Слайд 1
Социализация воспитанников
школы-интерната
Говоруха И.Ю. социальный педагог ГБОУ РК «ССШИ №1»
Слайд 2Социализация
процесс «врастания в человеческую культуру»
Л.С. Выготский
процесс интеграции ребенка в общество
процесс усвоения индивидом социальных норм и
освоения социальных ролей, принятых в данном обществе
процесс, в ходе которого накапливаются социальные
навыки и знания
Слайд 3Социализация
- процесс, который начинается практически с рождения
и сопровождает
человека всю жизнь
- процесс формирования человека посредством обучения,
воспитания, образования, защиты и адаптации
- сложный, жизненно важный процесс, от которого
зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки,
способности, состояться как личность
Слайд 4Социализация и воспитание
Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих формирование
личности, и предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько выработку собственных ценностных ориентации (совместно со взрослыми);
Воспитание - система целенаправленных и преднамеренных воздействий на личность ребенка, является одним из главных путей осуществления социализации;
Слайд 5Л.С. Выготский
Зрительный дефект затрудняет
взаимодействие с социальной
средой
и провоцирует
«социальную ненормальность поведения».
Слайд 6Социализация предполагает
освоение индивидом социально-культурного опыта, результаты которого позволяют активно, компетентно
и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности
1. активность самого ребенка (активность ребенка с нарушенным
зрением ниже активности нормально видящего). Без специального
обучения инвалида по зрению ориентировке в малом и большом
пространстве воспитание активности не будет действенно
2. умение педагогов, воспитателей, родителей передать
этот опыт в доступной для незрячих и слабовидящих форме
Слайд 7воспитателю необходимо знать
специальные приемы ориентировки (в комнате, здании, на улице,
транспорте, в общественных местах и т.д.)
уметь научить этим приемам детей,
создавать ситуации, в которых воспитанники овладевали бы ими и использовали в своей жизни
ВЫВОД: Без этого невозможны интериоризация детьми
социальных норм и установок,
формирование связей и отношений,
приемлемых в их социальной среде.
Слайд 8Социализация предполагает
овладение индивидом
системой ценностей, установок, знаний, умений,
норм
межличностного взаимодействия
и правил поведения.
Система ценностных ориентации - основной показатель уровня
развития личности старшеклассника, степени ее социально-
психологической зрелости
(Школьники с нарушением зрения испытывают значительные
трудности в познании общественно значимых ценностей, их
присвоении и превращении в личные ориентиры поведения).
Слайд 9Социализация предполагает
развитие ценностных ориентации незрячих и слабовидящих слабовидящих школьников возможно только
в условиях организованной коррекционно-воспитательной работы,
которая обеспечивает
1. активное включение учащихся в деятельность по осмыслению реальности и ее ценностного характера,
2. формирование умений и навыков, выполняющих компенсаторную функцию в этом процессе.
Слайд 10воспитателю необходимо формировать
Компенсаторные навыки (позволяют незрячим и слабовидящим без зрительного контроля
или под контролем дефектного зрения качественно, эстетично, относительно быстро выполнять действия, связанные с социальной деятельностью, используя совокупность информации от всех сохранных анализаторов, включая остаточное зрение).
Базисные качества личности:
трудолюбие, стремление к самостоятельности,
самосовершенствованию, целеустремленности,
упорству, выдержке, инициативе, решительности
Слайд 11Воспитательная работа
не просто система психолого-педагогических методов,
а симбиоз психологических, педагогических,
коррекционных
методов работы, направленных
на формирование социально- адаптивных
(компенсаторных) навыков и, в конце концов,
на социальную реабилитацию детей с патологией зрения
Слайд 12Задачи социализации
социальная адаптация - активное приспособление индивида к условиям общественной среды;
социальная автономизация - устойчивость
в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.
Слайд 13Факторы социализации
- обстоятельства, условия, побуждающие человека
к активности,
к действию
1. Мегафакторы (космос, планета, мир)
2. Макрофакторы (страна, общество, государство, этнос)
3. Мезофакторы (регион, тип поселения, СМИ)
4. Микрофакторы (семья, группа сверстников,
организации, образовательные учреждения )
Слайд 14Критерии социализации
социальная адаптированность
социальная автономность
социальная активность
Слайд 15социальная адаптированность
активное приспособление ребёнка
к условиям социальной среды
оптимальное
включение ребёнка
в новые или изменяющиеся условия
- достижение успехов в реализации целей
Слайд 16социальная автономность
устойчивость в поведении и отношениях
реализация совокупности установок на себя
Слайд 17социальная активность
- реализуемая готовность к социальным действиям в
сфере социальных отношений, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, творчество, самостоятельность, результативность действий
Слайд 18Основные причины затрудняющие
процесс социализации
особенности физического или психического развития ребенка
негативное, стихийное
либо преднамеренное влияние
среды в которой живет ребенок (ребенок «выпадает»
из нормальных социальных отношений и поэтому
нуждается в специальной помощи для успешной
интеграции его в общество)
Слайд 19Институты социализации
семья
учреждения, влияющие на процесс социализации
и направляющие его,
различные детские и
подростковые объединения
государственные и общественные учреждения
и организации : детский сад, школа и вуз, армия и милиция, производство…..
Слайд 20Основные сферы социализации
сфера деятельности
(у человека развиваются задатки и способности,
и происходит их реализация)
сфера общения
(развиваются коммуникативные способности,
способности взаимодействия с окружающими)
сфера сознания
(сознание и понимание самого себя, развитие
правильной самооценки)
Слайд 21
сфера деятельности
- расширение видов деятельности
- ориентация в каждом виде
деятельности
- осмысление и освоение деятельности
- овладение формами и средствами деятельности
Слайд 22сфера общения
- расширение круга общения
- наполнение и углубление его
содержания
- усвоение норм и правил поведения принятых в обществе
- овладение различными формами общения, приемлемыми
в социальном окружении ребенка и в обществе в целом
Слайд 23
сфера сознания
- формирование образа «собственного Я»
как активного субъекта деятельности
- осмысление
своей социальной принадлежности и
социальной роли
- формирование самооценки
Слайд 24Признаки успешной социализации
адаптируемость личности
содержание сформированных установок, стереотипов
содержание ценностей, картин
мира
типичное поведение
образ жизни
независимость личности
уверенность
самостоятельность