Слайд 1Коррекция речевых нарушений.
Роль родителей в коррекционно –образовательном процессе.
Слайд 2Леонтьева Светлана Вячеславовна
учитель-логопед
высшей квалификацион-ной категории
Слайд 3Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Но
речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления.
Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.
Слайд 4Для чего нужны занятия с логопедом?
Нет такой области деятельности человека, где
не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе.
Речь является элементом социальной адаптации.
Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как это войдёт в привычку.
Слайд 7Невропатолог рекомендует
Не отказывайтесь от направления на различные исследования.
Не отвергайте лекарства, которые
может назначить ребёнку невропатолог.
Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.
Слайд 8Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее как логопедическое, так
и медицинское направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, физиотерапию, массаж, и др.
Слайд 9Коррекция звукопроизношения
Подготовительный этап .
Этап формирования произносительных умений и навыков.
Слайд 10Артикуляционная гимнастика
На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений
органов речи эффективна артикуляционная гимнастика.
Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными.
СОВЕТЫ:
·каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку;
·нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды;
·взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений;
·заниматься по 3-5 минут каждый день.
Слайд 11Упражнения
"лопаточка"
"чашечка"
"иголочка"
"качели"
Слайд 12ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГУБ
1. «Хоботок – Полоска» (вытянуть –улыбнуться)
2.«Вращаем хоботок» (движения вправо,
влево, вверх, вниз)
3. «Упрямый щенок» (удержание предмета губами)
Слайд 13При планировании гимнастики языка ориентируемся на состояние звукопроизношения. Подбираем строго направленные
артикуляционные упражнения
( упражнения для свистящих)
Слайд 14
Применение сигнальных карточек для усвоения артикуляции вызываемого звука
Слайд 15Для повышения эффективности, всем упражнениям придаём игровой характер. Например: покажи –
что делал УПРЯМЫЙ ЯЗЫЧОК (я прячу, а он высовывается!)
Слайд 17Развитие фонематического восприятия
Это врождённая, природная способность, отличающая человека от всех других
живых существ на Земле.
Начинает функционировать со 2ой - 4ой недели от рождения.
Далее развивается бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования речи в целом.
В норме заканчивает своё формирование примерно к 4ем годам.
Слайд 18СНИЖЕННОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МЕШАЕТ:
различать звуки речи (щетки, тётки, чётки), воспринимать безударные
слоги и падежные окончания (курицей, курицам, курицу), предлоги (в школу, к школе, от школы),искажает формирование слоговой структуры, грамматического строя речи и даже состояние лексики.
Слайд 19При развитии фонематического восприятия работу начинаем с речевого внимания
Слайд 20Сопоставление слов, определение сходства или различия их звучания, оттачивает фонематическое восприятие
Слайд 21Выбор слова, отличающегося по звучанию от 3х остальных, эффективно развивает фонематическое
восприятие
Слайд 22Учимся правильно дышать
Дыхание влияет: на звукопроизношение.
Артикуляцию.
Развитие голоса.
Слайд 23ВЫРАБОТКА СИЛЬНОГО РОТОВОГО ВЫДОХА необходима для создания давления воздушной струи, без
которого речевые звуки утрачивают ясность
Слайд 25Упражнения для развития длительного выдоха
«Забей мяч в ворота» - вытянуть
губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он залетел в ворота.
Слайд 26Начинаем с лёгкого упражнения, которое так любят дети: пускаем мыльные пузыри!
Слайд 27Проводим дутьё на шарики, вертушки, одуванчики, бумажных бабочек и птичек, закреплённых
на ниточках, просим задуть горящую свечу. Чтобы усилить выдох, отодвигаем объект
Слайд 28«Листопад» - вырежьте из бумаги листочки. К каждому листочку привяжите нитку.
Предложите подуть на листочек длительным плавным выдохом, чтобы он «полетел».
Слайд 29«Шторм в стакане» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.
Слайд 30Играем пальчиками и развиваем речь
Слайд 31Связь пальчиковой и речевой моторики
Многолетний опыт подтверждает: у большинства детей с
дефектами речи движения пальцев слабые, скованные, некоординированные, их темп замедленный.
На проекции моторной сферы в коре головного мозга видна близость речевой и пальцевой зон.
В процессе передачи нервных импульсов осуществляется их взаимное влияние.
Слайд 32Влияние мануальных ручных действий на развитие головного мозга известно еще во
2 веке до н.э.в Китае. По мнению известного философа Канта «Рука это выдвинувшийся вперед человеческий мозг.»
У нас на Руси известны игры «Сорока-белобока», «коза рогатая» и др.Большая часть двигательной(моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка ,рта челюсти. Именно эти органы формируют речь. Известно что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование психических функций.
В.А.Сухомлинский утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Исследования отечественных физиологов подтвердили связь развития руки с развитием мозга. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук соответствует развитию высших корковых функций(память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность).
Таким образом пальчиковая занятость характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки к школе.
Слайд 37ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
Подготовительный этап считается законченным при формировании всех
3х видов готовности:
-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
-АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ
Слайд 39Формирование произносительных умений и навыков
Слайд 40Виды коррекционной работы на данном этапе
Постановка звуков.
Автоматизация поставленных звуков в слогах,
словах, предложениях, в спонтанной речи.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Развитие(совершенствование) психологической базы речи ребёнка на отработанном в правильном произношении лексическом материале.
Слайд 41ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА ЭТАПА АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА:
Только после автоматизации звука в самостоятельной речи
(называние предметов, объектов, действий, составление предложений и рассказов) и развития навыков САМОКОНТРОЛЯ этап может считаться законченным.
Слайд 43Роль родителей в коррекционно-образовательном процессе
Слайд 44Условия успешной коррекции нарушений звукопроизношения
Ребёнок должен учиться, играя.
Старайтесь как можно чаще
общаться с логопедом, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.
Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте,
тренируйтесь дома.
На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки.
Слайд 45На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно больше
разговаривать с ребёнком, используйте для бесед любые возможности.
Постоянно контролируйте правильность произношения поставленного звука.
Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий!
Слайд 47
КАКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ МОЖНО РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ?
1.Рассматриваете ли вы картинку,
читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте
внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи,
спрашивайте, что значит то или иное слово.
2.Играйте в игру «Доскажи словечко»: 3.Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово- предмет, слово-действие, слова- ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
-расскажи о предмете;
- играйте в игру «Если бы, да кабы…..» Ребёнку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Дождиком, то я бы…., потому что…..
- играйте в слова с противоположным значением(антонимы): весёлый- грустный,
сильный- слабый и т.д.;
-играйте в слова, где изменяется только один звук: почка-дочка- кочка…..
4.Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5.Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки
растут….ёлке.)
6.Учите ребёнка составлять рассказ по картинке.
7.Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Слайд 48 К таким заданиям можно отнести:
какими словами, красками можно описать
время года;
назови слово- предмет, слово-действие, слова- ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
расскажи о предмете;
Ребёнку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Дождиком, то я бы….,
- играйте в слова с противоположным значением(антонимы): весёлый- грустный,
сильный- слабый и т.д.;
-играйте в слова, где изменяется только один звук: почка-дочка- кочка…..
4.Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5.Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки
растут….ёлке.)
6.Учите ребёнка составлять рассказ по картинке.
7.Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Слайд 494.Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось
и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5.Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки
растут….ёлке.)
6.Учите ребёнка составлять рассказ по картинке.
7.Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Слайд 50Читаем и рассказываем
В недавно вышедшей книге «Читаем после букваря»
90 современных,
эмоционально близких ребёнку текстов.
Они разнообразны по форме: рассказы, стихи, сценки – шутки, загадки и пр.
Анализ текстов со скрытым смыслом и юмористическим содержанием заметно повышает умственный возраст ребёнка.
Пособие можно с успехом использовать для развития связной речи детей.
Слайд 51Надо уметь правильно произносить звуки,
слова, фразы. Научившись этому так, чтобы
все это
вошло в привычку, - можно творить».
К.С. Станиславский.