Слайд 1ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Ескина О.А. 61/1-ИО
Слайд 2
Задача методических рекомендаций – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий
применительно к определенному виду деятельности.
Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.
В «Словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании» (автор Полонский В.М., М.: "МИРОС", 1995, с. 56) дано следующее определение понятия: «методические рекомендации - комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики».
Слайд 3Методическая продукция весьма разнообразна. Издательская, методическая и библиотечная практика позволяют классифицировать
методическую продукцию по периодичности, адресату, характеру информации, инновационному потенциалу и её функциональному назначению.
Слайд 4СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Общая структура:
Титульный лист
Рецензия (внешняя, внутренняя)
Содержание.
Введение(пояснительная записка)
Стандарт
Графлогические структуры
Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)
Основная часть
Заключение (тесты, эталоны к тестам)
Список использованной литературы.
Приложения(дополнительный материал).
Слайд 5АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Слайд 6ПОЯСНЕНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
На титульном листе должны
быть обозначены:
название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
название;
фамилия, имя, отчество автора;
название города;
год разработки.
Слайд 7 На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
сути рассматриваемых вопросов;
предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа);
источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные метод.рекомендации);
возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
Слайд 8Оглавление содержит:
перечень основных разделов методической рекомендации с указанием страниц.
Слайд 9ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ:
обоснование актуальности разработки
данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам; может способствовать повышению мотивации студентов и т.п.);
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
Слайд 10 Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами:
решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п.
Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме.
Например, его можно структурировать в следующей логике:
описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
дать советы по решению:
организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
кадровому обеспечению (требования к экспертам);
вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
Слайд 11Заключение содержит:
краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических
рекомендаций.
Слайд 12Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в
соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
планы проведения конкретных дел, мероприятий;
тестовые задания;
методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Слайд 13ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
формат А 4;
ориентация - книжная;
поля: верхнее, нижнее, правое - 2 см, левое - 3 см;
номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию;
шрифт -Times New Roman;
высота шрифта-12 (14) кегль;
красная строка -1,27 или 1,5 см;
межстрочный интервал - одинарный или полуторный;
исключить переносы в словах;
выравнивание текста - по ширине;
необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.
Слайд 14ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
список используемых источников представляет
собой перечень тех документов и источников, которые использовались при написании работы
список используемых источников включает в себя не менее 10 наименований, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:
Учебники, монографии, брошюры;
Диссертации и авторефераты диссертаций;
Периодические издания;
Иностранная литература;
Электронные ресурсы.
Слайд 15Методические рекомендации являются наиболее распространенным видом методической продукции, предназначенным для оказания
помощи педагогическим работникам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.
Разработка методических рекомендаций осуществляется в соответствии с алгоритмом, определяющим основные этапы работы. Методические рекомендации имеют четкую структуру, включающую семь обязательных разделов, каждый из которых предъявляет определенные требования к их содержанию.
Составление и разработка методических рекомендаций требует от разработчиков тщательной подготовки, глубоких знаний о сущности раскрываемого вопроса, особенностях предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области, достижениях современной педагогической науки.