Слайд 1Выполнила:
Казначеева И.Л.,
социальный педагог
ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей
«Теремок»
Форма обучения – дистанционная
Научный руководитель:
Кубарева Т. А.
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,
ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Презентация по курсу повышения квалификации
«Система и организация психолого-педагогического сопровождения детей в интернатных учреждениях»
Слайд 2Категории детей с ограниченными
возможностями здоровья:
■ дети-инвалиды
■ дети, имеющие недостатки в
психофизическом развитии
■ дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств.
Слайд 3Дети-инвалиды – лица, которые имеют нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций
организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
Дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии:
■ дети, с нарушением речи;
■ дети – слепые и слабовидящие;
■ дети – слабослышащие и глухие;
■ дети с ранним детским аутизмом:
■ дети с умственной отсталостью;
■ дети с задержкой психического развития;
■ дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
■ дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич).
Дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств – дети, которые получили более позднее (после 2,5 – 3 лет) патологическое воздействие на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформировалась, и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.
Слайд 4Психолого-педагогическое сопровождение ребенка
с ОВЗ
- это проектирование образовательной среды, исходящее
из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (создания условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребенка), опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей.
Слайд 5Цели и задачи сопровождения:
непрерывное поддержание силами всех специалистов – участников (субъектов)
образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка с ОВЗ по амплификации образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь, внутренними условиями и закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, любых других субъектов образовательной среды.
Слайд 6Сопровождение как процесс и целостная деятельность
всех субъектов образовательного процесса всецело
определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами:
■ систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
■ созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
■ созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Слайд 7Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивном пространстве
образовательного учреждения включает:
■ проведение
первичного обследования ребенка на ПМПК, определение образовательного маршрута и условий его реализации непосредственно в образовательном учреждении.
■ адаптация ребенка в ОУ, оценка особенностей его адаптации консилиумом образовательного учреждения, уточнение образовательного маршрута и условий его реализации в соответствии с особенностями данного образовательного учреждения;
■ выполнение рекомендаций ПМПК, уточненные консилиумом ОУ по структуре, характеру и особенностям образования ребенка и его психолого-педагогическому сопровождению в условиях данного ОУ;
■ оценка реализации образовательного маршрута специалистами консилиума ОУ, изменение (при необходимости) образовательной траектории;
■ проведение динамического обследования ребенка на ПМПК по запросу специалистов консилиума ОУ. При необходимости изменение самого образовательного маршрута, перевод ребенка в другое образовательное учреждение и т.п.
Слайд 8Система специального образования предполагает:
■ максимально раннее выявление нарушений в развитии
ребенка, особых образовательных потребностей ребенка;
■ начало целенаправленного обучения с момента определения первичного нарушения в развитии ребенка;
■ расширение временных границ специального образования: нижняя граница- первые месяцы жизни; верхняя граница – вся жизнь;
■ непрерывность и преемственность процесса обучения с младенческого возраста и его выход за рамки школьного возраста;
■ включение всего комплекса специальных коррекционно-развивающих средств;
■ использование всех необходимых «обходных путей» обучения, специфических методов, приемов, средств обучения, необходимых для обучения каждого конкретного ребенка;
■ разработку дифференцированного, «пошагового» обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
■ особую организацию образовательной среды;
■ целенаправленную работу с родителями, включение их в процесс воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 9Этапы психолого-медико-педагогического сопровождения детей
с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 10Диагностическое направление
Цель: организация и обеспечение психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Слайд 11Консультативное направление
Цель: оказание специалистами, работающими с ребенком с ОВЗ, всесторонней консультативной
помощи родителям в форме рекомендаций, советов по развитию и воспитанию ребенка.
Слайд 12Коррекционное направление
Цель: коррекционная работа с детьми с ОВЗ, включающая развитие всех
психических процессов, формирование определенных умений и навыков, коррекция всей личности и др., способствующая социализации и интеграции ребенка в общество.
Слайд 13Отслеживание динамики
Цель: динамический контроль помогает отслеживать эффективность или неэффективность разработанной специалистами
индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ, своевременно вносить необходимые коррективы, изменять формы, методы, средства коррекционной работы.
Слайд 14Структуры, также осуществляющие сопровождение ребенка с ОВЗ:
■ учреждения здравоохранения (выявление, абилитация
и реабилитация детей средствами медицины, обследование в БМСЭ);
■ специальная помощь ребенку и его семье, осуществляемая реабилитационными центрами, лечебно-профилактическими учреждениями системы здравоохранения;
■ психолого-педагогическая, медицинская, социальная коррекция нарушенного развития, подготовка к школьному обучению, которая может осуществляться в дошкольных образовательных учреждениях;
■ специальная психолого-медико-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии оказывается в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, в учреждениях дополнительного образования.
Слайд 15Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для
умственно отсталых детей «Теремок»
осуществляется через структурные подразделения:
■ отделение стационарной реабилитации
■ отделение милосердия
■ отделение медико-социальной реабилитации
■ отделение психолого-педагогической помощи
■ отделение социально-трудовой реабилитации
■ отделение социально-консультативной помощи
■ структурно-образовательное отделение
■ отделение полустационарной реабилитации
■ группу кратковременной реабилитации.
Слайд 16Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется комплексно и включает:
■ педагогическую реабилитацию (диагностика, коррекционно-развивающие занятия
с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом);
■ медицинскую реабилитацию (лечебное положение, массаж, ЛФК, гидрокинезотерпия, иппотерапия, физиолечение, галокамера).
Слайд 17Список литературы
1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа
психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998.
2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под.ред. В.А. Сластенина. — М., 1999.
3. Дети с отклонениями в развитии /Автор-составитель Н.Д. Шматко. — М., 2001.
4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 2001.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: «Сфера», 2001.
6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка: Пособие для учителя-дефектолога /Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.