Слайд 1Семинар для классных руководителей
«Технология подготовки и проведения классного часа»
Презентация
подготовлена руководителем ШМО классных руководителей Истоминой В.С.
Ноябрь, 2015 г.
Слайд 2Цель:
повышение компетенции классных руководителей школы в вопросах современных воспитательных технологий;
способствование
формированию у классных руководителей установки на использование совместно-деятельностного подхода, овладение методикой подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.
Слайд 3Задачи:
Проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе;
Выявить характерные черты
личностно-ориентированного классного часа, разобрать проекты его организации, критерии его анализа.
Наметить пути освоения классными руководителями технологии подготовки и проведение личностно-ориентированного классного часа в системе совместно-деятельностного подхода.
Слайд 4
Систематизация сведений об организации и проведении классного часа;
Формирование у классных
руководителей установки на использование личностно-ориентированного и системного подхода при подготовке и проведении классных часов;
Выработка рекомендаций по улучшению работы по организации и проведении классных часов.
Слайд 5Понятие классного часа
это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной
работы, представляющая собой специально-организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Этот процесс общения планируется, проектируется, управляется педагогом.
Слайд 6Функции классного часа
Просветительская
Ориентирующая
Направляющая
Формирующая
Слайд 7Функции классного часа
Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний
обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
Слайд 8Функции классного часа
Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся,
определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.
Слайд 9Функции классного часа
Направляющая - классный час помогает теоретические знания перевести в
область практики, направить обучающихся на реальные практические дела.
Формирующая - классный час формирует у обучающихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.
Слайд 10Типы классного часа
Информационный классный час
Цели:
Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и
явлениям общественно-политической жизни своей страны;
Применение знаний, полученных на уроках истории, обществознания и граждановедения;
Формирование своего отношения к происходящему;
Развитие исследовательских умений.
Слайд 11Типы классного часа
Тематический классный час
Цели:
Развивать кругозор обучающихся;
Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию
их интересов и духовных потребностей.
Слайд 12Типы классного часа
Интеллектуально-познавательный классный час
Цели:
Развивать познавательный интерес обучающихся;
Развивать умение осознавать свои
индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
Слайд 13Типы классного часа
Нравственный классный час
Цели:
Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных
взглядов, суждений, оценок;
Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков других людей;
Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.)
Слайд 15
Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива,
от особенностей класса, от возрастных особенностей обучающихся, профессионализма педагога!
Формы классного часа
Слайд 16Личностно-ориентированный подход
Разнообразие тем, форм и способов организации классных часов, способствующих удовлетворению
индивидуальных интересов учащихся, обогащению их субъективного опыта.
Демократический стиль общения, позволяющий стимулировать процесс самопроявления и самовыражения учащихся.
Неформальная обстановка.
Дифференциация и индивидуализация воспитательного воздействия.
Создание ситуации успеха и выбора независимо от результатов обучающегося в учебной деятельности
Слайд 17Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа
Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей,
норм, образцов поведения.
Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог.
Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель.
При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации.
Цель: развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности.
Содержание: включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют обучающиеся.
Организация: акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успеха.
При анализе учитывается обогащение жизненного опыта обучающегося, развитие творческих способностей, активность участия.
Слайд 18Основные компоненты классного часа
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде
всего, с развитием индивидуальности обучающегося, с проектированием и установлением его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности обучающегося.
Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ученика, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ученика, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Слайд 19Технология подготовки личностно-ориентированного классного часа
Первый шаг:
составление педагогом совместно
с обучающимися тематики классных часов на новый учебный год
Методы:
метод социологического опроса
методика «недописанный тезис»
методика «проблема века»
Слайд 20Второй шаг:
уточнение темы и генерирование идей
по подготовке и проведению
Третий шаг:
выбор целей, содержания и форм проведения:
традиционные: лекция, рассказ, беседа, обсуждение, анкетирование и анализ, размышления над...
активные: диспут, дискуссия, беседа за круглым столом, игра ..
