Слайд 1Подготовила:
психолог ГБОУ ЛНР «СГ №7»
Сидорова А.И.
Семинар – практикум для педагогов:
"Методы и
приемы организации ситуации успеха в учебном процессе"
Слайд 2Главная задача специального образования –
социальная адаптация
Главный смысл деятельности учителя состоит
в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”.
Слайд 3«Успех в учебе – завтрашний
успех в жизни!»
Слайд 4Что такое успех с педагогической точки зрения?
Ситуация успеха - это целенаправленное,
организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Слайд 5Что такое успех с психологической точки зрения?
Успех - это переживание состояния
радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.
Слайд 6Наша задача
Создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого учащегося. Каждый должен
стать успешным в той или иной сфере деятельности. Нельзя забывать, что каждый учащийся – индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения.
Слайд 7Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет
ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, активность;
развивает коммуникативные способности;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Слайд 8Наша основная цель
не допустить, чтобы среди учащихся были неудачники, учащиеся,
не добившиеся успеха в учебе. А так же, обладающие комплексом собственной неполноценности, низкой самооценкой, неверием в собственные силы, низким уровнем учебной мотивации и уровнем притязаний.
Слайд 9Факторы, создающие ситуацию успеха
Соответствие материала по сложности и типу класса;
Применение
уровневого деления учащихся;
Учет психофизического развития каждого ученика;
Ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития ученика;
Оптимальный темп урока;
Межпредметная связь .
Слайд 10Факторы, создающие ситуацию успеха
Опора на знания учащихся;
Выбор действия в соответствии с
возможностями ученика;
Индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся;
Использование здоровьесберегающих технологий
Создание положительного
психологического
климата
на уроке
Слайд 11 Индивидуальный и дифференцированный подход
В основе дифференцированного
обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей.
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Слайд 12Использование здоровьесберегающих технологий
Двигательная активность учеников на уроках способствует лучшему овладению
материала, снятию усталости и перенапряжения, повышает мотивацию к обучению.
Слайд 13Создание положительного психологического климата на уроке
Успешность ученика на уроке во
многом зависит от учителя. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.
Слайд 14Установки и действия педагога
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроках;
Нейтрализация памяти от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности;
Применение поощрения и порицания;
Эмоциональное ободрение и стимуляция учебной деятельности;
Формирование адекватной самооценки учащихся;
Эмоциональная речь учителя;
Индивидуальная помощь учащимся
Слайд 15« …ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего,
самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой…»
В.А.Сухомлинский
Слайд 16 Технологические операции создания ситуаций успеха:
Снятие страха
Авансирование
успешного результата
Скрытое инструктирование ребенка
Внесение мотива
Персональная исключительность
Мобилизация активности или педагогическое внушение
Высокая оценка детали
Слайд 17Этапы создания ситуации успеха:
Мотивационно-целевой;
Организационный;
Итоговый
Слайд 18 Мотивационный этап
Создание проблемной ситуации
Привлечение занимательного материала
Применение наглядных средств обучения
Использование неожиданной, противоречивой информации
Эмоциональная насыщенность содержания
Эмоциональная зарядка
Соревновательные и игровые моменты
Разъяснение и постановка цели деятельности
Разработка плана действий
Слайд 19Организационный этап
Четкая постановка цели;
Оптимальный темп урока;
Организационный контроль начала
и завершения работы;
Занимательный материал;
Наглядность;
Использование информационно –коммуникационные технологии;
Работа в парах и группах;
Связь с нашим временем;
Практическая работа;
Словарная работа;
Подготовка к контрольным работам
Нестандартная форма проведения урока;
Слайд 20Работа в парах и группах
Формы групповых работ:
работа в парах постоянного
и сменного состава,
работа в группах (4-5 человек),
коллективная работа.
Слайд 21Нестандартная форма проведения урока
Использование проектного метода в обучении школьников
Экскурсии
Проведение уроков в
нестандартной обстановке
«Недели начальной школы», «Неделя естественных наук».
Слайд 22Метод проектов
это творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут
выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Слайд 23 Итоговый этап
Ситуация
успеха на итоговом этапе – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение
Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.
Слайд 24 Оценивание работ учащихся
Учитель должен быть очень справедливым. Он ведь живой
человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. Поэтому в своей работе необходимо следовать заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя.
Слайд 25Оценивание работ учащихся
Оценка – не отметка.
Кредит доверия.
Осуществление разноуровневого контроля
Слайд 26Практическая часть
Cтимульный материал к методике «Дерево»
«Незаконченные предложения».
Слайд 27“Создание ситуации успеха – практика”
Слайд 28
Прием «Авансирование».
Расскажите более подробно о том, в чем состоит авансирование, особенно
для неуверенных, сомневающихся в себе детей. Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.
Слайд 29Прием «Эврика».
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия,
при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.
Как учитель может поддержать ребенка, поставив перед ним новые, более серьезные задачи?
Слайд 30Прием «Эмоциональные поглаживания»
Учитель на уроке делает похвалу:
«вы у меня молодцы»,
«умницы», «ребятки, я горжусь вами».
Слайд 31Формирование у школьника положительной « Я-Концепции»:
видеть в каждом уникальную личность,
уважать
её,
понимать,
верить в неё («Все дети талантливы»);
создавать личности ситуации успеха,
одобрения,
поддержки,
доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;
понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
помогать детям реализовать себя в деятельности («В каждом ребенке — чудо, ожидай его»).
Слайд 32«Каждый ребёнок должен
почувствовать себя
успешным и наравне со всеми.»