Слайд 1Взаимодействие школы, семьи и общественных организаций по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Презентация подготовлена социальным педагогом МКОУ «Богородская школа № 8» Рыжовой Т.Ю.
Слайд 2Программа духовно-нравственного развития (воспитания) умственно отсталых обучающихся должна быть направлена на
обеспечение их духовно – нравственного развития в единой урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и других институтов общества.
В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна обеспечивать :
Организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения;
Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Программа должна включать :
Цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (моделей поведения умственно отсталых школьников), формы организации работы.
Слайд 3 Организация духовно-нравственного
развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1)воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам , свободам и обязанностям человека;
2)воспитание нравственных чувств и этического сознания и духовно-нравственного поведения;
3)воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4)воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных, нравственных и культурных традиций. Образовательная организация (ОО) может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями виды и формы деятельности в зависимости от возраста обучающихся и от их особых образовательных потребностей и возможностей.
Слайд 4 В основе реализации программы духовно-нравственного развития
положен принцип системно-деятельно-стной организации воспитания. Он предпо-лагает, что воспитание, направленное духовно-нравст-венное развитие обучающихся с умственной отста-лостью (интеллектуальными нарушениями) и поддержи-ваемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интел-лектуальными нарушениями) слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащи-еся испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качест-во духовно-нравственного развития детей
(законные предс-тавители), также как и педа-гог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример окружающих имеет огромное значение в нравст-венном развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями). Наполнение всего уклада жизни обучающихся обеспечиваеся также множеством примеров духовно-нравственного поведе-ния, которые широко представ-лены в отечественной и миро-вой истории, культуре тради-ционных религий, истории и литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах.
Слайд 6 Важно использовать и примеры реального
нравственного поведения, которые могут активно противодействовать тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведе-ния, которые в большом количестве и привлека-тельной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источ-ники информации.
Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.
Слайд 7 Совместная деятельность школы, семьи и об-щественности по духовно-нравственному
разви-тию обучающихся с УО (ИН) осуществляются не только школой, но и семьёй, внешкольными организациями по месту жительства.
Взаимодействие школы и семьи имеет реша-ющее значение для осуществления духовно-нра- вственного уклада жизни обучающегося. В фор-мировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют организации дополнитель-ного образования (ОДО), культуры и спорта.
Таким образом, важным условием эффектив-ной реализации задач духовно-нравственного развития обучающихся является эффектив-ность педагогического взаимодействия различ-ных соц.субъектов при ведущей роли педколлек-тива общеобразовательной организации (ОО).
Слайд 8
При разработке и
осуществлении программы духовно-нравственного развития обучающихся ОО может взаимодействовать, в том числе на системной основе:
С традиционными религиозными организациям
Общественными организациями и объединени- ями граждан с патриотической, культурной, экологической и иной направленностью;
Детско-юношескими и молодежными движе-ниями, организациями, объединениями, разде-ляющими в своей деятельности базовые нацио-нальные ценности.
Слайд 9 При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
Участие представителей
общественных органи-заций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающих-ся и их родителей в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы ДНР обучающихся;
Реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой ДНР обучающихся и одобренных педсоветом ОО и родительским комитетом ОО;
Проведение совместных мероприятий по напра-влениям ДНР в ОО.
Слайд 10 Педагогическая культура родителей обучающих-ся с УО (ИН) один из
самых действенных факто-ров их ДНР. Повышение педагогической культу-ры родителей рассматривается как одно из клю-чевых направлений реализации программы ДНР обучающихся. Права и обязанности родителей в современных условиях определены в:
- ст. 38,43 Конституции РФ;
- главе 12 Семейного кодекса РФ;
- ст. 44, 45 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.12 года с изменениями на 2016 год.
Система работы ОО по повышению педаго-гической культуры родителей должна быть основана на следующих принципах:
1. совместная педагогическая деятельность семьи и школы в разработке содержания и реализации программ ДНР обучающихся;
Слайд 112. Сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
3. Педагогическое внимание, уважение
и требовательность к родителям;
4. Поддержка и индивидульное сопровождение становления и развития педагогической культу-ры каждого из родителей;
5. Содействие родителям в решении индивидуаль-ных проблем воспитания детей;
6. Опора на положительный опыт семейного воспитания.
Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с обучающимися и подготавливать к ней.
Слайд 12 В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы
различные формы работы:
Родительское собрание;
Родительская конференция;
Организационно-деятельностная и психологи-ческая игра;
Собрание;
Диспут;
Родительский лекторий;
Семейная гостиная;
Встреча за круглым столом;
Вечер вопросов и ответов;
Тренинг для родителей и др.