Слайд 1РОЛЬ ПЕДАГОГА
В СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ясинская
Валентина Николаевна
Учитель иностранного языка
Слайд 2«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г»
«Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 г» определила цели образования на современном этапе. В ней подчеркивается, что главной целью школы является слияние процесса обучения и воспитания в единый процесс развития личности школьника, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Слайд 3Задачи педагога
Следовательно, современный педагог должен формировать у ребёнка целостную систему универсальных
знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ, определяющие современное качество образования.
Слайд 4Роль учителя в современной школе
При таком (компетентностном) подходе меняется роль учителя:
он становится квалифицированным консультантом, облегчающим освоение систем поиска и постижения нового. Тем самым он становится ОРГАНИЗАТОРОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Успешность этого процесса во многом зависит от эффективности педагогической деятельности в данном направлении. Осуществить это в полной мере может только педагог – мастер.
Слайд 5Требования к личности современного педагога
Так называемые педагогические способности характеризуют как умственную,
так и эмоционально-волевую сторону личности.
Используя данные психологических и педагогических исследований, можно выделить ряд компонентов, занимающих существенное место в структуре педагогических способностей.
Слайд 6Компоненты личности современного педагога, его способностей.
Элементарными общими способностями являются присущие
всем индивидам свойства (глубинный глазомер, способность к суждениям, воображению, эмоциональной памяти). Эти способности считаются врожденными.
Элементарными частными называются способности, составляющие отдельные свойства личности на основе индивидуального своеобразного обобщения соответствующих психических процессов элементарных, но не всем присущих (доброта, смелость, сообразительность, эмоционально-моторная устойчивость).
Сложными общими являются социально обусловленные способности, возникающие на основе элементарных (способность к труду, общению, речи, обучению и воспитанию). Они свойственны не всем людям в равной степени.
Слайд 7Компоненты личности современного педагога, его способностей.
(продолжение)
Сложные частные способности — это
способности к конкретной специальной деятельности, профессиональные, в том числе и педагогические; способности к наукам (математические, музыкальные, изобразительные и т.д.). Структура способностей в высшей степени динамична и одни ее компоненты в значительной степени компенсируются другими.
Формирование способностей происходит от простого к сложному, совершается в виде движения по спирали: реализуя возможности, которые представляют способности данного уровня, открывают новые возможности для развития способностей более высокого уровня.
Слайд 8Схема достижения вершин педагогического мастерства:
первичные умения;
осознание цели действия и поиск способов
ее выполнения, опирающихся на ранее приобретенные знания и навыки, деятельность методом "проб и ошибок;
недостаточно умелая деятельность;
знание о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, несистематических для данной деятельности навыков;
отдельные общие умения;
ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например, умение планировать свою деятельность;
высокоразвитое умение (навык);
творческое использование умений и навыков в данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора и способов ее достижения;
мастерство; творческое использование различных умений.
Слайд 9Цель педагогической деятельности в современном обществе
Педагогическая деятельность есть особый вид общественно
полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями, то есть успешную социализацию и адаптацию личности ребенка.
Слайд 10Место педагога в современном обществе
Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая
деятельность, педагогическое общение, личность. Личность — стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении.
Педагогическая деятельность — это технология труда, педагогическое общение — его климат и атмосфера, а личность — ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя.
Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения, развития, подготовки к жизни учащихся (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая).
Слайд 11Изменение учебного процесса
В современных условиях меняется не только роль учителя
в учебном процессе. Изменяется акцент учебного процесса: он переносится на уровень достижений ученика через систему «проб» разных видов деятельности, чтобы быть успешным как на внутреннем (школьном), так и внешнем (общественном) рынке.
Слайд 12Какие задачи должен решить педагог для успешной социальной адаптации ребенка?
Привить
необходимые в жизни навыки, дать возможность проявить свои навыки, способности и склонности к определенным видам труда для обоснованного выбора профессии.
Формировать у учащихся умение учиться: самостоятельно находить информацию, использовать полученные знания и приводить в систему старые, создавать на основе знаний, умений и навыков новое, творить, изобретать, исследовать.
Помочь учащимся осознать свою индивидуальность, уникальность, предназначение; с помощью новых методик корректировать цели дальнейшей деятельности, свой образовательный путь.
Слайд 13Деятельность педагога по организации учебного процесса
Педагог призван таким образом организовать деятельность
учащегося, что наряду с учительским контролем формируется самоконтроль и самооценка, становится значимой экспертная оценка результатов учебной деятельности ( газеты, викторины, спектакли, которые оцениваются участниками, зрителями, результаты исследований, различного рода презентации проектов); при этом важна не только оценка проявленных знаний и умений, но и перспективы социальной успешности учеников, их востребованность в обществе.
Слайд 14Система оценки достижений учащегося
Актуальными и наиболее адекватными считаются рейтинговые, накопительные системы
оценивания, создание портфолио («портфеля достижений») как инструмента для предоставления учеником себя и своих достижений вне школы. Кроме того, выдвигается множество планок в возможном поле достижений учащегося.
В конечном итоге при компетентностном подходе ученик – субъект собственного развития, сам ответственен за свое продвижение.
Слайд 15Проектные, исследовательские и дискуссионные способы организации учебной деятельности
Новые взгляды на суть
взаимодействия учителя и ученика, роли учителя в становлении личности ребенка влекут за собой использование новых форм учебной работы: проектные, исследовательские и дискуссионные способы организации учебной деятельности.
Проектный способ построения учебной деятельности выражает тенденцию создавать в организованном образовании условия, близкие к естественным. Педагог в большей степени проектирует образовательную среду, формирует ее более насыщенной, чем в традиционной методике. Педагог организует совместную творческую деятельность, совместный поиск ответов на возникающие вопросы, умственный натиск, мозговой штурм.
Слайд 16Проектные, исследовательские и дискуссионные способы организации учебной деятельности
Указанные методики позволяют в
процессе деятельности создать атмосферу доверия и принятия каждого человека таким, каков он есть. Ученики перестают настороженно относиться друг к другу и открывают свое истинное лицо. Такого рода взаимодействие дает ощущение свободы и естественности. Одновременно у многих участников происходит значительное изменение свойств личности , и процесс образования резко ускоряется.
Слайд 17Преимущества проектных, исследовательских и дискуссионных методик:
ученики учатся на собственном опыте
и имеют дело с реальными проблемами, с которыми им придется столкнуться в будущем;
формируется и умение работать в группе, терпимо относиться к мнению других, уважать их точку зрения;
развитие индивидуальной культуры осуществляется в русле культуры данной образовательной среды;
усвоение знаний осуществляется в таком темпе и последовательности, который приемлем для каждого учащегося; движущей силой усвоения знаний является познавательный интерес и желание реализовать себя.
Слайд 18Перспективы деятельности педагога
Нельзя расписать заранее путь становления и развития личности,
но можно и необходимо проектировать желательные свойства образовательной среды.
Вопрос образовательной среды в сельских школах всегда был острым. В условиях традиционных методик организации учебного процесса образовательная среда сельской школы была крайне ограничена. Это сказывалось на результатах обучения в течение самых тяжелых двух десятилетий в истории нашей страны.
Новое время принесло для сельской школы и новые возможности. Реализация Приоритетного национального проекта «Образование»:
дает возможность каждому творчески работающему учителю проявить себя, показать результативность своей методической или педагогической работы;
позволит учителю быть всегда в курсе всех профессиональных «событий», работать над совершенствованием своего профессионального уровня, сравнивать свою работу с деятельностью коллег по цеху;
компьютеризация школ и возможность выхода в мировую сеть Интернет дает шанс сельскому учителю и его ученикам в совместной деятельности развивать свой творческий потенциал, способствовать успешной социализации и адаптации учащихся в будущем.
Слайд 19Мало ЗНАТЬ - нужно УМЕТЬ!
Теперь для того, чтобы достичь успеха в
жизни, мало ЗНАТЬ - нужно УМЕТЬ: уметь самостоятельно думать, изобретать, творить, находить оптимальные решения там, где "правильных" ответов нет и быть не может, и не бояться брать на себя ответственность за все, что делаешь. Нужно быть личностью, целеустремленной и творческой.
Слайд 20Список литературы:
1.Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,
Просвещение, 1994.
2.Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.
3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.; Высшая школа, 1990 — С. 6