Слайд 2Из истории…
В странах Европы уже несколько десятилетий существуют ШСП для подростков
и взрослых.
ШСП в России – это модель организации восстановительной медиации в ОУ.
Первая медиация на территории нашей страны, которую провели школьники-медиаторы, состоялась 16 декабря 2002 года в школе № 464 г. Москвы, и эту дату считают началом деятельности школьных служб примирения в России.
Спустя 8 лет, в 2010 г. фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».
Слайд 3Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
Правовой основой создания
и деятельности служб школьной медиации является:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Слайд 4Обоснование возможности реализации Программы ШСП в соответствии с законодательством об образовании
Во
исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», вышедшего в июне 2012 года, Правительством Российской Федерации в «целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в РФ, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка», был разработан План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений «Национальной стратегии…», в разделе V «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия», которого среди «мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия» указываются такие как «развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков».
Слайд 5Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3
(который
определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.
Службы примирения работают на достижение этих результатов, но не ограничиваются ими);
Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.
продолжение
Слайд 6Стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 г. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации
(один из основных документов для работы ШСП в России. Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и др. практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода.
При разработке стандартов учтен опыт работы по проведению программ восстановительного правосудия в различных регионах России в течение 12 лет).
продолжение
Слайд 7ФГОС
ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
... как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».
продолжение
ФГОС
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать (...):
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции (...); готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
ФГОС
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
ШСП и реализуемые ей формы работы, в том числе взрослыми медиаторами (тренинги по коммуникации, круги примирения и т.д.), могут быть важным элементом образовательного процесса школы для достижения указанных во ФГОС личностных результатов.
Слайд 10Ситуация в школе
В школе собраны дети (и взрослые) из
разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.
Слайд 11Ситуация в школе
Для большинства подростков в школе главными являются
не полученные знания, а вопросы статуса, общения, коммуникации, власти и т.д.
Школа мало помогает освоению детьми цивилизованных навыков коммуникации в сложных и напряженных ситуациях, культурных форм повышения авторитета.
Слайд 12Ситуация в школе
Никакой ребенок не будет думать об уроке, если
у него конфликт или он стал жертвой насилия.
Если не урегулируются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным. И, скорее всего, возникнет вновь.
Слайд 13Конфликт или криминальная ситуация травмирует душу и психику как обидчика, так
и пострадавшего.
Особенно, если они вынуждены продолжать встречаться дальше
(в классе, школе, во дворе и т.п.)
Даже если это не квалифицируется как правонарушение.
Слайд 14Возможные способы
реагирования школы
(не только взрослых)
на конфликты
и криминальные ситуации
Слайд 15Учителя
Учителя рассматривают конфликт как зло, которое надо искоренять, или в крайнем
случае избежать, скрыть.
Частый способ реагирования - поиск виноватого и наказание (или угроза наказанием).
Слайд 16Административно-карательный
вызов к директору,
вызов на педсовет,
вызов родителей, что ставит в непростую
ситуацию родителей
Слайд 17Стрелки
Попытки детей самим решить конфликты с использованием силы
Слайд 18Скрытые (многолетние) конфликты
Групповое давление, отвержение, бойкот.
Замыкание
в себе.
Слайд 19Направление к психологу
Окружающие ребята начинают относиться как к «психам»,
Часто визит
к психологу воспринимается как нечто вынужденное и непонятное или как игра.
Я не псих !
Слайд 20Органы школьного самоуправления
В большинстве случаев повторяют педсовет или заседание КДН,
поскольку другой модели подростки не видели.
Причем порой они поступают более жестко и угрожают, поскольку не имеют взрослой разумности
Слайд 21Школьные инспектора
Ставят целью выявление и постановку на учет
В результате то, что
могло решаться между участниками (или с использованием педагогических методов) порой становится поводом для формального процесса и еще большего разобщения или клеймения людей.
Слайд 22Уполномоченные по правам участников образовательного процесса
Имеют инструменты в случае нарушения прав,
но не имеют средств работы с конфликтами.
Слайд 23Что общего у этих способов?
Решение о способе выхода из
конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение
При этом часто используют:
власть и административное давление (взрослые),
физическую силу (дети на «стрелках»),
психологическое давление
манипуляцию
Слайд 24Альтернативный способ разрешения конфликтов
Слайд 25Восстановительный подход нашел свое отражение изначально в процедурах восстановительного правосудия
МИССИЯ:
Преодоление
зла, причиненного преступлением и всплеска враждебности между людьми путем заглаживания вреда и включения в этот процесс участников конфликтной ситуации и их ближайшего социального окружения
Слайд 26Принципы восстановительного правосудия
Возвращение активной роли людей в разрешении конфликтной ситуации
Слайд 27Принципы восстановительного правосудия
Заглаживание вреда жертве и деятельность, содействующая исцелению жертв -
важнейший приоритет
Слайд 28Принципы восстановительного правосудия
Ответственность обидчика (правонарушителя) заключается в осознании последствий своих действий,
активном участии в заглаживании вреда и осознанном подходе к своему будущему
Слайд 29Принципы восстановительного правосудия
Избавление правонарушителей (обидчиков) от клеймения и поддержка их интеграции
в общество
Слайд 30Принципы восстановительного правосудия
Подключение ближайшего социального окружения к процессам заглаживания вреда и
интеграции правонарушителей в общество
Слайд 31Цель восстановительного реагирования на конфликты и преступления
Восстановление способности к пониманию и
осуществлению восстановительных действий сторон по отношению друг к другу
Слайд 32Восстановительный способ
в школе
Встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где
они смогут сами:
Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;
Найти устраивающие всех решения;
Понять, как избежать повторения конфликта в будущем.
Слайд 33 Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации,
испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу и т.д. говорить конструктивно?
Это очень трудно.
Поэтому им нужен
Нейтральный посредник
(Медиатор)
Слайд 34Цель работы ведущего (медиатора) - организовать такой диалог, который инициирует взаимопонимание,
восстановительные действия и групповое принятие решений
Слайд 35Этапы работы ведущего (медиатора) в программах по заглаживанию вреда
Восстановительные действия
Примирительная
встреча
(встреча по заглаживанию вреда)
Ситуация жертвы
Ситуация правонарушителя
Индивидуальные встречи
Ведущий (медиатор)
Диалог
Слайд 36 «Лестница» восстановительной медиации
Слайд 37медиатор
В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог
Не судит, не защищает,
не поучает и т.п.
Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном участии обеих сторон. Для этого он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.
Слайд 38Понятие ответственности
Ответственность понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств
потерпевшего, негативных последствий, к котором привело правонарушение
и как исправление причиненного вреда самим обидчиком.
Поэтому медиатор поддерживает ответственное поведение участников встречи.
Слайд 39
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку
только они смогут найти лучшее решение.
Если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Слайд 40Медиация ровесников
В школах вместе со взрослыми медиаторами становятся подростки,
поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками.
Взрослым подростки часто не доверяют или боятся прослыть «стукачами».
Слайд 41 Навыки и представления, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи,
по качеству превосходят искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность ведущего, — тем лучше.
Слайд 42Школьная служба примирения
Служба примирения - организационная форма, в которой определено:
откуда
поступает информация о конфликтах,
кто и где проводит встречи,
как реагирует администрация в случае примирения сторон,
как осуществляется подготовка ведущих, как окружающие узнают про службу,
какая будет документация и т.д.
Слайд 43Принципы деятельности ШСП
Принцип добровольности (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие
сторон, вовлеченных в конфликт);
Принцип добросовестности (добросовестное освоение норм восстановительных практик);
Принцип конфиденциальности (исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления);
Принцип нейтральности (медиатор не поддерживает ни одну из сторон, помогает наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения ситуации, является независимым посредником, равноправное отношение к участникам конфликта)
Принцип коммуникативности (коммуникативность в работе со сторонами конфликта);
Слайд 44Школьная служба примирения
Взросло-детская команда
Цель - улучшение отношений в школе и поддержка
процесса воспитания
Решение ситуаций взаимоотношений между людьми
Обсуждение ценностей
Слайд 46Этапы проведения восстановительных программ
1 этап - сбор и анализ информации
2
этап - предварительные встречи с жертвой и обидчиком (ведущий, медиатор дает возможность участникам рассказать свою версию и обсудить причины произошедшего, помогает выговориться, справиться с агрессивными чувствами, стать способным слушать и воспринимать другого человека, проясняет его потребности, предлагает озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, рассматривает различные возможные пути урегулирования сложившейся ситуации, в том числе участие в примирительной встрече. В случае согласия участников конфликта на встречу, назначается дата и время её проведения, объясняются правила и роль медиатора на встрече).
3 этап - примирительная встреча (сама восстановительная медиация, обсуждаются и фиксируются предлагаемые варианты решения конфликта, а также принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений.
4 этап – заключительный (сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение некоторого периода времени, обычно, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации).
Слайд 47СТРАНЫ, ГДЕ ЕСТЬ ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ
Школьная медиация существует в Австралии, Канаде, Новой
Зеландии, США, Великобритании, Шотландии и Северной Ирландии, Италии, Румынии, Польше, Турции, Германии, Южной Африке, Франции, Украине, Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции и других странах (порядка 70 стран)
Слайд 48Согласно данным мониторинга, который был проведён Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, на
территории более 15 регионов и городов России (в Московской, Волгоградской, Пермской, Самарской, Ростовской, Кировской, Костромской областях, Казани, Красноярске, Великом Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Барнауле, Липецке, Ставропольском крае, а также в таких республиках как Чувашская, Саха- Якутия, Дагестан, Башкирия и др.) действует 615 школьных и 61 территориальная служба примирения.