Слайд 1
Тифлотехнические средства
обучения и их роль в организации учебного процесса
подготовила
учитель
начальных
классов
Гарайкина Е.А.
Слайд 2Тифлотехника - отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств
для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения.
Слайд 3Одной из основных функций тифлотехники является создание для незрячего человека возможностей получения
более полной информации о мире, в котором он живет, и использование ее для адаптации к окружающему, для самостоятельной жизни в обществе. Компенсация зрительной недостаточности осуществляется, главным образом, за счет использования сохранных анализаторов. Такими мощными средствами являются осязание и слух, наименее страдающие от нарушения зрения
Слайд 4
Основные задачи тифлотехники:
1. уменьшить
ограничение в ориентировке слепых в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения;
2. создать необходимые технические условия для разностороннего развития, получения образования;
3. расширить возможности применения труда слепых в современном механизированном производстве;
4. облегчить ориентировку слепых в быту, создать возможности рациональной организации досуга и культурного отдыха.
Слайд 5 Основными принципами разработки
тифлотехнических устройств являются:
1. замещение функций зрительного анализатора функциями других сохранных анализаторов с использованием акустических, тактильных средств отображения информации;
2. усиление визуального сигнала, превышающего уровень помех, создаваемых дефектом информационного канала зрительного анализатора;
3. рациональное использование и охрана нарушенного зрения и сохранных анализаторов.
Слайд 6Тифлотехнические средства подразделяются на:
1. бытовые
2. учебные
3. технические
Слайд 7В образовательной деятельности перечисленные средства используются детьми с нарушениями зрения как
на учебных занятиях, так и на коррекционно-развивающих, предусмотренных учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения.
Слайд 8проекционная аппаратура, устройства для чтения с разным увеличением:
1. Прибор-подставка «Сигма», предназначен
для чтения плоского текста людьми с ослабленным зрением. Он способствует улучшению условий чтения книг, журналов, и других печатных изданий и рукописных текстов.
2. VideoLight-VGA ( увеличивающее
устройство). Является многофунк-
циональным
помощником зрения
(в частности, чтение текстов и
просмотр изображений) и выглядит
при этом как настольная лампа. Простая и удобная
конструкция обеспечивает простоту использования;
Бытовые тифлотехнические средства
Слайд 93. Sense View - карманная электронная лупа. Она имеет малые размеры,
может работать до 4,5 часов без подключения к электросети, имеет плоский экран (10,9 см по диагонали), весит всего 221 г. С помощью SenseView можно читать тексты, напечатанные мелким шрифтом или заполнять бланки.
Слайд 10 Средства передвижения обеспечивают незрячим и частичновидящим доступность, безопасность и самостоятельность
в передвижении, ориентировке в пространстве.
1. специальные трости
Слайд 112. системы для ориентации – локаторы лазерные, световые, принцип действия которых основан
на отражении волн, посылаемых прибором от препятствия;
Слайд 123. портативный прибор «Ориентир» Он предназначен для построения на плоскости различных
планов местности, маршрутов движения, планов зданий и часто посещаемых помещений административных зданий, а также различных элементарных схем, графиков, геометрических фигур и т.д.
Слайд 144. Электронный компас "Пеленг-01" Прибор предназначен для облегчения пространственной ориентации при
самостоятельном перемещении по открытому пространству, лишенному локальных ориентиров.
Слайд 151. Специальные программы экранного доступа для слабовидящих
ZoomText
2. Специальные программы синтезирования речи:
Речевая
программа JAWS
для работы с ОС WINDOWS
Речевая программа EPARD
для работы с DOS
Речевая программа Вирго.
Речевая программа NVDA
Учебная тифлотехника
Слайд 16 1. Разные типы приборов и приспособления для чтения, письма по
Брайлю:
Прибор для письма по системе Брайля, который представляет собой пластину, на которой выдавлены шеститочия, отверстия для написания букв точечным шрифтом;
Технические средства
Слайд 17Прибор прямого чтения, который состоит из двух частей: правая часть предназначена
для письма, а левая для чтения. Правая имитирует письменный прибор и предназначается для записи текстов грифелем. Каждое поле имеет по 10 строк, каждая строка - по 16 клеток. После каждого нажатия грифелем в клетке поля для письма соответствующие точки с помощью специального устройства появляются на поле для чтения. Это создаёт благоприятные условия для понимания зеркальности письма и чтения по системе Брайля.
Слайд 18Грифель для письма , который предназначен для нанесения точек при письме
по системе Брайля и представляет собой острый металлический стержень с пластмассовой рукояткой.
Слайд 19 Разнообразные измерительные линейки, транспортиры, треугольники с нанесенными на них делениями
так, чтобы незрячий человек мог прощупывать пальцами указанные на них показатели.
Слайд 20Планшет для
рельефного рисования Предназначен для использования на уроках математики, рисования,
черчения. Рельефное рисование осуществляется шариковой ручкой или простым карандашом на пленке.
Шеститочие
брайлевское
Слайд 21Азбука-колодка Брайлевская «рассыпная рельефная азбука»
Кубик – буква Брайлевская Учащийся может самостоятель
но составить на этом пособии шеститочие .
Слайд 22 2. Специальная пишущая машинка. механический, электромеханический или электронно-механический прибор, оснащённый
набором клавиш, нажатие которых приводит к печати соответствующих символов на носителе (в большинстве случаев это бумага).
Слайд 23Электронная тифлотехника, которая позволяет при отсутствии зрения опосредствованно получать объективную, достоверную
информацию о предметах, визуальных процессах и явлениях действительности.
1.Читающие машины,
преобразующие обычные
буквы в слуховые,
тактильные,
тактильно-вибрационные
сигналы, дающие на выходе
звуковые мелодии букв.
Слайд 242. Брайлевский принтер
Позволяет работать с обычной бумагой и создавать брайлевские
документы, полностью готовые к использованию сразу после печати.
Слайд 253. Брайлевскиий дисплей: специальное устройство, которое представляет информацию с экрана в
тактильном (осязаемом) виде.
Слайд 264. Электронные «записные книжки» для незрячих
Эти устройства позволяют
прочитать «компьютерным» голосом текст, с помощью Брайлевской клавиатуры внести в него исправления, найти нужный фрагмент и др.
Слайд 27Средства коррекции нарушения зрения: позволяют восстанавливать неполноценное зрение, а также сохранять остаточное.
1.
линзы, лупы
(складная, с подсветкой,
лупа – строка), настольная,
ручная,телескопические очки)
Слайд 28Электронный ручной видео-увеличитель с увеличением от 10 до 50 крат. Формирует на
экране увеличенное изображение фокусировки и позволяет читать любой плоскопечатный текст.
Слайд 292. Коррекционный прибор "СВЕТЛЯЧОК".
Он предназначен для копирования различных рисунков, схем, графиков
и т.д. Прибор представляет собой деревянный каркас с подсветкой. Формирует графические навыки, способствует стимуляции зрительных функций
Слайд 303. Оптический прибор лупа “.
Он представляет собой дисплей, который изменяет размер,
яркость, контраст изображений, цвет (от черно-белого до цветного).
Слайд 31Тифлотехнические средства на занятиях выполняют важную роль:
расширяют арсенал средств педагога, помогая
«достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения коррекционно-развивающих задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств;
повышают качество знаний, умений и навыков, приобретаемых на этих занятиях;
повышают скорость достижения поставленных целей на коррекционно-развивающих занятиях;
повышают мотивацию детей с нарушениями зрения к трудным для них видам деятельности;
обеспечивают возможность продуктивной деятельности в условиях группового обучения