интерактивные: деловая, ролевая игра, проект…
Технология подготовки личностно-ориентированного классного часа
Слайд 21Четвертый шаг:
индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного
часа, совместное создание сценарного плана классного часа.
Пятый шаг:
анализ и оценка результатов по критериям:
личностная значимость для обучающихся
благоприятный психологический климат
возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей обучающихся
обогащение жизненного опыта обучающихся, духовно-нравственная ценность
Технология подготовки личностно-ориентированного классного часа
Слайд 22Подготовка классного часа
может строиться по плану
Определение темы разговора с обучающимися;
Формулировка целей
и задач классного часа;
Подбор необходимого материала и оборудования;
Создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними;
Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, специалистов по обсуждаемой теме.
Слайд 23Вступительная часть (5 минут)
Мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить достаточно
серьёзное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.
Технология проведения
классного часа
Слайд 24Основная (содержательная) часть (30 минут) Назначение основной части определяется воспитательной задачей
классного часа. Может быть больше по времени на 10 минут (зависит от формы проведения классного часа).
Технология проведения
классного часа
Слайд 25Заключительная часть (10 минут)
Может быть больше по времени, если разговор
перешёл в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить «смысл» впечатления от основного содержания классного часа.
Технология проведения
классного часа
Слайд 26Анализ классного часа
Выделяют две стороны анализа:
Первая сторона - это совместный анализ
учителя с воспитанниками (рефлексия).
Другая сторона - это педагогический анализ:
Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы.
Что? - цель
Как? – методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности.
И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы.
Слайд 27Критерии оценки классного часа
Соответствие структуры, форм организации классного часа его целям,
задачам, возрастным особенностям обучающихся;
Использование нетрадиционных форм и приемов для развития личности ученика;
Использование активных форм воспитательной работы;
Уровень подачи подготовленного материала школьникам;
Внимание, активность обучающихся на различных этапах мероприятия;
Взаимоотношения педагога с обучающимися.
Слайд 28Этический или нравственный классный час
!! Нравственный классный час - это
время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
!! Нравственный классный час:
не должен быть частым (1 раз в четверть)
не должен превращаться в назидание и чтение нотаций
Слайд 29Этический или нравственный классный час
Можно провести предварительную диагностику понимания учениками
нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, ответственность, открытость, любовь…
Материалом для подготовки может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Слайд 30Советы по проведению классного часа
От предметной информации к оценке информации;
От общих
оценок к развернутым суждениям;
Внимание к выступлениям обучающихся;
Акцент на важных моментах;
Размышления вместе с обучающимися;
Совместный поиск решений проблемы;
Учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/острый вопрос).
Слайд 32Рефлексия «Мои впечатления»
В ходе семинара я впервые научилась
Я узнала,
что
Больше всего мне понравилось
В следующий раз мне бы хотелось
Удачным было
Недостаточно
В целом
Слайд 33Критерии эффективности классного часа.
Личная значимость для учащихся;
Комфортность, благоприятный психологический климат;
Возможность для
проявления и развития индивидуальных и творческих способностей обучающихся;
Обогащение жизненного опыта обучающихся;
Духовно-нравственная ценность;
Вовлечённость обучающихся в подготовку и проведение классного часа.
Слайд 34Формула успеха
Слагаемые педагогического мастерства
Отказаться от монотонной манеры изложения;
Привлекать интерес с помощью
фактов, оригинальных или парадоксальных формулировок проблемы;
Использовать паузы или невербальные средства коммуникации (взгляд, мимика, жесты, улыбка);
Иметь запас высказываний, стихов, притч, уместных шуток и, конечно, знаний из области педагогики и психологии;
Использовать иллюстрации, видео и кинофрагменты, примеры, факты и т.д.
Слайд 35Решение:
Использовать принцип системности, комплексности и программный подход в планировании и организации
классных часов.
Совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, методы и приёмы их организации.
Использовать в практике работы технологии личностно- ориентированного классного часа.
Продолжить взаимопосещение классных часов с целью обмена опытом и повышения профессионализма классных руководителей.
Начать составление электронной картотеки классных часов.