Слайд 1Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций у учащихся с ОВЗ.
Презентацию подготовила
педагог – психолог МКОУ МСШ №2 Сузько Оксана Константиновна
Слайд 2В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Этот документ
обязывает наше государство принять реальные меры для устранения барьеров, ограничивающих права и возможности людей с инвалидностью, гарантировать им свободу, равенство и уважение их достоинства.
Слайд 3Одним из безусловных прав любого человека является право на образование. Реализация
права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в главе 1, статье 2, пункте 27 впервые зафиксировано официальное определение инклюзивного образования — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Слайд 4Инклюзивное образование в свою очередь является условием для более широкой социальной
инклюзии. Понятие социальной инклюзии означает достижение каждым индивидом, вне зависимости от его происхождения, социального положения, ограничений здоровья и т. д., полноты участия в жизни общества.
Слайд 5Социальная инклюзия на индивидуальном уровне предполагает совокупное наличие, по крайней мере,
трех компонентов: включенность в группу, включенность в деятельность и (субъективный компонент инклюзии) чувство включенности, принадлежности, позитивную самоидентификацию, эмоциональный контакт с социумом. Поэтому, если все-таки осуществлять инклюзию определенных категорий детей с интеллектуальной недостаточностью, это следует делать подготовленным педагогам.
Слайд 6Каждому педагогу известно словосочетание «компетентностный подход». Именно этот подход рассматривается для
улучшения качества содержания общего образования. В случае с обучением детей с ОВЗ в основу этого подхода ставится не информированность обучаемых, а их умение решать возникающие в различных ситуациях задачи по аналогии.
Следует разделять термины «компетенции» и «компетентность».
Слайд 7Первое понятие (компетенция) происходит от латинского competere – соответствовать, подходить –
способность применять знания, умения, успешно действовать основываясь на практический опыт.
Второе понятие (компетентность) – это уже необходимый набор компетенций, которыми обладает каждый человек для реализации действий в определённых жизненных областях.
Слайд 8В ФГОС для детей с ОВЗ чётко выделены взаимодополняющие компоненты: академический
и жизненная компетенция. Из двух составляющих образования детей с ОВЗ основным является не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся.
Слайд 9Под жизненной (социальной) компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых
ребенку в обыденной жизни.
Слайд 10Авторы стратегии модернизации содержания образования приводят следующие базовые жизненные компетенции, которыми
должен овладевать современный школьник:
• Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
• Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности
Слайд 11• Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности
• Компетентность в бытовой сфере
• Компетентность
в сфере культурно-досуговой деятельности (включают в себя выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)
Слайд 12Не будем забывать, что в понятие «ребёнок с ОВЗ» входит 3
основных типа – дети с физическими проблемами здоровья, с умственными и с сочетанными.
Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Слайд 13Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей
значительно снижена способность к обобщению и освоению общественного
опыта. Все это
осложняется и
трудностями в
общении.
Слайд 14Ребенок с ОВЗ, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит
неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. С трудом формируется умение пользоваться средствам речевого этикета, принятого в обществе.
Слайд 15Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в
его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.
Слайд 16В свете всего, рассмотренного выше, можно сделать вывод, что в учебно
– воспитательной работе с детьми с ОВЗ, основным направлением является практическая подготовка детей к жизни. Педагогам, ранее работающим с учениками без ограниченных возможностей здоровья, непривычно видеть мизерность результатов большого отрезка учебной деятельности у детей с ОВЗ.
Слайд 17Следует принять факт того, что основным направлением работы является практическая подготовка
детей к жизни. Поэтому содержание воспитания и обучения строится с учётом следующих принципов:
- жизненная значимость;
- практическая необходимость;
Слайд 18Главным показателем успешной работы является то, что у детей появляется:
- желание
посещать школу,
- находиться в коллективе детей,
- взаимодействовать друг с другом,
- общаться с другими детьми вне класса, даже вне школы,
- посильно принимать помощь специалистов,
- принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.
Слайд 19Пути реабилитации (абилитации) ученикас ОВЗ должны основываться на учете его потребностей
— в доступности общения и задач, ставящихся перед ним, в возможности включения в продуктивную активность. Лишь в этом случае идея инклюзивного образования не будет дискредитирована в обществе, и самим людям с интеллектуальной недостаточностью и их семьям не будет причинен вред.
Слайд 20Соотношение академических и жизненных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов
обучения, именно это и дает возможность для выбора и реализации наиболее оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особых потребностей. Чем тяжелее дефект развития учащегося, тем больше возрастает значимость компонента «жизненная компетенция».
Слайд 21Методика диагностики профессиональной педагогической толерантности (Ю.А. Макаров)
Инструкция. Последовательно прочитайте каждое высказывание
и выберите утвердительный («да») или отрицательный («нет») ответ и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.
