Слайд 1Трудовое воспитание подростков
Заседание методического объединения руководителей ШМО классных руководителей
Слайд 2Трудовое воспитание подростков
Функции трудового воспитания
Задачи трудового воспитания
Обучающая- овладение учащимися практическими умениями
и навыками в сфере труда
Развивающая- обеспечивает интеллектуальное, физическое. Социальное развитие.
Воспитательная- формирует трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность.
1. Формирование положительного отношения к труду
2. Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в труде.
3. Вооружение разнообразными умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда
Слайд 3Основные пути осуществления задач трудового воспитания
В процессе получения общеобразовательной подготовки
В процессе
трудового обучения освоения образовательной области «технология»
В процессе внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с профессиями и людьми труда
В процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения
В процессе трудовой деятельности
Слайд 4Виды труда
Учебный труд
(интеллектуальный труд)
Общественно-полезный труд
Производительный
Бытовой
Самообслуживающий
Общественно-организационный
Общественно-значимый
Слайд 5Формы работы:
Изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.
Регулярный домашний труд
школьников
Проведение трудовых десантов
Накопление в школе трудовых традиций
Беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художественные вечера, встречи со знаменитыми людьми.
Все виды трудовой деятельности
Слайд 6КТД
коллективно-творческие дела
Цель трудовых КТД:
Обогатить знания ребят, выработать взгляды на труд как
на основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности.
Слайд 7Виды трудовых КТД
Атака (расчистить территорию от снега, посыпать песком дорожки и
т.д.)
Трудовой десант (помощь колхозу в уборке урожая, помощь в строительстве, помощь в подготовке мероприятия)
Трудовой рейд (сбор материала о героях труда, выпуск «молнии» по злободневным вопросам, создание выставок рисунков, забота о местных ребятах, организация детской площадки и т.д.)
Слайд 8Работа с родителями
Родительские собрания
КТД
ЛТО
Экскурсии на предприятия и т.д.
Слайд 9Родительское собрание
Тема: «Семейные традиции и способности ребенка трудиться»
Задачи: обсудить с
родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье; доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
Форма проведения : беседа
Подготовительная работа: анкетирование, проведение классного часа, подготовка материалов для рубрик «В родительский дневник»
Слайд 10Анкета для родителей
Любит ли ваш ребенок трудиться?
Что он любит делать по
дому?
Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно?
Как долго может трудиться ваш ребенок?
Работой занимается увлеченно или неохотно?
Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?
Поощряете ли вы выполненную домашнюю работу?
Наказываете ли ребенка, если он выполнил работу плохо?
Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни класса?
Считаете ли вы необходимым трудовое участие ребенка в жизни класса и школы?
Слайд 11Анкета для учеников
С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
Что тебе нравится
больше всего из домашних дел?
Что тебе не нравится делать по дому?
Хвалят ли тебя за выполненную работу?
Если ты сделал что-то не так, тебя за это ругают?
Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это сделать?
Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?
Помогаешь ли ты бабушке и дедушке?
Как ты думаешь, домашние дела- это трудная работа?
Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
Слайд 12Памятка для родителей
Если вы постоянно говорите дома о том, что работа
для вас каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок.
Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел, то где он сможет этому научиться.
Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все домашние дела делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?
Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появится желание делать дела еще лучше?
Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?
Слайд 13Профессинальное самоопределение
Под профессиональной ориентацией понимается определенная деятельность по оказанию помощи школьникам
в выборе профессии. Это совокупность психолого-педагогических, медицинских и организационных мер воздействия на учащихся с целью выявления и формирования их профессиональных интересов и способностей и влияние на выбор ими профессии в соответствии с социально-экономическими потребностями, личными склонностями, психическими и физическими возможностями.
Слайд 14Профессиональное самоопределение
Профориентационная деятельность осуществляется в единстве профпросвещения, профконсультаций, профдиагностики
и профадаптации.
Слайд 15Кружок
«Твоя профессиональная карьера»
Разделы:
Теоретический
Практический
Учащиеся должны знать:
Правила выбора профессии
Понятие
о профессиональной деятельности
Значение профессионального самоопределения
Слайд 16Из опыта работы
МОУ Шатковская СОШ №2
«Трудовое воспитание учащихся»
Цель:
Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.
Задачи:
Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
Формировать трудовые навыки по самообслуживанию
Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду.
Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности
Слайд 17Начальное звено
Трудовое воспитание
Вооружение основными навыками самообслуживания
Формирование навыков трудовой
коллективной деятельности
Слайд 18Среднее звено
Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание
Ориентировка учащихся в различных жизненных ситуациях
Развитие
алгоритма решения различных житейских проблем
Отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим домом
Охрана природы
Слайд 19Старшее звено
Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание
Развитие способностей конструировать возможные варианты
будущего
Трудовое воспитание
Жизнеобеспечение
Слайд 20Содержание деятельности
Сельскохозяйственные работы
(работа на пришкольном участке)
Слайд 21Уроки технологии
Кружковая работа
Слайд 22Дежурство по школе и классу
Дежурство в столовой
Слайд 23КТД
Трудовые десанты по уборке территории «Чистый двор»
Операция «Спасатель»(уборка улиц)
Слайд 24Внеклассные мероприятия
1. Конкурсы рисунков и фотографий «Профессия моей мамы»
2. Акции
(«Книжкина больница»)
3. Познавательное мероприятие «Все работы хороши, выбирай на вкус»
4. Классные часы, встречи с людьми разных профессий и др.
Слайд 25Летняя трудовая четверть
ЛТО (лагерь труда и отдыха)
Работа ремонтной бригады и бригады
вожатых
Слайд 26Родительское собрание
«Семейные традиции и способности ребенка трудиться»
1. Есть ли у
тебя дома постоянные трудовые поручения? Да- 96, нет-8
2. Ты выполняешь их сам или тебя нужно просить?
Да- 79, нет-25
3. Поощряют ли тебя за это родители? Да- 56, нет-43
4. Наказывают ли тебя за невыполнение поручений? Да- 27, нет-73
5. Знаете ли вы, где работают ваши родители?
Да- 102, нет- 2