Слайд 1Традиционный анализ урока
Мишина Светлана Ивановна,
заместитель директора по УВР
МКОУ «Прогимназия №1»
март 2015
Слайд 2
“Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену
себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!”
(Пьер Гренгор)
Слайд 3Памятка для самоанализа занятия
А. Каков был замысел, план проведения занятия и
почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Слайд 4
Необходимо:
Пропагандировать и разъяснять необходимость самоанализа
Обязательно включать самоанализ в процедуру посещения и
анализа уроков
Фиксировать лучшие образцы самоанализа и передавать их в МО учителей начальных классов
Занимать в ходе самоанализа позицию открытого, эмпатического и активного восприятия, быть готовым к постановке вопросов педагогу на понимание.
Слайд 5Виды анализа урока
Краткий оценочный анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока,
характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
Слайд 6Виды анализа урока
Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с
точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.
Слайд 7Виды анализа урока
Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации
задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.
Слайд 8Виды анализа урока
Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур
(элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся.
Слайд 9Виды анализа урока
Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по
каждому его этапу.
Слайд 10Виды анализа урока
Анализ воспитательной направленности урока - это оценка и
выявление путей наиболее эффективного использования учебного материала для воспитания качеств личности учащихся.
Слайд 11Виды анализа урока
Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической
цели урока и структурных элементов.
Слайд 12Виды анализа урока
Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категории (реализация
принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью и т.п.)
Слайд 13Виды анализа урока
Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к
уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа)
Слайд 14Виды анализа урока
Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и
других основ урока (чаще всего системы уроков)