1. Иногда бывает так, что чьи-либо поступки, поведение, идеи на первый взгляд совершенно неприемлемые, находят отклик в моей душе.
2. Чтобы действительно понять другого человека, следует найти что-то общее с ним во взглядах, поведении, мыслях.
3. Иногда ловлю себя на мысли, что плохие поступки и поведение детей в чем-то похожи на мои детские проказы или скрытые желания.
4. Педагог должен иметь собственную непоколебимую точку зрения по любому вопросу.
5. Что бы ни сделал ребенок, он в этом не виновен уже потому, что он ребенок.
Слайд 226. Основная задача опытного педагога в том, чтобы обеспечить развитие воспитанника,
во всем его поддерживая.
7. Воспитанник, прежде чем предлагать свою точку зрения на ту или иную проблему, должен освоить основные истины.
8. Если воспитанник не соглашается с очевидным, то это означает, что он либо туп, либо чрезмерно упрям, либо хулиганит.
9. Если даже я сильно накажу ребенка, это не значит, что я наказываю вследствие злости на него за его неправильное поведение. Это лишь педагогический прием, формирующий необходимые ребенку для дальнейшей жизни навыки.
10. Если воспитанник выражает свое несогласие с тем, что говорит педагог, или тем, что написано в книге, — это лишь попытка показать свою исключительность, выделиться.
11. В педагогической практике нельзя допускать панибратства с воспитанниками. Следует дать им почувствовать некоторую дистанцию, сохраняя уважение и любовь к ним.
12. Старшим не следует подавлять мнение младших, если оно не противоречит нормам морали, даже в том случае, если это мнение не совпадает с мнением старших.
Слайд 2313. Если я ловлю себя на негативном отношении к воспитаннику, стараюсь
понять, чем оно вызвано, а затем объяснить это себе и ему.
14. Глядя на ребенка, мне часто хочется угадать, как сложится его жизнь.
15. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
16. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
17. Я всегда все прощал родителям, даже если они были не правы.
18. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
19. Если дети сегодня не согласны со мной, это не повод для переживаний: они только набираются опыта и скоро, возможно, изменят свою точку зрения.
20. Если ребенок не мешает окружающим, не нарушает их прав, взрослый не должен требовать от него вести себя во всем как взрослый.
21. Даже если я негативно отношусь к кому-то из воспитанников, я считаю нужным это скрыть, используя свой педагогический опыт.
Слайд 2422. Глупо ставить какое-либо равенство между ребенком и взрослым, так как
существуют неизбежные различия в образовании, жизненном опыте.
23. Педагоги национальных учреждений в большинстве своем вряд ли обладают высоким уровнем профессиональной компетентности. Если где-то говорят о таком великом педагоге, то мне это смешно.
24. Воспитанник принципиально не может знать лучше педагога.
25. Меня, бывает, выводит из равновесия несообразительный воспитанник.
26. Абсолютно безупречные во всех отношениях воспитанники, как, впрочем, и педагоги, настораживают меня.
27. Шумные детские игры я переношу с трудом.
28. Терпеть не могу педагогов с низким профессиональным уровнем.
29. Внешний вид педагога всегда должен соответствовать принятым стандартам.
30. Я имею привычку поучать окружающих.
31. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.
Слайд 2532. Я постоянно делаю кому-то замечания.
33. Когда воспитанник не соглашается в
чем-то с правильной позицией, то обычно это раздражает меня.
34. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.
35. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.
36. Дети не могут быть правы в споре с родителями, потому что родители лучше детей разбираются в жизни.
37. Дети имеют право на собственное мнение, только если они могут убедительно это мнение обосновать.
38. Если принимать близко к сердцу эмоциональные проблемы и переживания каждого ребенка, то работа педагога станет невыносимой.
39. Взрослых детей раздражает забота родителей.
40. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
Слайд 2641. Хороший педагог — это только тот, кто всегда и во
всем является положительным примером для детей в поведении на работе, личной жизни.
42. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
43. У меня достаточно способностей, чтобы достичь высокого профессионального уровня.
44. Могу сказать, что, как правило, понимаю происходящее в моей душе.
45. Я сам стараюсь контролировать свою судьбу.
46. Иногда не мешает пожалеть самого себя.
47. Думаю, что если со мной не произойдет что-то, то самому мне не выйти из «накатанной жизненной колеи».
48. Иногда думаю, что моя профессиональная деятельность наполнена попытками скрыть непонимание происходящего.
49. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
Слайд 2750. В профессиональной деятельности я часто полагаюсь на свою интуицию, внезапно
возникающие желания.
51. Чаще всего я одобряю свои профессиональные планы и поступки.
52. Окружающие признают меня как профессионала.
53. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
54. Иногда мне кажется, что некоторые мои качества, проявляющиеся в профессиональной деятельности, мне, как человеку, несвойственны.
55. В критической ситуации я часто внутренне негодую, а иногда и теряю самообладание.
56. Коллеги считают меня самоуверенным и завистливым.
57. Если мне предложат ответственную должность, то я еще подумаю, стоит ли пожертвовать своим спокойствием.
58. Бороться с распущенностью молодежи следует строгостью и контролем.
Слайд 2859. Если ребенка обидят в школе, то я посоветую ему научиться
самостоятельно защищать себя и дать сдачи.
60. Если воспитанник столкнулся со мной в дверях, то я должен напомнить ему о культуре поведения.
61. Хулиганство среди молодежи следует жестко пресекать наказанием, иначе молодежь выйдет из-под контроля.
62. Если в данном мне поручении что-то для меня остается непонятным, то я всегда уточняю все неясности и детали до выполнения задания.
63. Обычно я высказываю свое мнение после старших по возрасту, положению.
64. В своих поступках я всегда стараюсь придерживаться принятых в обществе правил поведения.
65. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно.
66. Выступая перед аудиторией, я всегда стараюсь следить за своим голосом и жестами.
Слайд 2967. Я не бываю груб даже с крайне неприятными мне людьми.
68.
Стараюсь, чтобы все необходимые мне в работе вещи лежали всегда на своих местах.
69. Как профессиональный педагог, я всегда на работе жестко слежу за проявлением своих чувств.
70. Искренность эмоциональных реакций, открытость в выражении чувств к окружающим и есть настоящий педагогический профессионализм.
71. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то скоро забываю об этом.
72. Мне говорят, что, когда я слишком увлеченно что-то рассказываю, моя речь становится несколько сбивчивой.
73. Если при чтении служебного текста я встречаю какие-либо неясности, я не обращаю на них внимания, продолжаю читать дальше.
74. Иногда мне говорят о том, что в моих голосе и манерах излишне проявляется возбуждение.
75. Под влиянием момента я могу сказать что-то, о чем потом пожалею.
76. Во время работы я стараюсь отдать все силы, напрягаюсь.
Слайд 3077. Часто сложно отвлечься от беспокоящих ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.
78.
Возможные в профессиональной деятельности неприятности часто тревожат меня.
79. Я часто краснею.
80. Я часто смущаюсь, и мне неприятно, если другие замечают это.
81. Часто не могу сдержать слез.
82. Мне бы хотелось быть таким же счастливым и профессионально успешным, как другие.
83. Работа утомляет меня.
84. Обычно я спокоен и расстроить меня нелегко.
85. Работа настоящего педагога — это прежде всего жертвенность, пренебрежение собственными интересами.
86. Профессиональный педагог всегда стремится к тому, чтобы успокоить детей, коллег, сохранить хорошее отношение.
87. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
Слайд 31Обработка результатов
Чтобы обработать результаты, воспользуйтесь ключом ответов (таблица). За каждое совпадение
с ключом поставьте 1 балл.
«Да»
1, 2, 3, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 42, 43, 44, 45, 50, 51, 52, 53, 59, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 84
«Нет»
4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 46, 47, 48, 49, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 85, 86, 87
Слайд 32Показатели ниже21 балла говорят о том, что профессия педагога противопоказана человеку.
Ему следует заняться другим видом деятельности, где он будет более успешен, эффективен, позитивно принят окружающими.
От 21 до 32 баллов — низкий уровень профессиональной педагогической толерантности.
От 33 до 49 баллов — оптимальный уровень профессиональной педагогической толерантности.
От 50 до 87 баллов — излишне выраженная толерантность (вариант интолерантности), при этом от 66— саморазрушительный характер и максимально выраженные толерантные установки педагога помешают вести педагогическую практику.
Слайд 33Теоретическая справка. Что такое «толерантность»
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие
они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность — важный компонент жизненной позиции зрелой личности, которая имеет свои ценности. Толерантная личность — это человек, который хорошо знает себя и признает других. Критерии толерантности: равноправие, доброжелательность и терпимое отношение к инвалидам, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Проявления нетерпимости: оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; игнорирование (отказ в беседе, признании); негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки.
Слайд 34Упражнение «Чем мы похожи»
Члены группы сидят по кругу. Пригласите в
круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: Настя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос. Настя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Вывод: мы смогли найти какое либо сходство друг с другом постепенно – но самое главное наше сходство – мы все педагоги и все делаем одно общее дело. Давайте будем беречь наших детей и друг друга.
Слайд 35Подвести итог можно следующими словами: мы живём так, как можем, а
они будут жить так, как мы их научим. Это действительно – ведь частично жизнь этих детей в наших руках.
Автор шаблона
Коровина Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №9» г. Сафоново Смоленской области