Слайд 1Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц,
желающих
принять в семью ребенка
Слайд 2Основные потребности ребенка:
безопасность
здоровье
образование
познавательные
привязанность
эмоциональное развитие
идентичность
социальная адаптация
стабильные отношения в приемной семье
Слайд 3Потребность ребенка в безопасности:
является базовой
основана на инстинкте самосохранения
Именно, повышенная потребность в
безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания.
Слайд 4Потребность ребенка в здоровье
подразумевает сохранение телесной и духовной
гармонии
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Слайд 5Потребность ребенка в умственном развитии и образовании
подразумевает:
-
необходимость изучать окружающий мир - формировать о нем определенное представление
- получать соответствующее образование
Слайд 6Потребность в привязанности
можно определить как «близкую связь между двумя
людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости»(Вера Фелберг)
Слайд 7Эмоциональные потребности -
это потребности ребенка в хорошем отношении,
во взаимодействии с окружающими
Слайд 8Потребности в идентичности -
это потребность чувствовать свою уникальность,
неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье.
«Я» - «Мы» «Кто я?» = «Чей я?»
«Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ»
Слайд 9Социальная адаптация -
это социализация ребенка в обществе,
а именно:
-усвоение социальных норм
и правил
-усвоение социальных ролей
-общение со сверстниками и взрослыми
-навыки самообслуживания
-бытовые навыки
Слайд 10Потребность в устойчивых позитивных отношениях
б
Взрослые
Ближайшее окружение
является
базовой
связана с нормальным
развитием психики
жизненно
необходимой
Слайд 11К чему приводят нереализованные
потребности?
Неудовлетворенная потребность в безопасности:
неврозы, фобии, ощущение брошенности.
Нереализованные эмоциональные потребности:
стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения), неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах.
Неудовлетворенные познавательные потребности:
узкий кругозор, примитивность, отсутсвие стремления к личностному росту и развитию.
Слайд 12Компетентный родитель -
-это человек, который не испытывает страха
за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка
-это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять
-это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое
Слайд 13Типы родительских компетенций:
-инструментальные компетенции
-межличностные компетенции
-системные компетенции
Слайд 14Инструментальные компетенции -
это знания и технологические умения в
области психологии и педагогики замещающей семьи, воспитания приемного ребенка, собственного поведения в семье.
Слайд 15Межличностные компетенции -
это индивидуальные способности, связанные
с умением выражать чувства и отношения,
с критическим осмыслением,
способностью к самокритике, а также
социальные навыки, связанные
с процессами социального взаимодействия и сотрудничества,
с умением принимать социальные и этические обязательства.
Слайд 16
Системные компетенции -
это сочетание понимания, отношения и знания,
способность планировать изменения с целью
совершенствования
семейной системы.
Слайд 17Приемные родители должны стараться:
сотрудничать со специалистами
строить доверительные отношения с ребенком
преодолевать конфликтные
ситуации
эффективно общаться с другими людьми