Слайд 1Об артикуляционной гимнастике
Учитель-логопед Исхакова А.Н.
Слайд 2Для достижения результата необходимо заниматься каждый день
Ежедневно проводятся:
Слайд 3Жизнь дошкольников, у которых есть речевые нарушения, состоит не только из
беззаботных игр. Артикуляционная гимнастика - это труд, серьёзная работа для ваших детей. Это серьёзные тренировки, которые требуют концентрации внимания и приложения усилий.
Слайд 5Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их
иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Слайд 6ПОЭТОМУ:
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха
некоторые дети сами смогут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика полезна так же детям с правильным, но вялым произношением, про которых говорят "каша во рту".
4. Надо помнить, что чёткое произношение является основой при обучении письму на начальном этапе.
Слайд 7
Как выполнять артикуляционную гимнастику?
1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в
противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее часа).
2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать.
3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого.
4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
5. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
Слайд 8 ЗАБОР
ОКНО
МОСТ
ЗАБОР
ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР
ЛОПАТА
ЛОПАТА КОПАЕТ
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР
ЖУК
ПАРУС
ЦОКАЕТ ЛОШАДЬ
МОЛОТОК
ДЯТЕЛ
ПУЛЕМЕТ
ПАРОХОД
ПАРОХОД ГУДИТ
ТРУБОЧКА
ЗАБОР/ТРУБОЧКА
Р
Л
Ш
С
ПРОФИЛАКТИКА
ДИСГРАФИИ
АРТИКУЛЯЦИОННОЕ ДЕРЕВО
Слайд 14ЧИСТИМ ЗУБКИ
Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение
управлять языком , точность движений.
Инструкция: рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз.
Следить: чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
Слайд 15ЧАШЕЧКА
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка.
Умение удерживать язык в таком положении.
Инструкция: рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10.
Следить: чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
Следить:
Слайд 16ДУДОЧКА (РУПОР)
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и
удерживать их в таком положении.
Инструкция: зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке О. Верхние и нижние резцы видны.
Слайд 17ЗАБОРЧИК
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Инструкция:
зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
Слайд 18МАЛЯР
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Инструкция: рот
открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо. Делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно).
Следить: чтобы язык не сужался. Не высовывался изо рта. Губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Слайд 19ГРИБОЧЕК
Цель: укреплять мышцы языка. Вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Инструкция:
рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Следить: чтобы боковые края языка одинаково плотно при жаты к небу, чтобы губы не натягивались на зубы.
Слайд 20КИСКА (КИСКА СЕРДИТСЯ)
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня
языка.
Инструкция: рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается.
Следить: чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
Слайд 21ЛОШАДКА
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Инструкция: рот открыт. Губы в
улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу и со щелчком оторвать.
Следить: чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
Слайд 22ПАРОХОД ГУДИТ
Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.
Инструкция:
рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно произносить звук Ы («как гудит пароход»).
Следить: чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук Ы не переходил в И, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Слайд 23ИНДЮКИ БОЛТАЮТ
Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.
Инструкция: Рот открыт. Губы
в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки БЛ - БЛ.
Следить: чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Слайд 24КАЧЕЛИ
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, довивать гибкость и точность движений
кончика языка.
Инструкция: рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи ш верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше.
Следить: чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Слайд 25БЛИНЧИК
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Инструкция: рот
открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10.
Следить: Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
Слайд 26ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой
передней части языка.
Инструкция: рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз затем втянуть язык в рот. к центру нёба.
Следить: чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.
Слайд 27ГАРМОШКА
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении,
растягивать подъязычную уздечку.
Инструкция: рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и. не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.
Следить: чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
Слайд 28БАРАБАН
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его
подвижность.
Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно, постепенно темп убыстрять
Следить: Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук Д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.