Слайд 1
Тема: «Стресс и пути его
преодоления»
подготовила:
педагог-психолог
Л.С. Власова
2018 г.
Слайд 2Цели: работа с эмоционально- психологической составляющей личности клиента, отработка навыков волевого контроля
и саморегуляции поведения в стрессовой ситуации.
Слайд 3Время: 1 час
Материал: диагностические бланки, диагностический инструментарий, листы А4, цветные карандаши,
ручки, фломастеры, цветной картон, бумага.
Ход занятия
Упражнение «Ассоциации к слову «СТРЕСС»
Цель: знакомство с понятием «стресс» и его характеристиками.
Инструкция: участникам предлагается поиграть в ассоциации. Как только будет названо слово, необходимо сразу высказать свои ассоциации к нему. Ведущий называет слово «СТРЕСС» и прикрепляет к доске карточку с его написанием, а затем записывает рядом слова-ассоциации к данному слову.Затем организовывается обсуждение полученных результатов данного задания: как правило, это большинство ассоциаций, несущих негативную окраску.
Анализ:
- Как вы считаете, почему большинство наших ассоциаций к слову «Стресс» негативно окрашены?
- Как для вас выглядит «Стресс»?
Слайд 5Беседа «Почему стресс – это плохо/вредно?»
Цель: расширение представление о понятии
«стресс»
Инструкция: давай сегодня поговорим о стрессе. Все часто упоминают это слово, но каждый понимает под ни совершенно разное. Итак,
- Что такое стресс?
- Какие эмоции и чувства за ним стоят?
- Откуда он берется? Почему появляется?
- Ваше отношение к стрессу?
- Стрессовые ситуации – это какие?
- Какие ситуации для вас стрессовые?
Слайд 6Упражнение «Ладошка моего стресса»
Цель: осознание проблемных ситуаций из собственного опыта.
Инструкция:
У тебя есть листок, на нем необходимо обвести свою ладонь и подписать внутри нарисованной ладони свое имя. «На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость – стрессовую для вас ситуацию». Далее необходимо вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой, рассказывая о своих трудностях.
Слайд 7Упражнение «Мой ответ стрессу»
Цель: развитие умений решать конфликтные ситуации и
справляться со стрессом.
Материал: Для данного упражнения необходима «ладошка моего стресса», сделанная участниками игры в предыдущем задании.
Инструкция: «Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.
Слайд 8Упражнение "Оценка ситуации"
Цель: Осознание собственных установок и резервов возможностей оценки
ситуации, отработка навыков оценки ситуации.
Инструкция: Нужно назватьнесколько стрессовых или проблемных события, когда-либо перенесенных участником. Получившийся перечень записывается. Затем нужно расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.
Слайд 9Упражнение «Приятный сон»
Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация.
Инструкция: примите
удобную позу, закройте глаза, успокойтесь, медленно мысленно произнесите:
1. Я спокоен, мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю.
2. Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается. Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокоен.
3. Моя правая рука расслаблена. Моя левая рука расслабленна… Руки расслабленны… Плечи расслабленны и опущены…
4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках.
5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…
6. Расслабленны мышцы правой ноги… Расслабленны мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны…
7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…
8. Мое тело расслабленно… Расслабленны мышцы спины… Расслабленны мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… мне легко и приятно… Я отдыхаю…
9. Веки опущены… Расслабленны мышцы рта… Мой лоб прохладен… Я отдыхаю… Я спокоен…
10. Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза… Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодр и свеж…
Слайд 10Упражнение «Действуем от противного»
Цель: знакомство со способами и приемами мгновенной коррекции
самооценивания.
Инструкция: Представляйте событие, которого вы ужасно боитесь. Ищите варианты того, как бы вы поступили в этой безысходной ситуации. Улыбнитесь и поверьте в то, что вы способны на все. «Создание нового мира внутри себя»:
Поудобнее присядьте на свой любимый стул или в любимое кресло.
Расслабляйтесь полностью.
Закрывайте глаза.
Вздохните и выдохните несколько раз (глубоко и вдумчиво).
Отпускайте все негативные мысли.
Представляйте себя именно таким, каким хотите быть и сейчас, и всегда.
Представляйте себя прямо перед зеркалом.
Рассматривайте свое отражение в воображаемом зеркальце.
Скажите отражению, что вы лучше всех.
Вставайте со стула (с кресла) и подходите к настоящему зеркалу.
Скажите те же слова, рассматривая себя уже в реальности.
Слайд 11Упражнение «Чему я сегодня научился?»
Цель: закрепление навыков поднятия настроения, работы над
своей самооценкой.