Система работы педагога- психолога в рамках профессионального самоопределения учащихся 9-11 классов
Автор:
педагог - психолог
Мосиенко Елена Ивановна
Система работы педагога- психолога в рамках профессионального самоопределения учащихся 9-11 классов
Автор:
педагог - психолог
Мосиенко Елена Ивановна
Выделяются следующие направления профориентационной работы педагога - психолога:
— Профессиональная диагностика.
— Профессиональная коррекционно- развивающая работа.
— Профессиональное просвещение и консультация.
Созданная в школе система работы педагога – психолога с учащимися предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся и включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как психологические игры на тему профессий, в рамках недели психологии, участие в проектах «Календарь профессий» и «Подарок профессии».
2 этап – 5-7 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире.
3 этап – 8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. Создаются профессиограммы.
4 этап – 10-11 классы. В этот период более масштабно используются различные формы работы: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Продолжается работа по созданию профессиограмм, в которых отражены психофизические особенности профессий.
Профессиональное просвещение и консультация учащихся, педагогов и родителей.
Исходя из результатов, можно сделать вывод о том, что в 9 «А» классе 23,5 % школьников не готовы к выбору профессии, 29,4 % опрошенных имеют низкую готовность к выбору профессии, 35,3 % тестируемых показали среднюю готовность к выбору профессии и только у 11,8 % исследуемых высокая готовность к выбору профессии.
Следует обратить внимание, что среди испытуемых есть учащиеся неготовых к выбору профессии и с низкой готовностью, а это говорит о том, что им необходима профессиональная помощь специалиста.
Анализируя результаты с точки зрения склонности к наукам, получен следующий результат: у 12 учащихся есть склонности к гуманитарным и социальным наукам, что составляет 70,6% от общего числа; у 3 учащихся – склонность к техническим наукам, что составляет 17,6 % от общего числа; у 1 учащегося – склонность к естественным наукам, что составляет 5,9 % от общего числа; у 1 учащегося интерес к экономической деятельности, что составляет 5,9% от общего числа. Так же выявлен 1 учащийся, у которого слабо выражен интерес, что составляет 5,9% от общего числа учащихся.
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы: наиболее распространенным типом мышления в классе является словесно – логическое мышление, такой выбор соответствует тому, что у большинства ребят выявлены склонности к гуманитарным и социальным наукам.
Наименее распространенным типом мышления является абстрактно – символическое. Этот результат так же подтверждает то, что у ребят самый маленький процент склонностей к естественным наукам.
Анализ определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности показал, что наибольшее число учащихся 9 А класса предпочитают профессиональную область «человек – человек» и «человек – художественный образ» , что составляет 52,9% и 47% от общего числа учащихся.
Наименее привлекательными являются такие профессиональные области как «человек - техника» и «человек - знаковая система», процент от общего количества учащихся составляет 11,8% . Такая профессиональная область как «человек – природа» - осталась без выбора.
Личная профессиональная перспектива (ЛПП)
Рекомендации психолога: Марии К. рекомендуется расширить представления о путях оптимального использования своих возможностей и о путях преодоления внешних препятствий, а так же определиться с конкретными выбираемыми целями, с практической реализацией своих планов и согласование их с другими важными жизненными целями.
Анализ результатов анкетирования показал, что уровень готовности учащихся к выбору профессии вырос, а учащихся, не готовых к выбору профессии нет.
Таким образом, осуществив такое исследование, я пришла к выводу, что есть необходимость использовать такую систему работы именно с учащимися 9 классов. Это дает возможность учащимся узнать о своих склонностях, возможностях и переосмыслить свой выбор.
Данный результат говорит о том, что система работы с учащимися 9 класса – эффективна, что подтверждает нашу гипотезу.
На начало эксперимента
На конец эксперимента
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть