Презентация, доклад Школьная служба примирения

Содержание

Из истории…В странах Европы уже несколько десятилетий существуют ШСП для подростков и взрослых.ШСП в России – это модель организации восстановительной медиации в ОУ.Первая медиация на территории нашей страны, которую провели школьники-медиаторы, состоялась 16 декабря 2002 года в школе

Слайд 1Школьная служба примирения

Школьная служба примирения

Слайд 2Из истории…
В странах Европы уже несколько десятилетий существуют ШСП для подростков

и взрослых.
ШСП в России – это модель организации восстановительной медиации в ОУ.
Первая медиация на территории нашей страны, которую провели школьники-медиаторы, состоялась 16 декабря 2002 года в школе  № 464 г. Москвы, и эту дату считают началом деятельности школьных служб примирения в России.
Спустя 8 лет, в 2010 г. фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».
Из истории…В странах Европы уже несколько десятилетий существуют ШСП для подростков и взрослых.ШСП в России – это

Слайд 3Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
Правовой основой создания

и деятельности служб школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях	Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:Конституция

Слайд 4Обоснование возможности реализации Программы ШСП в соответствии с законодательством об образовании
Во

исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», вышедшего в июне 2012 года, Правительством Российской Федерации в «целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в РФ, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка», был разработан План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений «Национальной стратегии…», в разделе V «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия», которого среди «мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия» указываются такие как «развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков».
Обоснование возможности реализации Программы ШСП в соответствии с законодательством об образованииВо исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина

Слайд 5Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3
(который

определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.
Службы примирения работают на достижение этих результатов, но не ограничиваются ими);
Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.

продолжение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (который определяет, что государственная политика и правовое

Слайд 6Стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 г. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации


(один из основных документов для работы ШСП в России. Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и др. практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода.
При разработке стандартов учтен опыт работы по проведению программ восстано­вительного правосудия в различных регионах России в течение 12 лет).

продолжение

Стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 г. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации   (один из основных документов

Слайд 7ФГОС
ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

... как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для дости­жения общих результатов».

продолжение

ФГОС ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): ... как уважающего других людей, умеющего

Слайд 8

ФГОС
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать (...):
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции (...); готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

Слайд 9

ФГОС
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

ШСП и реализуемые ей формы работы, в том числе взрослыми медиаторами (тренинги по коммуникации, круги примирения и т.д.), могут быть важным элементом образовательного процесса школы для достижения указанных во ФГОС личностных результатов.



Слайд 10Ситуация в школе
В школе собраны дети (и взрослые) из

разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.

Ситуация в школе  В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных

Слайд 11Ситуация в школе
Для большинства подростков в школе главными являются

не полученные знания, а вопросы статуса, общения, коммуникации, власти и т.д.

Школа мало помогает освоению детьми цивилизованных навыков коммуникации в сложных и напряженных ситуациях, культурных форм повышения авторитета.
Ситуация в школе  Для большинства подростков в школе главными являются не полученные знания, а вопросы статуса,

Слайд 12Ситуация в школе

Никакой ребенок не будет думать об уроке, если

у него конфликт или он стал жертвой насилия.

Если не урегулируются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным. И, скорее всего, возникнет вновь.
Ситуация в школе Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт или он стал

Слайд 13Конфликт или криминальная ситуация травмирует душу и психику как обидчика, так

и пострадавшего.

Особенно, если они вынуждены продолжать встречаться дальше
(в классе, школе, во дворе и т.п.)‏

Даже если это не квалифицируется как правонарушение.
Конфликт или криминальная ситуация травмирует душу и психику как обидчика, так и пострадавшего. Особенно, если они вынуждены

Слайд 14Возможные способы реагирования школы (не только взрослых) на конфликты и криминальные ситуации

Возможные способы  реагирования школы  (не только взрослых) на конфликты  и криминальные ситуации

Слайд 15Учителя
Учителя рассматривают конфликт как зло, которое надо искоренять, или в крайнем

случае избежать, скрыть.
Частый способ реагирования - поиск виноватого и наказание (или угроза наказанием).

УчителяУчителя рассматривают конфликт как зло, которое надо искоренять, или в крайнем случае избежать, скрыть. Частый способ реагирования

Слайд 16Административно-карательный

вызов к директору,

вызов на педсовет,

вызов родителей, что ставит в непростую

ситуацию родителей

Административно-карательный вызов к директору,вызов на педсовет,вызов родителей, что ставит в непростую ситуацию родителей

Слайд 17Стрелки

Попытки детей самим решить конфликты с использованием силы

Стрелки  Попытки детей самим решить конфликты с использованием силы

Слайд 18Скрытые (многолетние) конфликты
Групповое давление, отвержение, бойкот.
Замыкание

в себе.
Скрытые (многолетние) конфликты  Групповое давление, отвержение, бойкот.   Замыкание в себе.

Слайд 19Направление к психологу
Окружающие ребята начинают относиться как к «психам»,
Часто визит

к психологу воспринимается как нечто вынужденное и непонятное или как игра.

Я не псих !

Направление к психологуОкружающие ребята начинают относиться как к «психам», Часто визит к психологу воспринимается как нечто вынужденное

Слайд 20Органы школьного самоуправления
В большинстве случаев повторяют педсовет или заседание КДН,

поскольку другой модели подростки не видели.








Причем порой они поступают более жестко и угрожают, поскольку не имеют взрослой разумности
Органы школьного самоуправления В большинстве случаев повторяют педсовет или заседание КДН, поскольку другой модели подростки не видели.

Слайд 21Школьные инспектора
Ставят целью выявление и постановку на учет

В результате то, что

могло решаться между участниками (или с использованием педагогических методов) порой становится поводом для формального процесса и еще большего разобщения или клеймения людей.
Школьные инспектораСтавят целью выявление и постановку на учетВ результате то, что могло решаться между участниками (или с

Слайд 22Уполномоченные по правам участников образовательного процесса
Имеют инструменты в случае нарушения прав,

но не имеют средств работы с конфликтами.
Уполномоченные по правам участников образовательного процессаИмеют инструменты в случае нарушения прав, но не имеют средств работы с

Слайд 23Что общего у этих способов?
Решение о способе выхода из

конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение

При этом часто используют:

власть и административное давление (взрослые),
физическую силу (дети на «стрелках»),
психологическое давление
манипуляцию
Что общего у этих способов?  Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации,

Слайд 24Альтернативный способ разрешения конфликтов

Альтернативный способ разрешения конфликтов

Слайд 25Восстановительный подход нашел свое отражение изначально в процедурах восстановительного правосудия
МИССИЯ:
Преодоление

зла, причиненного преступлением и всплеска враждебности между людьми путем заглаживания вреда и включения в этот процесс участников конфликтной ситуации и их ближайшего социального окружения
Восстановительный подход нашел свое отражение изначально в процедурах восстановительного правосудияМИССИЯ: Преодоление зла, причиненного преступлением и всплеска враждебности

Слайд 26Принципы восстановительного правосудия
Возвращение активной роли людей в разрешении конфликтной ситуации



Принципы восстановительного правосудияВозвращение активной роли людей в разрешении конфликтной ситуации

Слайд 27Принципы восстановительного правосудия
Заглаживание вреда жертве и деятельность, содействующая исцелению жертв -

важнейший приоритет
Принципы восстановительного правосудияЗаглаживание вреда жертве и деятельность, содействующая исцелению жертв - важнейший приоритет

Слайд 28Принципы восстановительного правосудия
Ответственность обидчика (правонарушителя) заключается в осознании последствий своих действий,

активном участии в заглаживании вреда и осознанном подходе к своему будущему
Принципы восстановительного правосудияОтветственность обидчика (правонарушителя) заключается в осознании последствий своих действий, активном участии в заглаживании вреда и

Слайд 29Принципы восстановительного правосудия
Избавление правонарушителей (обидчиков) от клеймения и поддержка их интеграции

в общество
Принципы восстановительного правосудияИзбавление правонарушителей (обидчиков) от клеймения и поддержка их интеграции в общество

Слайд 30Принципы восстановительного правосудия
Подключение ближайшего социального окружения к процессам заглаживания вреда и

интеграции правонарушителей в общество
Принципы восстановительного правосудияПодключение ближайшего социального окружения к процессам заглаживания вреда и интеграции правонарушителей в общество

Слайд 31Цель восстановительного реагирования на конфликты и преступления
Восстановление способности к пониманию и

осуществлению восстановительных действий сторон по отношению друг к другу
Цель восстановительного реагирования на конфликты и преступленияВосстановление способности к пониманию и осуществлению восстановительных действий сторон по отношению

Слайд 32Восстановительный способ в школе
Встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где

они смогут сами:
Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;
Найти устраивающие всех решения;
Понять, как избежать повторения конфликта в будущем.
Восстановительный способ  в школе  Встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:Обсудить последствия конфликта

Слайд 33 Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации,

испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу и т.д. говорить конструктивно?

Это очень трудно.
Поэтому им нужен
Нейтральный посредник
(Медиатор)‏

Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации, испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти,

Слайд 34Цель работы ведущего (медиатора) - организовать такой диалог, который инициирует взаимопонимание,

восстановительные действия и групповое принятие решений
Цель работы ведущего (медиатора) - организовать такой диалог, который инициирует взаимопонимание, восстановительные действия и групповое принятие решений

Слайд 35Этапы работы ведущего (медиатора) в программах по заглаживанию вреда
Восстановительные действия
Примирительная

встреча
(встреча по заглаживанию вреда)

Ситуация жертвы

Ситуация правонарушителя

Индивидуальные встречи

Ведущий (медиатор)

Диалог

Этапы работы ведущего (медиатора) в программах по заглаживанию вреда Восстановительные действияПримирительная встреча (встреча по заглаживанию вреда) Ситуация

Слайд 36 «Лестница» восстановительной медиации

«Лестница» восстановительной медиации

Слайд 37медиатор
В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог
Не судит, не защищает,

не поучает и т.п.
Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном участии обеих сторон. Для этого он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.
медиаторВ равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалогНе судит, не защищает, не поучает и т.п.Способствует тому, чтобы

Слайд 38Понятие ответственности
Ответственность понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств

потерпевшего, негативных последствий, к котором привело правонарушение
и как исправление причиненного вреда самим обидчиком.


Поэтому медиатор поддерживает ответственное поведение участников встречи.

Понятие ответственностиОтветственность понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, негативных последствий, к котором привело

Слайд 39
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку

только они смогут найти лучшее решение.
Если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение.

Слайд 40Медиация ровесников
В школах вместе со взрослыми медиаторами становятся подростки,

поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками.
Взрослым подростки часто не доверяют или боятся прослыть «стукачами».
Медиация ровесников  В школах вместе со взрослыми медиаторами становятся подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт

Слайд 41 Навыки и представления, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи,

по качеству превосходят искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность ведущего, — тем лучше.
Навыки и представления, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят искусственные ситуации на

Слайд 42Школьная служба примирения
Служба примирения - организационная форма, в которой определено:
откуда

поступает информация о конфликтах,
кто и где проводит встречи,
как реагирует администрация в случае примирения сторон,
как осуществляется подготовка ведущих, как окружающие узнают про службу,
какая будет документация и т.д.
Школьная служба примирения	Служба примирения - организационная форма, в которой определено: откуда поступает информация о конфликтах, кто и

Слайд 43Принципы деятельности ШСП
Принцип добровольности (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие

сторон, вовлеченных в конфликт);
Принцип добросовестности (добросовестное освоение норм восстановительных практик);
Принцип конфиденциальности (исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления);
Принцип нейтральности (медиатор не поддерживает ни одну из сторон, помогает наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения ситуации, является независимым посредником, равноправное отношение к участникам конфликта)
Принцип коммуникативности (коммуникативность в работе со сторонами конфликта);


Принципы деятельности ШСППринцип добровольности (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);Принцип добросовестности (добросовестное

Слайд 44Школьная служба примирения
Взросло-детская команда
Цель - улучшение отношений в школе и поддержка

процесса воспитания
Решение ситуаций взаимоотношений между людьми
Обсуждение ценностей
Школьная служба примиренияВзросло-детская командаЦель - улучшение отношений в школе и поддержка процесса воспитания Решение ситуаций взаимоотношений между

Слайд 46Этапы проведения восстановительных программ
1 этап - сбор и анализ информации
2

этап - предварительные встречи с жертвой и обидчиком (ведущий, медиатор дает возможность участникам рассказать свою версию и обсудить причины произошедшего, помогает выговориться, справиться с агрессивными чувствами, стать способным слушать и воспринимать другого человека, проясняет его потребности, предлагает озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, рассматривает различные возможные пути урегулирования сложившейся ситуации, в том числе участие в примирительной встрече. В случае согласия участников конфликта на встречу, назначается дата и время её проведения, объясняются правила и роль медиатора на встрече).
3 этап - примирительная встреча (сама восстановительная медиация, обсуждаются и фиксируются предлагаемые варианты решения конфликта, а также принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений.
4 этап – заключительный (сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение некоторого периода времени, обычно, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации).
Этапы проведения восстановительных программ1 этап - сбор и анализ информации 2 этап - предварительные встречи с жертвой

Слайд 47СТРАНЫ, ГДЕ ЕСТЬ ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ
Школьная медиация существует в Австралии, Канаде, Новой

Зеландии, США, Великобритании, Шотландии и Северной Ирландии, Италии, Румынии, Польше, Турции, Германии, Южной Африке, Франции, Украине, Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции и других странах (порядка 70 стран)‏
СТРАНЫ, ГДЕ ЕСТЬ ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯШкольная медиация существует в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, США, Великобритании, Шотландии и Северной

Слайд 48Согласно данным мониторинга, который был проведён Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, на

территории более 15 регионов и городов России (в Московской, Волгоградской, Пермской, Самарской, Ростовской, Кировской, Костромской областях, Казани, Красноярске, Великом Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Барнауле, Липецке, Ставропольском крае, а также в таких республиках как Чувашская, Саха- Якутия, Дагестан, Башкирия и др.) действует 615 школьных и 61 территориальная служба примирения.
Согласно данным мониторинга, который был проведён Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, на территории более 15 регионов и городов России

Слайд 49Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть