Презентация, доклад Стратегии и тактики поведения

Содержание

Литература Берн Э. Игры, в которые играют люди. - СПб.: Лениздат., 1992.- 400с. Грановская Р.М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М. 2002.Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.

Слайд 1КОНФЛИКТ ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ

КОНФЛИКТ ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ

Слайд 2Литература
Берн Э. Игры, в которые играют люди. - СПб.: Лениздат.,

1992.- 400с. Грановская Р.М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М. 2002.
Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990. Ч. 2.
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. — М.: Стрингер, 1992. .
Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или все о переговорах: Пер. с англ. — Мн.: СП”Эф-Эй-Би”, 1995. — 160 с.
Коузер Л. А. Основы конфликтологии. — СПб.: «Светлячок», 1999. — 192 с.
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 256 с.
Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 1991.
Хорни К. Наши внутренние конфликты. СПб. 1997
Юнг К.Г. Конфликты детской души. -М.: Канон, 1995.
Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми / Пер. с англ. — М., «Наука», 1993. 127 с.



Литература Берн Э. Игры, в которые играют люди. - СПб.: Лениздат., 1992.- 400с. Грановская Р.М. Конфликт и

Слайд 3Конфликтология знакомит нас с тем:


как предотвратить конфликт

как вести себя в ходе

конфликта, чтобы снизить его накал, ограничить его социальную среду и минимизировать его последствия

3. Как завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам

Конфликтология знакомит нас с тем:как предотвратить конфликткак вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал, ограничить

Слайд 4 Конфликт – процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух и

более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого участника.
Конфликт –  процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух и более сторон-участников в

Слайд 5ЭТАПЫ КОНФЛИКТА

Начальная фаза
Пик
конфликта

Фаза спада
Фаза подъема

ЭТАПЫ КОНФЛИКТАНачальная фазаПик конфликтаФаза спадаФаза подъема

Слайд 6ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
НАЧАЛЬНАЯ ФАЗА
ФАЗА ПОДЪЕМА
ПИК КОНФЛИКТА
ФАЗА СПАДА

92%
46%
5%
20%

ВОЗМОЖНОСТЬ  РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТАНАЧАЛЬНАЯ ФАЗА ФАЗА ПОДЪЕМА ПИК КОНФЛИКТА ФАЗА СПАДА 92%46%5%20%

Слайд 7Образ конфликтной ситуации:
Степень соответствия
образа конфликтной ситуации реальности :
o    КС объективно существует,

но не осознается участниками,
o   КС объективно существует, но осознается участниками с теми или иными отклонениями (частично понятый конфликт),
o    КС объективно не существует, но осознается участниками как конфликтная (ложный конфликт),
o   КС объективно существует, при этом адекватно осознается участниками.

ТЕОРЕМА ТОМАСА:
если ситуация воспринимается реальной,
то реальными будут и ее последствия

Образ конфликтной ситуации:Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности :o    КС объективно существует, но не осознается участниками, o   КС

Слайд 8


ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ
проявляются

на различных уровнях социальной системы

- общий уровень

на личностном уровне
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВпроявляются на различных уровнях социальной системы        -

Слайд 9Общие конструктивные функции конфликта:
Устранение противоречия в функционировании коллектива;
Создание и поддержание

баланса сил (в том числе власти);
Социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей;
Создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;
Установление неформальной иерархии в группе или обществе;
Более глубокое познание участниками конфликта друг друга;
Снятие синдрома покорности у подчиненных;
Диагностика возможных оппонентов
* парадокс Зиммеля: Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является
точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено
только в результате самого конфликта;
Улучшение качества деятельности;
Повышение авторитета участника в случае его победы;
Активизация социальной жизни;
Обозначение нерешенных проблем;
Актуализация гуманистических ценностей

Общие конструктивные функции конфликта: Устранение противоречия в функционировании коллектива; Создание и поддержание баланса сил (в том числе

Слайд 10 Конструктивная функция конфликта на личностном уровне:
Познавательная функция по отношению к

тем людям, которые принимают в нем участие;
Самопознание и коррекция самооценки;
Ослабление психической напряженности;
Адаптация и социализация индивидов в группе;
Способ самоутверждения и самореализации;
Возможность избавиться от проблем;
Развитие личности.
Конструктивная функция конфликта на личностном уровне:  Познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают

Слайд 11Деструктивные функции конфликта на общем уровне:
Большие материальные, эмоциональные затраты на

участие в конфликте;
Значительное ухудшение настроения участников, возможно болезни;
Насилие и гибель людей;
Разрушение межличностных отношений;
Увольнение сотрудников, ухудшение социально - психологического климата;
Ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины;
Представление о побежденных группах и людях как о врагах;
Снижение сплоченности группы.

Деструктивные функции конфликта  на общем уровне: Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте; Значительное ухудшение

Слайд 12Деструктивные функции на личностном уровне:
Ухудшение качества индивидуальной деятельности;
Разочарование

в своих способностях, снижение самооценки;
Социальная пассивность личности;
Потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.
Разрушение целостности личности.
Деструктивные функции  на личностном уровне:  Ухудшение качества индивидуальной деятельности; Разочарование в своих способностях, снижение самооценки;

Слайд 13ИСТОЧНИКИ КОНФЛИКТОВ - противоречия
Противоречия там, где есть рассогласования:
Знаний, умений, способностей, личностных

качеств
Эмоциональных, психических и других состояний
Интересов, целей, средств, методов деятельности
Мотивов, потребностей, ценностей
Взглядов, убеждений
Оценок и самооценок
Разница в восприятии ситуации, понимании и интерпретации информации разными людьми
ИСТОЧНИКИ КОНФЛИКТОВ - противоречияПротиворечия там, где есть рассогласования:Знаний, умений, способностей, личностных качествЭмоциональных, психических и других состоянийИнтересов, целей,

Слайд 14Конфликт ОЖИДАНИЙ:
Мне кто-то что-то должен
Я знаю, как должно быть
Он должен

делать так…

КОНФЛИКТОГЕНЫ

Проявляются в поведении и бывают ситуативно и личностно обусловленные

РОЛЕВОЙ конфликт: РОДИТЕЛЬ – ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК*

Взрослый - принятие решений без эмоций на основе информации, высказывает мнение, а не категоричное суждение
Родитель (начальник) - позиция доминирования, оценочное суждение, категоричное,
что само по себе провоцирует конфликт
Есть два мнения: правильное и другое, категоричность суждений
Ребенок – инфантильно, капризно, вызывая сочувствие

Конфликт ОЖИДАНИЙ: Мне кто-то что-то долженЯ знаю, как должно бытьОн должен делать так…КОНФЛИКТОГЕНЫПроявляются в поведении и бывают

Слайд 153. Ролевые позиции в педагогическом общении.
Эрик Берн «Теория трансактного анализа общения».


3. Ролевые позиции в педагогическом общении.Эрик Берн «Теория трансактного анализа общения».

Слайд 16Три составляющие личности человека, обусловливающие характер общения между людьми:

Три составляющие личности человека, обусловливающие характер общения между людьми:

Слайд 17утешает, исправляет, помогает:
«Это мы сделаем»,
«Не бойся»,
«Мы все тебе

поможем»

грозит, критикует, приказывает:
«Опять ты опоздал на работу?»,
«У каждого на столе должен быть график!»

утешает, исправляет, помогает: «Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем» грозит, критикует, приказывает: «Опять ты

Слайд 18собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение:
«Который час?»,


«У кого может быть это письмо?»,
«Эту проблему мы решим в группе».
собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение: «Который час?»,    «У кого может быть

Слайд 19естественное, импульсивное, хитрое, эгоистичное поведение:
«Это дурацкое письмо у меня уже

третий день на столе»,
«Вы это сделали просто замечательно!»

беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение:
«Я бы с радостью, но у нас будут проблемы»

протестующее, бросающее вызов поведение:
«Я это желать не буду!»,
«Вы это сделать не сможете»

естественное, импульсивное, хитрое, эгоистичное поведение: «Это дурацкое письмо у меня уже третий день на столе», «Вы это

Слайд 20Ролевые позиции в педагогическом общении.
1) Отношение педагога к учащемуся как «родитель

- дитя».

Среди неадекватных способов оценки учащихся педагогами отмечается оценивание (как негативное, так и позитивное) личности ребенка в целом, а не его конкретных поступков.

«Должен, нельзя, никогда, обязан…
Потому что я так сказал…
Что люди подумают…»

«Ты - тупой!», «Ты - трус!», «Ты - безответственный человек!», «Негодяй!» и т. п.

