Слайд 1«Роль портфолио в моделировании ситуации успеха».
Слайд 2С 2011 года портфолио школьника является обязательным для оформления личной документации
ученика, в нем содержатся сведения о его способностях, достижениях, наградах.
Слайд 3«Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием школьной жизни совсем
недавно. Строгое словарное значение термина портфолио связано с тремя его трактовками:
во-первых, так называют папку или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков;
во-вторых, это слово употребляют для обозначения сферы полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица;
в-третьих, это перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.
Слайд 4Что представляет собой портфолио школьника?
Портфолио для первоклассника и для учащегося средней
школы содержит в себе информацию об индивидуальных образовательных достижениях школьника, здесь могут быть расположены материалы творческих работ, самостоятельные проекты, грамоты и благодарности за участие в школьных олимпиадах (городских, районных, областных). Другими словами в детском портфолио должна находиться информация, фиксирующая индивидуальные достижения школьника за определенные периоды.
Слайд 5Как сделать портфолио для школьников?
Жестких требований к оформлению пока нет, обычно
для того, чтобы сделать портфолио для своего ребенка, необходима подходящая папка – (лучше на кольцах, т.к. количество файлов в папке будет только расти), возможно, очень скоро вам придется купить папку объемнее. Отлично, если вы купите разные форматы файлов, в которых например можно будет хранить материалы стандарта А4. Структурировать папку по разделам помогут разделители для школьного портфолио.
Слайд 6Цель: Фиксация своих достижений в жизни; формирование позитивного отношения к учёбе;
помощь ребёнку в анализе своего характера, способностей, самопознания и самооценки.
Слайд 7В начальной школе на каждого ребенка можно завести «Дневник» его достижений
и регулярно заполнять его вместе с ним, а иногда и с его родителями. Он поможет детям лучше узнать себя, особенно свои сильные стороны. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения. Любой, даже самый небольшой, успех имеет значение.
Слайд 8Содержание «Дневника достижений»
1. Титульный лист (обложка).
Слайд 92. Содержание:
I раздел «Мой портрет» (информация о владельце);
Слайд 10II раздел «Портфолио документов» (официальные документы);
Слайд 11III раздел «Портфолио работ» (творческие работы, направления активности);
Слайд 12IV раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).
Слайд 13Портфолио ученика средней ступени обучения.
Назначение портфолио:
помочь старшекласснику в самореализации как личности,
ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.
Слайд 14Что может дать портфолио ученику после окончания 11-го класса?
более точно оценить
свои успехи
более чётко спланировать своё дальнейшее обучение
более грамотно показать свои достижения
Слайд 15Когда ученик сможет использовать портфолио?
при поступлении в профессиональные учебные заведения как
дополнительный материал при собеседовании;
при устройстве на работу как свидетельство практического опыта, социальных практик.
Слайд 16Зачем нужно использовать свой портфолио ?
Для фиксирования собственной успеваемости, например, в
виде ведомости по каждому предмету ( по своему усмотрению);
Для фиксирования своих достижений и успехов, результатов конкурсов, викторин, олимпиад и т.д.;
Для определения учебных целей и планирования своего образования;
Для улучшения результатов проделанной работы;
Слайд 17Чтобы реально оценивать свои умения и навыки;
Чтобы мог проанализировать свои достижения;
Чтобы
правильно определиться с выбором предметов и профессиональной направленности дальнейшего обучения;
Чтобы адекватно строить свои планы на будущее, в том числе при выборе ПТУ или другого образовательного учреждения, места работы.
Слайд 18Когда и как еще портфолио может помочь ученику?
При переходе в новую
школу, учебную группу, к новому преподавателю:
представить себя новым людям с помощью материалов, собранных в портфолио.
Слайд 19При собеседовании и презентации, при поступлении в ПТУ:
структурировать свое выступление;
правильно изложить
свою мысль;
подтвердить сказанное примерами из представленных материалов.
Слайд 20Можно предложить «комплексные» модели портфолио, состоящие из следующих разделов:
1. Общие
сведения
2. Основные сферы деятельности
3. Успеваемость
4. Общественная деятельность
5. Успешность
6. Перспективы
Слайд 21Либо «простые» (реализующие один из названных типов). Например:
а) портфолио, состоящий из
трех разделов (наиболее объемный и комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов»;
Слайд 22б) портфолио, состоящий из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ»
, «раздел документов» + «раздел отзывов», «раздел работ» + «раздел отзывов»;
с) портфолио «простые» (три варианта в чистом виде «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов»).
Слайд 23Содержательные принципы портфолио
Достоверность
Объективность
Целостность, тематическая завершенность представленных материалов
Наглядность результатов работы
Слайд 24
Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный рост учащегося; историей, в
которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учеником путь. То, каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы.
Слайд 25Спасибо за внимание!
Нестерова В.В.,
учитель
КГБС(К)ОУ Новоалтайская специаольная коррекционная школа-интернат 1 вида,
январь 2013