Слайд 1
Роль учителя начальных классов в логопедическом сопровождении детей с ОВЗ
Учитель-логопед:
Кареба А.Н.
Слайд 2Общая цель: дать качественное образование школьникам.
Цель учителя-логопеда – коррекция дефектов
устной и письменной речи.
Задача учителя – обучение грамоте ребенка, с учетом сформировавшихся речевых умений и навыков.
Слайд 3
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.
Речедвигательный анализатор -
произносим
Речеслуховой анализатор слышим - различаем
Зрительный анализатор –
видим - соотносим
Двигательный анализатор - пишем
ПИСЬМО
Слайд 4
Диагностическая работа
Выявление детей с наличием специфических ошибок.
Специфические ошибки письма – это
такие ошибки, которые не регламентируются применением орфографических правил, носят стойкий характер.
Слайд 5
Ошибки при нарушенном звукопроизношении и фонематическом слухе
(акустико-артикуляционные ошибки)
Ошибки по типу «пишу
как говорю» и
«Пишу как слышу» или «косноязычие на письме»
- замена звонких и глухих согласных;
- замена твёрдых и мягких согласных;
- замена оппозиционных звуков;
- пропуск букв, слогов;
- перестановка букв, слогов;
- недописывание слова.
Слайд 7
ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза
искажения звуко-буквенной структуры слова
(добавление гласных звуков, пропуск гласных звуков);
Нарушение деления предложений на слова: слитное написание слов, особенно предлогов, с другими словами;
раздельное написание слова (например: раздельное написание приставки и корня слова);
Несоблюдение границ предложения, ошибки отграничения речевых единиц.
Слайд 9Методы и приемы работы на фонетико-фонематическом уровне
Разведение понятий «звук» и «буква»
с использованием схемы.
Слайд 10Использование графических изображений звуков (гласный – согласный; звонкий – глухой; твердый
– мягкий).
При изучении букв - контроль за правильным произношением звуков. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков (ладошка у горла, закрытые уши помогают ощутить работу голосовых связок).
Слайд 11Развитие движений губ, языка, щёк (традиционный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики).
Систематическое
повторение слоговых цепочек (да-та-да, да-да-та и др.)
Придумывание слова на заданный слог.
Придумывание слов на заданное количество слогов.
Выполнение позиционного анализа (начало – середина – конец слова; до, между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове?)
Придумывание слова по заданной схеме.
Придумывание слова из заданного количества звуков, с заданным звуком.
Слайд 12Выбор из прослушанного текста слов с заданным звуком.
Игра «Перевертыш» перевернуть слог
наоборот (ам-ма, ка-ак, ки-ик)
Игра «Замени звук» замена звука другим заданным учителем звуком на уровне слога и слова (твердый на мягкий согласный мы-ми,тя-та; начинать-начинять, тапки-тяпки, ныть-нить; звонкий на глухой па-ба, та-да; коза-коса, зев-сев; оппозиционные звуки ска-шка, шпо-сто, ла-ра; крыша-крыса, машка-маска, кашка-каска)
Анаграммы. Составление слов из звуков другого слова (например: ток – кот, рога – гора, камыш- мышка).
Слайд 13
Ошибки при недоразвитии лексико-грамматического строя речи
(аграмматические ошибки)
Пропуск членов предложений;
Ошибки в согласовании
(в роде, числе, падеже) и управлении слов между собой (использование предлогов);
Нарушение смысловых связей в предложениях и между предложениями.
Слайд 15№1.Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.
Дрова рубят топор... .
№2. Закончить
предложения, изменяя слово (например: вода.
Девочка загорает у … .
Мальчик выходит из … .
№3. К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов.
Например: стул — два ..., пять ...;
карандаш - два..., пять ...;
барабан - два ..., пять ... .
№4. Преобразование единственного числа во множественное.
Один предмет – много предметов.
Стол - столы.
Волк - …
Луч - …
Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии
Слайд 16№5 Письменные ответы на вопросы (словосочетанием или предложением).
Где живет белка ?
(В дупле. Или: Белка живет в дупле.)
№6. Подобрать предлог к каждому предложению.
Собака живет … (будка).
Таня катается … (горка).
Лиса вбежала … норы
№7. К названию большого предмета дописать название маленького предмета.
Стол— столик, банка— ..., стул — стульчик, бант — ..., кольцо - …
№8.Заменить словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных и существительных.
Мяч из резины – резиновый мяч.
Дупло белки - …
Запах ели - …
№9. К названию предмета дописать название его цвета.
Помидор ..., репа …, огурец ....
Слайд 17№10. Дописать приставки в словах предложения:
Машина ...ъехала в гараж.
Дети ...ъехали
с горки.
№11. К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос, какой? какая? или какие?, и записать его:
Дом - ... (деревянный),
аквариум - … (стеклянный),
№12. От слов, стоящих в скобках, образуйте слова-признаки.
Лента (длина) - длинная лента
Погода (весна) - …
Утро (рано) - …
Ночь (осень) - …
№14. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его.
Опадать, деревья, осень, с, листья.
№15. Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение.
Девочка сорвала …
Красный шар, красная машина, красное платье
Слайд 18Ошибки при недоразвитии зрительного анализатора (Оптические ошибки)
Замена букв, состоящих из одинаковых
элементов (например: и – ш, п –т);
Замена похожих, но по-разному расположенных элементов написания букв (например: в –д, б-д);
Недописывание элементов буквы;
«Зеркальное» написание букв.
Слайд 20
Рекомендации по формированию зрительного анализа и синтеза
Назвать предметы по их контурам.
Назвать
и дорисовать предмет или букву.
Назвать перечёркнутые, зашумленные изображения предметов или буквы.
Выделить предметные изображения или буквы, наложенные друг на друга.
Показать правильно написанную букву.
Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры).
Слайд 21Вычеркивание заданной буквы из ряда других букв.
«Собери букву (из 2-3-4-ех частей)».
«Изобрази букву с помощью шнурка, проволоки, крупы, спичек и т.п.»
Запомнить фигуры, выложенные из палочек, а затем выложить их самостоятельно.
Игра «Чего не стало?»
Игра «Что изменилось?» и др.
Слайд 22Ошибки при недоразвитии мелкой моторики
(Моторные ошибки)
Нарушение качества почерка: сильный нажим,
неровные буквы, много дополнительных штрихов, несоблюдение строки;
Замедленный темп письма;
Недописывание элементов буквы или добавление лишних элементов.
Слайд 23Виды работы по развитию мелкой моторики и графических навыков
Методы декоративно-прикладного искусства:
- лепка (пластилин, тесто),
рисование (кистями, карандашами, пальчиковое рисование),
аппликация (вырезание из простой бумаги, наждачной, картона и приклеивание мелких материалов: крупы, бисера, ваты, семечек, камешек и.т.д.), .
Конструирование различными материалами (лего, оригами, палочки, природные материалы) .
Прописи по точкам.
Графические диктанты по клеточкам.
Слайд 24
«Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и
чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания»
К.Д.Ушинский