Слайд 1Игры, способствующие сенсорному развитию
Боярских Любовь Борисовна , учитель.
Слайд 2Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших школьников
Занимательное обучение.
Слайд 3Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего
мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т.д.
Слайд 4Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка,
с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Слайд 5Ребёнок на каждом шагу сталкивается с многообразием форм, красок, запахов, вкусов
и других свойств предметов, чаще всего - игрушек и бытовых вещей. Но если знакомство с ними происходит стихийно, без разумной помощи взрослых, оно нередко оказывается слишком поверхностным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - системное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.
Слайд 6Сенсорное воспитание ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений
о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве. Не случайно сенсорное развитие составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще.
Слайд 7Дидактические игры с прищепками
Дело в том, что в головном мозге
человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особенно важно развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного и школьного возраста.
Слайд 8Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Слайд 9Солнышко
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б
его расцеловали.
Г. Бойко
М. Фабиянский
Вышло солнце из-за туч,
протянуло Кате луч.
Катя тронула рукою:
- Вот ты, солнышко, какое!
Слайд 10
Без огня горит,
без крыл летит,
без ног бежит.
Один костер
Весь мир согревает.
Без меня,
не будет лета,
По утрам, стучусь в оконца:
Просыпайтесь, встало...
СОЛНЦЕ!
Слайд 11Цель:
учить крепить прищепки к основе
из картона (пластмассовой крышки),
располагая их
по кругу,
подбирая цвет соответственно
своему замыслу;
развивать мелкую моторику рук.
Организация рабочего пространства.
Слайд 13
Травка
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной
выйдет к свету
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда.
Слайд 14Цель:
учить крепить прищепки
к основе из картона,
подбирая цвет соответственно
своему замыслу;
развивать мелкую
моторику рук.
Слайд 16 Флажок
Горит на солнышке
Флажок,
Как
будто я
Огонь зажёг.
А.Барто
Слайд 17Посмотрите, посмотрите!
Вот какой флажок у Мити!
Кто флажок подарил?
Митя
сам смастерил!
Засияло солнце снова,
Месяц май пришёл опять.
А у Мити всё готово -
Он с флажком идёт гулять
О.Высоцкая
Слайд 18
Цель:
способствовать развитию
мелкой моторики,
учить собирать конструкцию
по образцу; закреплять
понятия: верх,
середина, низ; познакомить детей
с названием нашей страны,
российским флагом;
воспитывать любовь
к своей Родине,
интерес к символам
нашей страны.
Слайд 20Снежинка
С. Баруздин
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У
нашего окна.
Как буд-то звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.
Слайд 21Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Что
за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.
Слайд 22Цель:
учить крепить прищепки
к основе из картона,
располагая их по контуру,
подбирая цвет соответственно
своему замыслу;
развивать мелкую
моторику рук.
Слайд 24Сосулька
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет -
Гвоздь упадет.
Что вниз вершиной
растет?
Морковка бела
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело —
Всю морковку съело.
Слайд 25А. Мецгер
Прозрачные стекляшки,
Узорные висюльки,
На проводах и крышах
Веселые сосульки.
Н. Полярус
Дед Мороз умчался с тучкой
И вернется к нам едва ли.
Помахал сосулькам ручкой,
И сосульки зарыдали.
И. Калиш
На солнце тая и звеня,
держась за крышу,
Сосулька плакала:
-Кап...кап...свети потише.
Слайд 27 Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им
управляет,
Что же это?-...
Железная птица
В небе кружится,
По сигналу пилота
На землю садится.
Самолёт
Слайд 28Самолёт построим сами.
Понесёмся над лесами
Понесёмся над лесами.
А потом вернёмся к
маме.
Слайд 29Цель:
учить соединять детали из картона прищепками; подбирать прищепки соответствующего цвета; развивать
пространственную ориентацию,
познакомить детей с праздником – 23 февраля с Днем защитников Отечества;
Слайд 31Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь
коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Цветик-семицветик
Слайд 32Цветик-семицветик
Цель:
учить крепить прищепки к основе из картона, располагая их по
кругу, используя разные цвета;
вызвать желание сделать маме подарок своими руками; учить подбирать красивое сочетание прищепок, развивать художественный вкус.
Слайд 34Цель:
учить прикреплять прищепки на шнур, чередуя по цвету; развивать художественный вкус;
познакомить
детей с шумовым народным инструментом (трещотка); прививать интерес к народной культуре.
Трещотка
Слайд 36Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.
На
большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Бабочки
Слайд 37
Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот
прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после - отпустил...
Николай Грахов
Слайд 38 Цель:
закреплять прием соединения деталей из
картона прищепкой; развивать мелкую моторику,
прививать интерес к насекомым, их жизни в природе;
Слайд 40Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да
он просто …
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? …
Стрекоза
Слайд 41
Н. Губская
Ах, какая стрекоза!
Только крылья да глаза!
В воздухе трепещет
И на
солнце блещет.
Над моею головой
Попорхала миг-другой
Нос чуть не задела.
В небо улетела.
Я хотел её позвать:
Прилетай ко мне опять!
Ведь такая красота!
Но, нужна ей высота.
Слайд 42 Цель:
развивать мелкую моторику, закреплять прием соединения прищепки с картоном,
; прививать интерес к насекомым, их жизни в природе;
Слайд 44Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний
лес,
Прохудился и исчез.
ПО небу летала вата.
Стала вата грязновата.
Ветер вату прогоняет,
Вата слёзы проливает.
Разве вата виновата?
Что же это, а, ребята?
Тучка
Слайд 45Две тучки-шалунишки
Бегали по небу.
Две Тучки-шалунишки,
Стукнулись с разбегу!
Стали Тучки плакать,
Больно очень было,
И
на землю капать
Дождик начал сильно!
Будьте осторожны,
Детки, в своих играх!
Могут ваши слёзы
Затопить квартиру!
Слайд 47Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А
в иголках круглый год?
Зимой и летом – одним цветом ?
Ну и платье! Сплошь иголки. Носят это платье?..
Ёлочка
Слайд 48Маленькой ёлочке холодно зимой,
Из лесу ёлочку взяли мы домой,
Бусы повесили,
встали в хоровод,
Весело, весело встретим Новый год!!
Горит огнями елочка,
Под нею тени синие,
Колючие иголочки
Как будто в белом инее.
Она в тепле оттаяла,
Расправила иголочки,
И с песнями веселыми
Пришли мы к нашей елочке.
Игрушки разноцветные
Для нас на ней развесили,
И мы глядим на елочку,
И нам сегодня весело.
(Л.Некрасова)
Ёлочка
Слайд 51 Дерево
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что?
Скажите наугад!
Ну, конечно...
(листопад)
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...
(птицы)
Слайд 52Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в
зеркало, глядя,
Расчесала кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Слайд 54Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
солнца белые лучи.
(Ромашка)
Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Ромашка
Слайд 57Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце станет,
Туда он и глянет.
Он растет
на длинной ножке
С лепесточками, как рожки,
Голова его крупна,
Черных семечек полна.
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
«Подсолнух»
Слайд 58О. Лебакина
Я семечки подсолнуха
Тем летом посадил,
Взрыхлил, полил водицею,
Забором оградил.
И выросли подсолнухи
Меня
намного выше,
Достав своими шапками
Почти до самой крыши!
А семечки созревшие
Скормлю зимою птичкам:
Воробушкам, голубкам,
Воронам и синичкам
С. Богдан
Я – подсолнух золотистый!
Знают дети все меня.
Потому наряд мой желтый,
Что под солнцем вырос я.
Зреют семечки мои
Для взрослых и детей.
Посмотрите: сколько их
На шапочке моей
«Подсолнух»
Слайд 60Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
Лежала
между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Ёжик
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Слайд 61Стихи про ежа
Фыркая смешно и громко,
И пыхтя, как паровоз,
Весь усыпанный в
иголках,
Еж грибы для деток нес.
Он хотел еще и яблок
Прихватить совсем чуток,
Чтоб ежовым деткам завтрак
На здоровье шел и впрок.
Мало места, вот досадно!
И не смог все унести!
Надо ежику обратно,
В лес по яблочки идти!
По лесной тропинке,
Рано по утру,
На колючей спинке,
Нес грибы в нору.
Весь в иголках серых,
На кого похож?
Отвечаем смело:
«Это, дети, еж!»
Что за странный мяч такой,
Весь лежит в иголках?
Прикоснусь слегка рукой,
Ведь спросить неловко!
Мячик быстро развернулся,
Носик — показался.
Этим мячиком колючим
Ежик оказался!
Слайд 64Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии:
Сборник
игр и игровых упражнений.-М. Издательство «Книголюб», 2007.
Воспитание сенсорной культуре ребенка// под ред. Л.А. Венгер. М., 1988г//
Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960г.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников// под. ред. Л.А. Венгер – М., 1978г.
Игра дошкольника // под. ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989г.
Козлова С.А., Куликова Т,А. Дошкольная педагогика. – М., 2000г.
Косимова Т. А. Игра в жизни ребенка // Дополнительное образование в школе. №2. 2007г.
7.Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – М., 1989г.
8. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики //Начальная школа. - №2 ., 1997
9. Сорокова М.Г. Система М. Монтесори . Теория и практика. М., 2003г.
10. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника// под ред.Субботиной Л.Ю. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001г.
Литература