Слайд 1
Способы быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников
с ЗПР
Подготовила учитель-логопед
МБОУ гимназии №2
Макровская Оксана Юрьевна
2011-2012 учебный год
Слайд 4Примеры создания ассоциативных связей с использованием принципов запоминания
Метод последовательных ассоциаций (его
еще называют методом рассказа, методом цепочки и т.д., но суть его от этого не меняется
Метод связанных ассоциаций, имеющий море разновидностей
Слайд 5Как развить способность воссоздавать мысленный образ
Упражнение 1
Ребёнок закрывает глаза и представляет
себе соответствующую картинку после каждого сказанного учителем предложения:
- Лев, нападающий на антилопу;
- Собака, виляющая хвостом;
- Муха в твоём супе;
- Хрустящее печенье в коробочке в форме ромба;
- Молния в темноте;
- Пятно на твоей любимой рубашке;
- Капли росы, сверкающие на солнце;
- Друг, забирающий твою любимую игрушку;
Затем необходимо вспомнить и записать названные фразы. Это же упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз даётся написанным на листке бумаги.
Слайд 6«Сочини рассказ»
Детям даются несколько слов, их
необходимо перегруппировать, объединяя
по какому-нибудь признаку, чтобы
облегчить
запоминание, а потом придумать
историю, которая бы свела их вместе.
Медведь Кот Воздух Колокольчик
Тележка Солнце Ваза Ромашка
Пчела Вода
Слайд 7Метод последовательных ассоциаций (цепочка)
Нам нужно запомнить последовательность 20 слов:
БАТАРЕЙКА, ВЕДРО, БЕЛКА, СПИЧКА, ТРАКТОР, ВЕШАЛКА, САХАРНИЦА, КОВЕР, ДУШ, ТЕННИС, КАРУСЕЛЬ, МОЛОКО, ЧЕРДАК, ВЕРНИСАЖ, САПОГ, ПРУЖИНА, ВЕРБЛЮД, ПОРТФЕЛЬ, СУГРОБ, СКОВОРОДА
Слайд 8Метод связанных ассоциаций
Вот новый список слов:
БАНАН, НОЖНИЦЫ, МЫЛО, НАСОС,
ВЕРТОЛЕТ, ЗУБНАЯ ПАСТА, ХОЛОДИЛЬНИК, ЛОМБАРД, КОСТОЧКА, …
Слайд 9Использование стихотворного текста в качестве опорных списков
Использование ключевых слов (существительные) хорошо
знакомого произведения
Вот, например, начало одного из списков: ворона, бог, сыр, ель, завтрак, рот, лиса...
Это ключевые слова басни И.А. Крылова “Ворона и лисица". Слова, в плане удобства привязывания к ним других слов просто замечательные (яркие, их легко представить, связать с ними любое, даже самое скучное, например, “мелиорация" слово)