд 12Как же распознать ведущий канал восприятия ребенка?
 
Анкетирование родителей на предмет определения

принадлежности ребёнка к той или иной модальности.

Наблюдение за учащимся в урочное и внеурочное время, основанное на информации и знаниях о типах модальности.

Как же распознать ведущий канал восприятия ребенка?  Анкетирование родителей на предмет определения принадлежности ребёнка к той или

Слайд 13Ведущий канал восприятия проявляется даже в таком несложном занятии, как запись

домашнее задание, написанного учителем на доске.

Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Ведущий канал восприятия проявляется даже в таком несложном занятии, как запись домашнее задание, написанного учителем на доске.

Слайд 14Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене
Визуал: чаще всего остается

в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Многое даст наблюдение за поведением детей на переменеВизуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из

Слайд 15Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке"
с визуалом, используя слова,

описывающие цвет, размер, форму, местоположение, выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания, записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
с аудиалом, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
с кинестетиком, используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания, позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на

Слайд 16Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на

его языке"

визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;


аудиалу - сказать шепотом
"ш-ш-ш";


кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано

Слайд 17О чем говорят эти наблюдения?
О том, что не стоит заставлять

всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку, а предоставить возможность сделать выбор самому, как провести свободное время.

О чем говорят эти наблюдения? О том, что не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы

Слайд 18Особенности организации уроков с учетом репрезентативной системы обучающихся.

Особенности организации уроков с учетом репрезентативной системы обучающихся.

Слайд 21Преподавание уроков с учетом доминирующей репрезентативной системы приводит к тому, что

у ребенка развивается чувство уверенности в своих силах, исчезает страх неуспеха, боязнь перед заданием, ведь он получает возможность выполнять работу на своем « репрезентативном языке», т.е. в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия информации.

Преподавание уроков с учетом доминирующей репрезентативной системы приводит к тому, что у ребенка развивается чувство уверенности в

Слайд 22для «правополушарных детей» характерно
образное мышление.
для «левополушарных детей » - характерно

логическое мышление.
для «правополушарных детей» характерно образное мышление.для «левополушарных детей » - характерно логическое мышление.

Слайд 24Левополушарные учащиеся

Рабочая полусфера - правая; классическая посадка за партами.


Условия необходимые для

успешной учебной деятельности:
детали
абстрактно-линейный стиль изложения информации
тишина на уроке
работа в одиночку
многократное повторение
задание на поиск ошибок
задание в символах

Методы проверки:
Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа).
Левополушарные учащиесяРабочая полусфера - правая; классическая посадка за партами.Условия необходимые для успешной учебной деятельности: деталиабстрактно-линейный стиль изложения

Слайд 25Правополушарные учащиеся
Рабочая полусфера – левая; посадка полукругом.


Условия необходимые для успешной учебной

деятельности:
контекст
связь информации с реальностью, практика
творческие задания
эксперименты
музыкальный фон
речевые и музыкальные ритмы
работа в группах
схемы, таблицы, карточки
ролевые игры, инсценировка

Методы проверки:
Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы “открытого” типа (собственный развернутый ответ).
Правополушарные учащиесяРабочая полусфера – левая; посадка полукругом.Условия необходимые для успешной учебной деятельности: контекст связь информации с реальностью,

Слайд 26

Время проведения тестирования в каждом классе – 10 минут.
Данное тестирование рекомендуется

проводить со второго класса, т.к. учащиеся первых классов не владеют чтением и письмом в совершенстве.
Наглядный материал:
9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».
Инструкция.
Учитель размещает на доске все карточки, перемешав их, и предлагает учащемуся разложить все карточки по три штуки на 3 группы так, что­бы в каждой группе было что-то общее между словами.
Учащимся раздаются листы бумаги, на которых они записывают свои результаты.

Для определения функциональной асимметрии полушарий мозга используется тест И. П. Павлова.

Время проведения тестирования в каждом классе – 10 минут.Данное тестирование рекомендуется проводить со второго класса, т.к. учащиеся

Слайд 27Оценка результатов:
I вариант:
1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек

— «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».
Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художествен­ный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
II вариант:
1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».
Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доми­нирование левого полушария.
III вариант:
Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.
Если учащийся не справился с заданием или не дал ответ по одному из предложенных вариантов, то с ним рекомендуется поработать индивидуально. Возможно, ребёнок не понял смысла задания.
Оценка результатов:I вариант:1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».3-я группа карточек

Слайд 29 Знания о личностных особенностях обучающихся, таких как типы репрезентативных

систем, ведущее полушарие, могут оказать неоценимую помощь учителю при реализации ФГОС НОО.
Учитель, владеющий этими знаниями и умеющий их применять в учебно-воспитательном процессе, получает колоссальные возможности по созданию благоприятных условий для формирования различных универсальных учебных действий.
Понимание личности ребенка, умение признать и принять его индивидуальные особенности, способствует созданию той комфортной образовательной среды, в которой происходит развитие личности обучающегося, где он познает и осваивает окружающий мир, овладевает основами умения учиться.
Знания о личностных особенностях обучающихся, таких как типы репрезентативных систем, ведущее полушарие,  могут оказать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть