Слайд 1Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования
Методический семинар
(2 часа)
Слайд 2Цель семинара:
Разработать внутреннюю оценку достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Слайд 3Целевая аудитория
Администрация школы
Учителя – предметники, работающие в 5 – 9 классах
Члены
Совета школы
Слайд 4Ожидаемые результаты:
Ознакомиться с внутренней оценкой достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Разработать
критерии оценки результатов освоения ООП ООО для ОУ.
Слайд 5Средства и оборудования
ФГОС основного общего образования.
Закон РФ «Об образовании» (ст.15 п.3;
ст.32 п.16; ст.55 п.4).
Типовое Положение об ОУ.
Слайд 6План семинара:
Выступление по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
ООО» (10 мин.)
Работа в группах по созданию проекта «Система оценки достижения планируемых результатов ООП ООО» (45 мин)
Защита проектов (5-10 мин)
Обсуждение и принятие решения по внедрению критериев оценивания планируемых результатов в ОУ ( 20 мин)
Слайд 7Содержание семинара:
Вступительное слово заместителя директора по УВР ОУ
Сегодня мы должны определить
критерии оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО ОУ, в связи с необходимостью перехода школ на новые образовательные стандарты.
Лекция «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО»
Слайд 8Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
Федеральный государственный образовательный
стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
В соответствии с ними система оценки должна:
Фиксировать цели оценочной деятельности.
Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
Фиксировать условия и границы применения системы оценки
Слайд 9
Какие нужны новые формы и методы оценки?
Нужно изменить инструментарий – формы
и методы оценки.
Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.д.
Необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Слайд 10Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного
развития.
Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
Это сугубо личная сфера, поэтому проводить такую диагностику необходимо только в виде неперсонифицированных работ.
Слайд 11Система контроля дополняется новыми формами контроля результатов:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками
действий и качеств по заданным параметрам);
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
результаты учебных проектов;
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Слайд 12Необходимо принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу («пятибалльную»).
Современная
шкала оценивания построена по принципу «вычитания»: ищутся ошибки, чтобы понизить отметку.
Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Слайд 13Как обеспечить комплексную оценку всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных?
Комплексная
оценка результатов- это общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты, которые фиксируются в таблицах образовательных результатов.
Самое главное, что все оценки и отметки, помещаемые в таблицах нужны для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Слайд 14Какими должны быть границы применения системы оценки?
При введении новой системы оценки
образовательных результатов необходимо установить чёткие границы и рамки:
Постепенное внедрение : от простого к сложному.
Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться.
Сокращение до минимума «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем.
Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
Слайд 15Какой опыт нам поможет?
Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных
успехов)
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.
Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.
Слайд 16Правило 1. Что оцениваем?
Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.
Правило 2.
Кто оценивает?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Слайд 17Правило 3. Сколько ставить отметок?
По числу решённых задач.
Правило 4. Где накапливать
оценки и отметки?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)
Слайд 18Правило 5. Когда ставить оценки?
Текущие – по желанию, за тематические проверочные
работы – обязательно.
Слайд 19
Правило 6. По каким критериям оценивать?
По признакам уровневой успешности:
1) необходимый уровень
(базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);
2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);
3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).
Слайд 20Правило 7. Как определять итоговые оценки/отметки?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам
предметных результатов (среднее арифметическое баллов)
Слайд 21Итоговая оценка выпускника формируется на основе:
Результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по
всем предметам. Зафиксированных в оценочных листах. В том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе
Оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам
Оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта
Оценок за работы, выносимые на ГИА
Слайд 22 II. Практическая часть семинара
Разработать и представить
свою систему оценки достижений обучающихся освоивших основную образовательную программу основного общего образования.
Ознакомиться с общим положением ФГОС ООО (п.1.3.)
(каждая группа составляет кластер системы оценки достижения планируемых результатов и представляет его для обсуждения)
2.Задание для первой группы:
составить модель оценочной деятельности личностных результатов (п.1.3.2.)
3.Задание для второй группы
составить модель оценочной деятельности метапредметных результатов (п.1.3.3.)
4.Задание для третьей группы
составить модель оценочной деятельности предметных результатов (п.1.3.4.)
Слайд 23
Система оценки достижения планируемых результатов
Промежуточная аттестация
(внутренняя оценка)
Итоговая аттестация
(внешняя оценка)
Аттестация выпускников
Мониторинг
системы образования
Внутришкольный мониторинг
Учебно-практических задач
Учебно-познавательных задач
Навыков проектной деятельности
Требования к оценке результатов
личностные
метапредметные
предметные
Слайд 24Личностное развитие
Семья + школа
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
УУД
Гражданская идентичность
Самообразование
Социальные компетенции
Достижение
личностных результатов
Соблюдение норм и правил поведения
Участие в общественной жизни
Ответственность за результаты обучения
Способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории
Формирование ценностно-смысловых установок
Слайд 25Метапредметные результаты
Регулятивные УД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
У Ч Е Б
Н Ы Е П Р Е Д М Е Т Ы
Оценка достижений
Защита проектов
Проверочные работы
Самостоятельность приобретения знаний и решение проблем
Сформированность предметных знаний и способов действий
Сформированность регулятивных действий
Сформированность коммуникативных действий
Уровень сформированности навыков
сотрудничества
самоорганизации
Слайд 26Предметные результаты
Низкий уровень
Базовый уровень
(ученик
научится)
Пониженный уровень
Повышенный уровень
Высокий уровень
Отметка «3»
Оценка «удовлетворительно»
65% - «зачтено»
Оценка – «плохо»
Отметка «1»
Оценка – «неудов»
Отметка «2»
Оценка – «хорошо»
Отметка «4»
Оценка – «отлично»
Отметка «5»
Слайд 27Проект решения семинара:
1. Создать инициативную группу с целью ознакомления всех участников
образовательного процесса с новой системой оценки достижения планируемых результатов.
2. Обсудить систему оценки достижения планируемых результатов на родительских и классных собраниях.
3. Внести изменения и дополнения в систему оценки, и представить данную систему на утверждение.
Использованный материал:
1. Д. Д. Данилов. Технология описания оценок.
2. ФГОС ООО.
3. Лекционный материал курсов ГОАУ ДПО ПКИППКРО.