Слайд 2
1. Бастонада. Что это такое?
2. Люди каких профессий могут знать значение
этого слова?
3. Где можно узнать о значении этого слова?
II шаг.
Обсудить предложенные идеи и сформулировать определение.
I шаг.
Слайд 3Современные педагогические технологии
как средство повышения эффективности
процесса обучения
Городской семинар молодых учителей
Автор:
Кошечкина С. В., заместитель директора по УВР
Арсеньев, 2008 год
Слайд 4Чему учить?
Зачем учить?
Как учить?
Как учить результативно?
Слайд 5Понятие технологии в образовании
Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло,
наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Толковый словарь
Слайд 6Педагогическая
технология
М.В. Кларин
«Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических
средств, используемых для достижения педагогических целей»
Г.Ю. Ксенозова
«Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер»
В.П. Беспалько
«Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»
В.М. Монахов
«Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
В.В. Гузеев
«Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса»
ЮНЕСКО
«Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
Слайд 7Педагогическая технология
Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.)
Описание процесса
достижения планируемых результатов обучения (Волков И. П.)
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)
Слайд 8Педагогическая технология
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной
и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
(Монахов В. М.)
Слайд 9Классификация технологий.
(ПО Г.К.СЕЛЕВКО)
По характеру содержания образования
По организационным формам
По подходу
(отношению) к ребенку
По преобладающему (доминирующему) методу
По категории обучающихся
По типу управления познавательной деятельностью
По ведущему фактору психического развития
По ориентации на личностные структуры
По концепции усвоения
Слайд 10Современные педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии обучения
Технология педагогических мастерских
Технология обучения как
учебного исследования
Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
Технология эвристического обучения
Метод проектов
Вероятностное образование (А. Лобок)
Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
"Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),
Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),
Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),
Дизайн-педагогика.
Предметно-ориентированные технологии обучения
Технология постановки цели
Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
Технология концентрированного обучения
Модульное обучение.
Информационные технологии.
ИКТ
Технологии дистанционного обучения
Технологии оценивания достижений учащихся
Технология "Портфолио"
Безотметочное обучение
Рейтинговые технологии
Интерактивные технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии
Слайд 11Принципы современных педагогических технологий
Карл Ван Парререн
вызвать у учащихся устойчивую
мотивацию к учебной деятельности;
учить диалогично;
учить диагностично;
разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи;
обеспечивать учебное содержание на разнородных уровнях (материальный, перцептивный, умственный);
обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства;
Слайд 12Принципы современных педагогических технологий
обучать и помогать учащимся на уровне их фактических
способностей;
учитывать способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса;
обеспечивать набор заданий для группы перед тем, как учащиеся начнут работать самостоятельно;
стимулировать инициативу и творчество учащихся;
способствовать действительному формированию субъективности учащихся;
обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.
Слайд 13Мониторинг эффективности педагогической технологии
Педагогический мониторинг – система сбора, обработки, анализа, хранения
информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающий непрерывное отслеживание её состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.
Формы мониторинга:
Анкета качества урока
Тесты
Контрольно - измерительные материалы.
КВАЛИМЕТРИЯ - наука о методах количественной оценки качества продукции.
Слайд 14Образовательные технологии
Образовательными технологиями (термин, становящийся, общепринятым для педагогических технологий 90-х годов)
принято считать технологии, ставящие более «широкие» цели (исследовательские, творческие способности ученика, развитие критического мышления) не позволяющие строго диагностировать результаты обучения. Это технологии, направленные на развитие самостоятельности, субъектности ученика.
Часто понятие «образовательные технологии» 90-х заменяют понятием личностно-ориентированные образовательные технологии.
Слайд 15Образовательная технология
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
некоторого представления планируемых
результатов обучения,
средств диагностики текущего состояния обучаемых,
набора моделей обучения,
критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий
Слайд 16Рассмотрение образовательной технологии мы начнем с модели обучения
В ней можно выделить
два яруса.
Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством.
«Говоря, что это искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем именно это наличие интуиции, основанное на опыте, которое мы не научились передавать, т. е. не превратили в объект научного рассмотрения».
[Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. —М.: Касталь, 1993.—С.385]. [Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 8-9]
Слайд 17Схема технологического построения учебного процесса
Специфика педагогической технологии в том, что
она требует конкретизации целей. Данная схема во многом перекликается с работами ряда зарубежных исследователей (Р.Гонье, Л.Бриггс, А.Д.Ромишовский и другие), которые отмечают наличие воспроизводимого обучающего цикла, последний включает обратную связь, диагностику и коррекцию, рефлексию.
Как технологическая норма это должно быть отражено в структуре учебных занятий, включая элементы: организация внимания, информирование о цели, активизация ранее усвоенного, стимулирование действий учащихся, обеспечение обратной связи, руководство деятельностью учащихся, оценка действий.
Слайд 18Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального оператора ПНПО:
развивающее обучение;
коллективная система обучения
(КСО);
технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
исследовательские и проектные методы;
технология модульного и блочно-модульного обучения;
технология «дебаты»;
технология развития критического мышления;
лекционно-семинарская система обучения;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
технологии интерактивного и дистанционного обучения
Слайд 19Понятие «метод обучения» Классификация методов обучения
«Метод - в самом общем
значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность»
философском словаре
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.
С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).
Слайд 20Классификация методов обучения
1. Учитывать те источники, из которых черпают знания
учащиеся (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.). На этой основе они выделяли три группы методов:
словесные, наглядные и практические.
2. Исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин). С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Слайд 21Классификация методов обучения
3. Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на
три основные группы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
4. Классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:
а) методы приобретения новых знаний,
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Слайд 22Классификация методов обучения
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и
помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
Слайд 23Приёмы обучения
Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода
обучения.
Например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы:
показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике,
воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков.
Методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.
ПРИМЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИЕМА (Речь идет о пионервожатом): «Но приемы — приёмы были, и весьма разнообразные. Ну, например: он знал, что у него в отряде курят, и никогда не запрещал этого. Более того, много курил сам. Но чтобы получить у него сигарету (а больше их взять в Артеке было негде), ребенок должен был подойти к нему, попросить ключ от комнаты, сбегать в комнату (она, как уже было упомянуто, не запиралась, но дети-то этого не знали!), взять сигарету со стола, вернуться... а бегать в «Олимпийское» — не ближний свет... короче, он побеждал никотин не убеждением, а ленью, и к концу смены в отряде курил он один. Он, кроме того, постоянно подставлялся, умел быть смешным, он свое общение с детьми начинал краткой лекцией: «Дети, я толстый. Я знаю, что я толстый. Более того, я жирный. Шутить со мной на эту тему старо. Ищите у меня другие уязвимости».
Слайд 24Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной
природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Слайд 25Принципы использования средств обучения
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
гармоничное использование
разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
сотворчество педагога и обучающегося
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Слайд 26Формы организации обучения
Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание.
Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана" с количеством обучаемых учащихся, времени и местом обучения, а также порядок его осуществления.
В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы организации работы на уроке:
индивидуальная,
фронтальная
групповая.
Слайд 27Формы организации обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и
формы обучения.
Форма –
характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий
метод.
Формы обучения бывают конкретными (урок, домашняя работа, факультативные
занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и
общими.
Слайд 28Литература
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь,
1996
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
Кларин М.В. Технолгии обучения. Идеалы и реальность.- Рига. 1999