Ролевые позиции в педагогическом общении.1) Отношение педагога к учащемуся как «родитель - дитя».Среди неадекватных способов оценки учащихся

Слайд 212) Общение из позиции «взрослый»
«Я прошу тебя, потому что ты -

не забудешь».

«таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины...»

Правило трех «П»:
понимание, приятие, признание.

2) Общение из позиции «взрослый»«Я прошу тебя, потому что ты - не забудешь».«таким образом, вероятно, относительно, сравнительно,

Слайд 223. Общение педагога из позиции «Ребенок»
В поведении ориентируется не на рассудок,

а чувства и эмоции.
Реакции спонтанные, плохо контролируемые

хочу, не могу,
а мне какое дело,
не знаю и знать не желаю

помоги мне,
ты меня не любишь, ты будешь жалеть

3. Общение педагога из позиции «Ребенок»В поведении ориентируется не на рассудок, а чувства и эмоции.Реакции спонтанные, плохо

Слайд 23Взрослый - принятие решений спокойное, здравое (без влияния эмоций, на основе

информации), высказывает мнение, а не категоричное суждение.

Родитель (начальник) - позиция доминирования,
оценочное суждение, категоричное,
что само по себе провоцирует конфликт
Есть два мнения: правильное и другое, категоричность суждений

Ребенок – инфантильно, капризно, вызывая сочувствие, большое влияние эмоций, а не рассудка

Упражнение. Сказать что-то с позиции:
родитель, ребенок, взрослый
Ситуация: между педагогом-учеником или педагогом-родителем ученика

Взрослый - принятие решений спокойное, здравое (без влияния эмоций, на основе информации), высказывает мнение, а не категоричное

Слайд 24Тест «Родитель – Взрослый - Дитя».
Подсчитайте отдельно сумму балов по строкам:
1

строка: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

2 строка: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

3 строка: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

«Ребенок»

«Взрослый»

«Родитель»

Тест «Родитель – Взрослый - Дитя».Подсчитайте отдельно сумму балов по строкам:1 строка: 1, 4, 7, 10, 13,

Слайд 25Личностный конфликтоген:

Подавляю (не осознаю) недостатки (агрессию, эгоизм и пр.)

ВАЖНО их

ЗАМЕЧАТЬ, ОСОЗНАВАТЬ.

Все, что не осознаю — не могу контролировать!

Для снижения конфликтогенности
важно развивать ТОЛЕРАНТНОСТЬ



Личностный конфликтоген: Подавляю (не осознаю) недостатки (агрессию, эгоизм и пр.)ВАЖНО их ЗАМЕЧАТЬ, ОСОЗНАВАТЬ.Все, что не осознаю —

Слайд 26Конфликтогены, связанные с агрессией:

Насмешки, сарказм, грубые замечания
Обман как средство добиться цели

нечестным путем
Навязывание своей точки зрения, стремление доказать, что только мое мнение верно, категоричность суждений
Советы (когда не просят)
Сомнение, недоверие


Конфликтогены, связанные с агрессией:Насмешки, сарказм, грубые замечанияОбман как средство добиться цели нечестным путемНавязывание своей точки зрения, стремление

Слайд 27Задание (за 1 минуту):
Напишите как можно больше ласковых слов, которые вы

говорите своим близким, друзьям…
Напишите слова, которые вы говорите близким, друзьям, когда злитесь, раздражаетесь

Чего больше? Позитивной или негативной лексики?
Слова этой модальности у нас в более легком и быстром доступе.
У большинства более легкий доступ к негативной лексике!

Результаты исследований:
1) от 3 до 11. 2) от 10 до 25
На 7 категорий позитивной лексики приходится
11 категорий негативной.

Задание (за 1 минуту):Напишите как можно больше ласковых слов, которые вы говорите своим близким, друзьям…Напишите слова, которые

Слайд 28Объективными причинами возникновения конфликтов на занятии могут быть: а) утомление обучающихся;

б) конфликты на предыдущем занятии; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене; д) настроение педагога; е) его умение или неумение организовать работу на занятии; ж) состояние здоровья и личностные качества.
Объективными причинами возникновения конфликтов на занятии могут быть:   а) утомление обучающихся;  б) конфликты на

Слайд 29Виды конфликтов между педагогом и учеником: деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика,

выполнения им внеучебных заданий; поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Виды конфликтов между педагогом и учеником:  деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

Слайд 30Конфликты деятельности проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом

его выполнении.

Подобные конфликты часто происходят:
с учениками, испытывающими трудности в учебе;
когда педагог ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой.

В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что педагог часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину.

Эти ситуации часто являются причиной снижения у всех учеников класса (группы) мотивации к учению вообще.
Конфликты деятельности проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят:

Слайд 31Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций

и имеют, как правило, длительный характер.
Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер.

Слайд 32Конфликты поступков
Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить
Всякая ошибка

учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;.
Важно, чтобы педагог умел правильно определить свою позицию в конфликте. Если на его стороне выступает коллектив класса (группы) — ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (конфликты могут приобрести постоянный характер).
Конфликты поступковКонфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешитьВсякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые

Слайд 33Предупреждение конфликта:
Форма профилактических действий
Педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных

отношений;
психологические меры: выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма;
административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.

Межличностная сфера

Предупреждение конфликта: Форма профилактических действийПедагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры: выстраивание отношений по

Слайд 34Предупреждение конфликта:
Анализ взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и

т. п.).
Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта (актуализация ложных интересов, потребностей конфликтующей личности, критические высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью).
Преодоление нарушения групповых норм, высокомерия.

Форма профилактических действий

Сфера внутригрупповых интересов

Предупреждение конфликта: Анализ взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и т. п.). Знание и анализ ранних

Слайд 35Предупреждение конфликта:
На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта

предпринять меры по их нейтрализации;
активная работа с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках; использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зреющего конфликта

Форма профилактических действий

Межгрупповое взаимодействие

Предупреждение конфликта: На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; активная

Слайд 36Как мы должны выражать наши жалобы и претензии?
Самое главное — помнить

о цели: ради чего, зачем мы говорим? Чего мы хотим в итоге добиться?

Несколько советов:
не накапливать претензии, говорить о проблеме в тот момент, когда она появляется
за один раз высказывать одну претензию
говорить о проблеме с глазу на глаз, а не при людях
говорить непосредственно с тем человеком, по отношению к которому у нас есть претензии, не использовать посредников, чтобы не раздувать проблему
вместе с претензиями указывать и на положительную сторону вещей

Как мы должны выражать наши жалобы и претензии?Самое главное — помнить о цели: ради чего, зачем мы

Слайд 37говорить ясно и спокойно
избегать иронии и подшучивания, не унижать
не извиняться

за то, что жалуемся или говорим претензии, т.к. мы ищем решения проблемы
избегать обобщающих слов "никогда" или "всегда", п.ч. они не соответствуют реальности.
невозможно, чтобы только одна сторона была правой, поэтому подлинными решениями проблем являются те решения, где есть только победители (нет победителей и проигравших). Претензии лучше всего высказывать, предлагая одновременно и возможные решения.
не пытаться искать скрытые причины в действиях других людей и не интерпретировать их поступки. Ограничиться объективным описанием событий.

говорить ясно и спокойноизбегать иронии и подшучивания, не унижать не извиняться за то, что жалуемся или говорим

Слайд 38говорить «я-сообщения», а не «ты-сообщения», т.е. от первого лица: «я не

могу начать семинар вовремя, когда участники опаздывают…", «я чувствую…", вместо того, чтобы говорить, что "ты или вы сделали то-то и то-то". Благодаря этому мы не будем выглядеть ни прокурором, ни судьей.
взять за точку отсчета систему ценностей собеседника: учитывать, что собеседник считает положительным, а что отрицательным, чтобы найти точки соприкосновения и прийти к взаимопониманию.
заранее объяснить себе, чего хочу добиться, выдвигая свою претензию (даже написать это, чтобы найти лучшие слова и выражения, и проверить, учли ли мы все вышесказанные советы).
говорить «я-сообщения», а не «ты-сообщения», т.е. от первого лица: «я не могу начать семинар вовремя, когда участники

Слайд 39Метод решения конфликтов по Томасу Гордону

Метод решения конфликтов по Томасу Гордону

Слайд 40Метод решения конфликтов по Томасу Гордону

Метод решения конфликтов по Томасу Гордону

Слайд 41Ответьте себе честно, в чем вы больше заинтересованы,
что для вас

реально важнее – подавить противника, самоутвердиться
или решить проблему?
Ответьте себе честно, в чем вы больше заинтересованы, что для вас реально важнее – подавить противника, самоутвердиться

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть