Слайд 1
Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС
Слайд 2Актуальные вопросы
Как обеспечить становление личности, успешной в профессиональной, общественной и
личной жизни?
Как сформировать у студента навыки и качества, дающие ему возможность эффективно адаптироваться в современной жизни?
Как создать условия для всестороннего развития способностей человека?
Как сделать процесс обучения творческим, приносящим удовлетворение и студентам и преподавателям?
Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?
Как сделать так, чтобы каждому студенту было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке или на любом другом внеклассном мероприятии?
Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата?
Слайд 3Итоги размышлений
Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того,
что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета
Слайд 4Ответы на вопросы
Педагогическая технология отвечает на вопрос: КАК учить результативно?
Педагогические
технологии это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования .
Методическая система отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить?
Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.
Слайд 5Четыре позиции в научном понимании
и употреблении термина
«Педагогическая технология»
1. Педагогические технологии как средство, т.е. производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО (В.Бухвалов, В. Пламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р.де Киффер, М. Мейер).
Определения:
Педагогическая технология включает все: «от мела и классной доски» (Р.де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер) .
Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).
Слайд 6Четыре позиции в научном понимании
и употреблении термина
«Педагогическая технология»
2. Педагогические технологии как способ
(В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, и др.)
Педагогическая технология – это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.
Определения:
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин);
Педагогическая технология – это оптимальный способ действий (достижения цели) в заданных условиях (А.М.Кушнир).
Слайд 7Четыре позиции в научном понимании
и употреблении термина
«Педагогическая технология»
3.Педагогические технологии как научное направление
(В.В. Гузеев, Р. Кауфман, С.Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.
Определения:
Образовательная технология – это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критериев выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий (В.В. Гузеев)
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, включающая представление об исходных данных состояния здоровья обучающихся и планируемых результатах его улучшения/сохранения (на критериально-диагностической основе), в результате реализации конкретной модели сохранения здоровья школьников, представляющей системно организованную совокупность содержания образования (программ по сохранению здоровья), приемов, методов, форм и средств организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников, разработанную для конкретных условий
Слайд 8Четыре позиции в научном понимании
и употреблении термина
«Педагогическая технология»
4. Педагогические технологии как многомерное понятие (многомерный процесс) В.И. Боголюбов, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Е.В. Коротаева В.Э., Штейнберг и др.
Определения:
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин);
Педагогическая технология (образовательная технология) – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко)
Слайд 9Педагогические технологии ориентированы
на формирование положительной мотивации к учебному труду,
интенсификацию коммуникативной
среды,
развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,
охрану здоровья учащихся
Слайд 10Приоритетные технологии
Классно-урочная технология обучения - обеспечение системного усвоения учебного материала
и накопление знаний, умений и навыков
Интерактивные технологии (ИКТ) или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.
Игровая технология (дидактическая игра).Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве
Методы активного и интерактивного обучения (МАО и МИАО) -совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Метод проектов (исследовательская деятельность обучающихся)
Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения).Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей
Педагогические (образовательные) технологии, обеспечивающие внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Слайд 11Классификация технологий
Педагогические технологии на основе гуманно-личностной
ориентации педагогического процесса
педагогика сотрудничества
гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили).
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
игровые технологии
проблемное обучение
проектное обучение
Слайд 12Образовательная технология проектной деятельности (Сапегин К.В.)
"Проект" от лат. «projectus», что
означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению
Проект как проблема "может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве"
Этимологический словарь. - М.: "Планета", 1996.
Слайд 13Проект - это
отражение интересов участников
организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной
траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий)
работа в команде (роли лидера-организатора, исполнителя, резонера, эксперта, исследователя, оформителя и т.д.)
творческая лаборатория (многовариантность путей решения, поиск альтернатив, принцип оригинальности)
организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»
свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности
включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность
систематическое отслеживание результатов работы, презентации
фиксированное время, контроль и рефлексия.
Слайд 14Сущность технологии
Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть
осуществляет тьюторскую поддержку самостоятельной работы школьника:
Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.
Мотивирует. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
Фасилитирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, через организацию групповой дискуссии, постановку вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, раскрытие противоречий в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).
Наблюдает. Необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект — формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Слайд 15
Технология игрового обучения
Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов.
Преподаватель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со студентами главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.
Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло). Студенты собирают дополнительную информацию, консультируются с преподавателем, обсуждают между собой содержание и процесс игры.
Проведение. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.
Обсуждение. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов. Преподаватель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу, трудностях, идеях, приходивших в голову.
Слайд 16Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий,
которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Слайд 17Выводы
Проанализировав существующие приоритетные технологии, приходим к выводу, что преподаватель
должен твердо знать методы, содержательное наполнение и цель своей деятельности, а студент понимать, чему и для чего он учится.
Главная задача формирования компетенций в принципе не может быть решена на основе репродуктивных методов. Становление компетентного специалиста среднего звена должно происходить через активизацию его сознания.
В противном случае вряд ли можно надеяться, что ФГОС станет реальным рычагом повышения качества современного СПО.