Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
ВЫПОЛНИЛА:
Воспитатель
АЛИЕВА Н.В.
Слайд 2 Одним из наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности является нравственное воспитание учащихся.
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis- мораль. «Нравы»- это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.
Слайд 3Педагогическая поддержка
Педагогическая поддержка как проявление культуры обучения и воспитания, обеспечивает внутреннюю
свободу и творчество учащихся, помогает выстраивать отношения со взрослыми на принципах демократии и гуманизма.
Основное правило педагогической поддержки – создать условия для устранения препятствий в творческой деятельности учащихся с целью расширения их интеллектуальных, духовно-нравственных, эмоционально-чувственных возможностей, способствовать развитию личностных качеств и проявлению самостоятельности в принятии решений. Учитель должен вовремя заметить склонности и интересы учащихся и всячески их стимулировать и развивать.
Слайд 4
В организации творческого педагогического процесса, способствующего раскрытию творческих способностей учащихся, особое
значение приобретает педагогическая поддержка творческих и созидательных устремлений учащихся.
Получая знания, учащиеся изучают, осмысливают и создают. У каждого ученика свой, особый подход к процессу творчества. Воспитатель же, исходя из потребностей учащихся, должен создать оптимальные условия для их творчества. Одна из главных задач данного процесса состоит в поддержке и помощи учащимся со стороны воспитателя.
Слайд 5Технология педагогической поддержки
предполагает создание ситуации успеха.
«Часто ли мы хвалим
своих воспитанников? Какие при этом используем слова?».
Полезными могут оказаться следующие высказывания:
- Мне было очень приятно наблюдать за происходящим!
- Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.
Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.
Слайд 6технология организации «ситуации успеха».
«Ситуация успеха» чрезвычайно важна для поддержания чувства
собственного достоинства ребенка, повышения его самооценки, принятия субъектной позиции. Эта технология строится как последовательность специальных педагогических «операций», заложенных в любую организуемую деятельность детей (поскольку «ситуация успеха» должна возникнуть в деятельности ребенка).
Слайд 7Алгоритм создания ситуации успеха
1. Снятие страха
2. Авансирование успешного результата
3. Скрытое инструктирование
ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения.
4. Внесение мотива.
5. Персональная исключительность.
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
7. Высокая оценка детали.
Слайд 8Поддерживать можно посредством:
отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);
высказываний («Я
горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу);
совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Слайд 9Любое общее дело стоит завершать педагогически организованными ситуациями рефлексии
что получилось хорошо;
что не очень получилось и почему;
что каждый лично понял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает делать дальше.
Слайд 10Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно,
в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Слайд 11 Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка.
При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Слайд 12взаимоотношения можно считать правильными те, в которых взрослый:
сосредоточивается на позитивных сторонах
и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
помогает ребенку избежать ошибок;
поддерживает ребенка при неудачах.
избегает подчеркивания его промахов.
показывает, что удовлетворен ребенком.
умеет демонстрировать уважение к ребенку.
умеет помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
вносит юмор во взаимоотношения с ребенком.
умеет взаимодействовать с ребенком.
позволяет ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
избегает дисциплинарных поощрений и наказаний.
принимает индивидуальность ребенка.
проявляет веру в ребенка.
Слайд 13Технология сотрудничества
Равенство педагога и воспитанника, реализуют демократизм, равенство, партнерство в
субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель и дети совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Слайд 14Технологии свободного воспитания
Свобода выбора и самостоятельности в принятии решения.
Делают акцент
на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Слайд 15Технология педагогического общения
Принятие ребенка таким, каков он есть. Ненавязчивая
коррекция поведения воспитанника.
Технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.
Слайд 16Технология педагогического разрешения конфликта
Устранение противоречий в отношениях с воспитуемыми.
Технология конструктивного
устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
Слайд 17Технология предъявления педагогического требования
Исключение прямого давления на ребенка.
Технология воспитания, ведущим принципом
которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления.
Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.
Слайд 18Технология педагогической оценки поведения и поступков детей
Педагогическая оценка поступков детей.
Технология воспитания,
в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.
Слайд 19здоровьесберегающая Технология
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение
навыкам сохранения его.
Медико-гигиенические технологии - Условия в соответствии с СанПиНами.
Физкультурно-оздоровительные технологии .
Экологические здоровьесберегающие технологии - Гармоничное взаимоотношение детей с природой.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности - Сохранение жизни и здоровья детей.).
Слайд 20Технология обучения
Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой
форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например, декоративно прикладное творчество, дети посещают соответствующий кружок, поющие - вокальный, танцующие танцевальный и т.д.
Слайд 21Ситуативные технологии
Применяется при определенных обстоятельствах.
В классе регулярно возникают ссоры между детьми,
а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Слайд 22СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
ВЫПОЛНИЛА:
Воспитатель
АЛИЕВА Н.В.