Слайд 1Создание здоровьесберегающей среды на ступени начального общего образования
МБОУ «Коношская СОШ»
Семинар директоров,
январь 2012 год, заместитель директора по УВР Безденежных М. В.
Слайд 2Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, 2010
Новые нормы СаНПиНа
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Концепция УМК «Школа России».
Конвенция ООН о правах ребенка;
Слайд 3Цели и задачи программы
Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и
педагогов и формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.
Задачи программы: -сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о вреде общения с ПК, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;
Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни (соблюдение правил личной гигиены, правильное и здоровое питание, рациональная организация режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксация);
Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
Сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья
Слайд 4Принципы построения программы
педагогический профессионализм;
уважение к личности ребенка (ведущая идея гуманистической педагогики
-ребенок – центр, цель, результат педагогической деятельности;
сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог-педагог, педагог – ребенок);
поддержка детских инициатив, творчества;
сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;
индивидуальный подход и коллективное творчество;
позитивное разрешение конфликтных ситуаций,
педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика).
Слайд 5Организация работы оу по формированию культуры здорового образа жизни
1 этап
–анализ состояния и планирование работы ОУ по данному направлению:
-организация режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, профилактике вредных привычек;
-организации просветительской работы ОУ с учащимися и родителями;
-выделение приоритетов в работе ОУ с учетом результатов проведенного анализа, возрастных особенностей обучающихся на ступени НОО
2 этап-организация работы ОУ по данному направлению:
1.просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
-внедрение в систему работы дополнительных образовательных программ с реализацией через внеурочную деятельность;
-лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и др. мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
2. просветительско-воспитательная работа с педагогами, специалистами, родителями, направленная на повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей:
-проведение лекций, семинаров, круглых столов;
-приобретение для педагогов , специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;
-привлечение педагогов, мед.работников , психологов и родителей по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований
Слайд 6Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Здоровье сберегающая инфраструктура
Организация учебной и
внеучебной деятельности
Просветительская работа с родителями
Реализация дополнительных программ
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Слайд 7Здоровьесберегающая инфракструктура
Соответствие состояния и содержания здания и помещений ОУ санитарным и
гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, также для хранения и приготовления пищи;
Организация качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
Оснащенность кабинетов, физкультурных залов, спортивных площадок необходимым игровым и спортивным инвентарем и оборудованием;
Наличие помещения для медицинского персонала;
Наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися(логопед, учитель физической культуры, психолог, мед.работник)
Слайд 8Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
Направлена на обеспечение рациональной
организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся:
* Включение в учебный план 3 часа физкультуры
* полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья(на уроках физической культуры, спортивном часе в ГПД),
* рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени НОО (прогулки, экскурсии, уроки нетрадиционной формы;
* Организация часа активных движений (динамической паузы)между 3 и 4 уроками (Новые нормы САН ПИН)
*Организация динамических перемен, обязательных физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности
*организация спортивный секций и создание условий для их эффективного функционирования
*регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий(спортивные праздники, соревнования, конкурсы, смотры, походы)
Слайд 9Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
Направлена на повышение эффективности
учебного процесса, снижение чрезмерного напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха:
-Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки(объем д\з, занятие в кружках и секциях на всех этапах обучения);
-использование методов и методик обучения в соответствии и возрастными возможностями и особенностями обучающихся;
-введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
-строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе ПК и аудиовизуальных средств;
-учет инд. особенностей развития темпа развития и темпа деятельности, работа по инд. программам НОО;
-ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими спец. медицинские группы под контролем мед.работника
Слайд 10Реализация дополнительных образовательных программ
направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа
жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс
создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу.
Предусматриваются разные формы организации занятий
-интеграция в базовые образовательные дисциплины;
-проведение часов здоровья;
-факультативные занятия;
-занятия в кружках, секциях;
-проведение досуговых мероприятий: конкурсы, спортивные соревнования, дни здоровья, турслеты и мн. др
Слайд 11Просветительская работа с родителями
Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста
и развития ребенка, его здоровья, факторам;
Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы;
организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Слайд 12Участники реализации программы формирования здорового и безопасного образа жизни
Учитель, классный руководитель
Учителя
физкультуры
родители
Педагог психолог
Медицинский работник, ЦРБ
Учитель логопед
ДЮСШ
ДДТ, ДКиД
Слайд 13
Реализация программы формирования здорового образа жизни в школе
Содержание программы
1.
Учет состояния детей:
–определение группы здоровья.
–учет посещаемости.
–контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
–организация работы спортивных секций,
–динамические паузы;
–индивидуальные занятия;
–организация спортивных перемен;
–физкультминутки для учащихся, особенно для мл. школьников;
–организация летнего ДОЛ с дневным пребыванием
3. Урочная и внеурочная работа.
-открытые уроки учителей физ. культуры, ОБЖ;
-Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
-Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, флорбол, настольный теннис, стрельба, шашки рендзю.
Слайд 14Механизмы реализации программы здорового образа жизни в школе
Слайд 17Перспективный план реализации программы
на 2012-2015 уч. год
Слайд 18Тематика основных мероприятий
Строевой смотр и песни
Тематические классные часы «Моё
здоровье»
Игры «В гостях у Мойдодыра», «Познакомьтесь с Гигиеей»
Дни здоровья, Кросс «Золотая осень» 1-4 класс
Занятия в спортивных секциях
Туристские походы 1-3 классы, турслёт 4 класс
Неделя безопасности дорожного движения
Спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты»
Спортивные соревнования по подтягиванию, прыжкам
Реализация программы «Полезные привычки»
с 1 класса
Конкурсы рисунков о здоровом образе жизни
Слайд 19Конкурс рисунков «Мы за свое здоровье»
Слайд 20Ожидаемые результаты от реализации программы
Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения
к своему здоровью, выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
Повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе;
Повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
устойчивые представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
знания о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Слайд 21
Твое здоровье - чистый воздух, вода
и пища. Вставай утром
с
радостью, ложись спать
с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься - значит, ты здоров.
Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума. Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство,
не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.
Геродот Галикарнасский