Презентация, доклад Система работы педагога- психолога в рамках профессионального самоопределения учащихся 9-11 классов

Содержание

«Если человек не знает, к какой пристани  он держит путь, для него ни один ветер не  будет попутным».             Сенека Выбор профессии – это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. В старших классах средней

Слайд 1



МУ « Каменское УНО»
МОУ « Каменская общеобразовательная средняя школа №2 с

гимназическими классами»

Система работы педагога- психолога в рамках профессионального самоопределения учащихся 9-11 классов

Автор:
педагог - психолог
Мосиенко Елена Ивановна

МУ « Каменское УНО»МОУ « Каменская общеобразовательная средняя школа №2 с гимназическими классами»Система работы педагога- психолога в

Слайд 2

«Если человек не знает, к какой пристани 
он держит путь, для него ни один ветер 
не  будет попутным».             
Сенека
Выбор профессии – это не просто

удачно или неудачно принятое в юности решение, а это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям.
В старших классах средней школы большинство подростков озадачены выбором профессии. От правильности этого выбора зависит дальнейшая судьба человека.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как количество профессий постоянно растёт, а значит выбрать себе подходящую профессию становится всё сложнее. Выбор профессии должен отвечать как потребностям общества, так и профессиональным предпочтениям и возможностям обучающихся. Чтобы максимально использовать интеллектуальные, творческие и профессиональные способности школьников в интересах общества необходимо оказывать им индивидуально-ориентированную помощь в профессиональной самореализации.
Такую помощь может оказать школа, в данном случае педагог - психолог.


«Если человек не знает, к какой пристани  он держит путь, для него ни один ветер не  будет  попутным».             Сенека	Выбор профессии – это не просто удачно или неудачно принятое в юности

Слайд 3СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
В

МОУ « КАМЕНСКАЯ ОСШГ № 2»

Выделяются следующие направления профориентационной работы педагога - психолога:
— Профессиональная диагностика.
— Профессиональная коррекционно- развивающая работа.
— Профессиональное просвещение и консультация.
Созданная в школе система работы педагога – психолога с учащимися предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся и включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как психологические игры на тему профессий, в рамках недели психологии, участие в проектах «Календарь профессий» и «Подарок профессии».
2 этап – 5-7 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире.
3 этап – 8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. Создаются профессиограммы.
4 этап – 10-11 классы.  В этот период более масштабно используются различные формы работы: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Продолжается работа по созданию профессиограмм, в которых отражены психофизические особенности профессий.
Профессиональное просвещение и консультация учащихся, педагогов и родителей.

СИСТЕМА  ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ  РАБОТЫ  ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА В  МОУ « КАМЕНСКАЯ ОСШГ № 2»Выделяются

Слайд 4 Экспериментальная работа по определению профессионального самоопределения учащихся проводилась с учащимися 9

А класса (17 респондентов).
Экспериментальная работа проходила в 3 этапа:
- констатирующий (групповая диагностика);
-формирующий (индивидуальная диагностика, беседа, тренинги);
- контрольный(выявили динамику уровня готовности к выбору профессии).
Исследование проводилось с использованием таких групповых диагностик как:
- Опросник « Готовность подростков к выбору профессии »
(методика В. Б. Успенского);
- Методика « Профиль» ( «Карта интересов» А.Е. Голомштока в модефикации Г. В. Резапкиной);
- Опросник « Тип мышления» ( Резапкина Г.В.);
-« ДДО » ( дифференциально – диагностический опросник Е.А. Климова);
- Анета « Факторы, влияющие на выбор профессиональных предпочтений»
Индивидуальные методы диагностики:
- Опросник личной профессиональной перспективы (ЛПП);
- Ориентировочная профориентационно – диагностическая беседа.
Коррекционно – развивающая работа:
- Профориентационные занятия
- Тренинги


Экспериментальная работа по определению профессионального самоопределения учащихся проводилась с учащимися 9 А класса (17 респондентов). Экспериментальная работа

Слайд 5Изучение готовности учащихся к выбору профессии
по методике В. Б.

Успенского
Целью данного исследования является изучение готовности/неготовности к выбору профессии старшеклассников, их склонностей и направленности личности.

Исходя из результатов, можно сделать вывод о том, что в 9 «А» классе 23,5 % школьников не готовы к выбору профессии, 29,4 % опрошенных имеют низкую готовность к выбору профессии, 35,3 % тестируемых показали среднюю готовность к выбору профессии и только у 11,8 % исследуемых высокая готовность к выбору профессии.
Следует обратить внимание, что среди испытуемых есть учащиеся неготовых к выбору профессии и с низкой готовностью, а это говорит о том, что им необходима профессиональная помощь специалиста.

Изучение готовности учащихся к выбору профессии по методике  В. Б. Успенского	Целью данного исследования является изучение готовности/неготовности

Слайд 6Исследование профессиональных интересов учащихся с помощью методики « Профиль» ( «Карта

интересов» А.Е. Голомштока в модефикации Г. В. Резапкиной)
Цель данной методики – исследование профессиональных интересов учащихся.

Анализируя результаты с точки зрения склонности к наукам, получен следующий результат: у 12 учащихся есть склонности к гуманитарным и социальным наукам, что составляет 70,6% от общего числа; у 3 учащихся – склонность к техническим наукам, что составляет 17,6 % от общего числа; у 1 учащегося – склонность к естественным наукам, что составляет 5,9 % от общего числа; у 1 учащегося интерес к экономической деятельности, что составляет 5,9% от общего числа. Так же выявлен 1 учащийся, у которого слабо выражен интерес, что составляет 5,9% от общего числа учащихся.

Исследование профессиональных интересов учащихся с помощью методики « Профиль» ( «Карта интересов» А.Е. Голомштока в модефикации Г.

Слайд 7Определение типа мышления учащихся
по методике Резапкиной Г.В.
Цель данной методики –

определить преобладающий тип мышления.

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы: наиболее распространенным типом мышления в классе является словесно – логическое мышление, такой выбор соответствует тому, что у большинства ребят выявлены склонности к гуманитарным и социальным наукам.
Наименее распространенным типом мышления является абстрактно – символическое. Этот результат так же подтверждает то, что у ребят самый маленький процент склонностей к естественным наукам.

Определение типа мышления учащихся по методике Резапкиной Г.В.Цель данной методики – определить преобладающий тип мышления. Исходя из

Слайд 8Исследование предпочтительного типа будущей специальности на основе самооценки по методике «

ДДО»
( дифференциально – диагностический опросник Е.А. Климова)
Цель данной методики – направлена на выявления склонности
( предрасположенности ) человека к определенным типам профессий.

Анализ определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности показал, что наибольшее число учащихся 9 А класса предпочитают профессиональную область «человек – человек» и «человек – художественный образ» , что составляет 52,9% и 47% от общего числа учащихся.
Наименее привлекательными являются такие профессиональные области как «человек - техника» и «человек - знаковая система», процент от общего количества учащихся составляет 11,8% . Такая профессиональная область как «человек – природа» - осталась без выбора.

Исследование предпочтительного типа будущей специальности на основе самооценки по методике « ДДО» ( дифференциально – диагностический опросник

Слайд 9Факторы, влияющие на выбор профессиональных предпочтений
Таким образом, напрашивается вывод о

том, что наибольшее влияние на выбор профессии оказывают позиции друзей, затем мнение родителей, содержание деятельности и др. факторы (материальная обеспеченность, престижность). При этом важнейшие социально-значимые сферы, такие как активная деятельность, творчество, интересная работа и познание, саморазвитие, не входят в число ведущих.
В результате можно сделать вывод, что учащиеся делают свой выбор не осознано, не опираясь на какие - то свои интересы, а опираясь на мнение родных и близких, а так же на современные тенденции.
Факторы, влияющие на выбор профессиональных предпочтений Таким образом, напрашивается вывод о том, что наибольшее влияние на выбор

Слайд 10На основании полученных данных был составлен протокол результатов профориентационной диагностики, в

котором отражены результаты и даны рекомендации каждому учащемуся
На основании полученных данных был составлен протокол результатов профориентационной диагностики, в котором отражены результаты и даны рекомендации

Слайд 11 Для того чтоб помочь тем учащимся, которые еще не готовы к

выбору профессии и у которых возникли трудности самоопределения, я подготовила индивидуальные методы – опросник личной профессиональной перспективы (ЛПП) и ориентировочную профориентационно – диагностическую беседу .

Личная профессиональная перспектива (ЛПП)

Для того чтоб помочь тем учащимся, которые еще не готовы к выбору профессии и у которых возникли

Слайд 12Заключение по построению личной профессинальной перспективы (ЛПП)
Ф.И. респондента –Мария К.

Класс – 9 А класс

Рекомендации психолога: Марии К. рекомендуется расширить представления о путях оптимального использования своих возможностей и о путях преодоления внешних препятствий, а так же определиться с конкретными выбираемыми целями, с практической реализацией своих планов и согласование их с другими важными жизненными целями.

Заключение по построению личной профессинальной перспективы (ЛПП)Ф.И. респондента –Мария К.

Слайд 13Программа-протокол ориентировочной диагностической беседы (с подростком, 9 класс)

1. Ф., И., О.

ученика __________________________________________________
2. Класс ___________________ Школа __________________________________
3. Состав семьи ______________________________________________________
4. С какого класса посещаешь данную школу? ____________________________
5. Какие учебные предметы интересуют тебя больше всего? ________________
6. Какие предметы легче всего изучать? __________________________________
7. Какие предметы не нравятся? _________________________________________
8. Какие предметы трудно даются? ______________________________________
9. Сколько времени в среднем ты тратишь на выполнение домашних заданий каждый день?
10. Всегда ли у тебя была такая же успеваемость, как в этом году? ___________
11. В какой работе класса, школы ты принимаешь активное участие __________
12. Есть ли у тебя постоянные обязанности в семье, какие? __________________
13. Чем ты любишь заниматься в свободное время? _________________________
14. Какие книги (статьи в интернете) ты любишь читать? ______________________
15. Какие фильмы (спектакли) тебе нравятся? ______________________________
16. Какие черты характера ты больше всего ценишь у друзей, у взрослых?
17. Какие черты характера ты можешь отметить у себя?
18. Много ли у тебя друзей в школе, в классе, вне школы?
19. Собираешься ли ты продолжить учебу в школе (после 9 классов) или стремишься получить среднее образование в колледже, профтехучилище, техникуме?
20. Выбрал ли ты профессию? ___________________________________________
21. Почему ты хочешь выбрать именно эту профессию? _____________________
22. Давно ли ты выбрал данную профессию
23. Что побудило тебя выбрать профессию (мнение родителей ,друзей, книги, кинофильм, совет учителя, занятия в специальном кружке, секции и т. д.)?
24. Что ты делаешь для подготовки к овладению выбранной профессией? ______
25. Какие профессии, кроме выбранной, тебе нравятся?
26. Где бы ты хотел учиться и работать, если не удастся поступить в учебное заведение?
27. Как ты представляешь себе свое рабочее место? ________________________
28. Как ты оцениваешь свое здоровье вообще и в связи с выбранной
профессией, в частности?
Заключение психолога ( с учетом результатов профориентационной диагностики учащегося):____________________________________________
Программа-протокол ориентировочной диагностической беседы (с подростком, 9 класс)1. Ф., И., О. ученика __________________________________________________ 2. Класс ___________________ Школа

Слайд 14На контрольном этапе определили уровень готовности к выбору профессии у учащихся

9 А класса ( конец года).

Анализ результатов анкетирования показал, что уровень готовности учащихся к выбору профессии вырос, а учащихся, не готовых к выбору профессии нет.
Таким образом, осуществив такое исследование, я пришла к выводу, что есть необходимость использовать такую систему работы именно с учащимися 9 классов. Это дает возможность учащимся узнать о своих склонностях, возможностях и переосмыслить свой выбор.
Данный результат говорит о том, что система работы с учащимися 9 класса – эффективна, что подтверждает нашу гипотезу.

На начало эксперимента

На конец эксперимента

На контрольном этапе определили уровень готовности к выбору профессии у учащихся 9 А класса ( конец года).Анализ

Слайд 15
Дальнейшая работа продолжается уже в 10 – 11 классе. Продолжается работа

по созданию профессиограмм.
Но, основной упор делается на просветительскую и консультативную деятельность. В этот период более масштабно используются различные формы работы: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.
Кроме этого, проводятся профориентационные занятия с элементами тренинга, которые направлены на расширение представлений о мире профессий, повышение информационной и мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору.
Эффективность проводимой работы зависит от трех основных условий: соблюдения преемственности в формах и методах на протяжении всего обучения в условиях общеобразовательной школы, учета возрастных особенностей учащихся и комплексного использования методов профессиональной ориентации.

Дальнейшая работа продолжается уже в 10 – 11 классе. Продолжается работа по созданию профессиограмм. 	Но, основной упор

Слайд 16Благодарю
за внимание!

Благодарю   за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть