Слайд 1 Роль семьи в профессиональном определении подростков
Работу выполнила: Шевченко Елена Игоревна,
воспитатель
ОГАОУ «Белгородский инженерный
юношеский лицей-интернат» ,г.Белгород
Слайд 2«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы
вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно»
Де Ниро Р.
«Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету»
Мураками Х.
Слайд 3 В жизни каждого подростка наступает трудный этап, когда необходимо определиться в
профессиональных намерениях и выбрать такую профессию, которая была бы ему не только интересна, но и соответствовала особенностям личности, характера. Ведь только при совпадении всех этих факторов, труд человека становится источником радости, творческого вдохновения и материального благополучия.
Необходимость грамотного участия родителей в формировании профессионального выбора подростка переоценить трудно. Готовность учащихся к профессиональному самоопределению в школьные годы зачастую отсутствует. Информированность о мире профессий и особенностях разных видов деятельности чаще всего недостаточна. Такие понятия, как профессионально-значимые качества, востребованность профессии на рынке труда не всегда знакомы школьникам и просто не учитываются ими при выборе профессии.
Слайд 4 Для подростка очень важно ощущение поддержки со стороны взрослого.
Это ощущение
придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям (учебным, а в будущем – профессиональным).
Как грамотно оказать ребенку помощь в профессиональном самоопределении?
Слайд 5Рекомендации родителям
по профориентации
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить
только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову».
При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искренний интерес.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
Слайд 6 2. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды,
но и с позиции морального удовлетворения, личностных качеств своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности, ситуации на рынке труда и реальной возможности трудоустройства после обучения.
3. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
4. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
Слайд 7 5. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность
поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
6. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
7. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
Слайд 8 8. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может
обернуться стойкими конфликтами.
9. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
10. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
Слайд 9 11. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за
это. Ошибку можно исправить.
12. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Слайд 10 Итак, задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а
помочь ему определиться самому.
Как это сделать?
Слайд 11Ступень 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не
только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, реальное трудоустройство, характер и условия труда, профессиональные качества, занятость и т. д. ). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Слайд 12Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество
в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые! ) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
Слайд 13Ступень2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего
выбирать. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны и часто нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником! ». Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
Слайд 14Ступень 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком! ) собирайте информацию
о рынке труда, о перспективных специальностях, профессиях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался.
Слайд 15Ступень 4. От слов — к делу. Не стоит ограничиваться только рассказами
и разговорами. Подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Большое значение для них имеет непосредственный опыт деятельности, а также общение со специалистами той профессии, к которой ребенок склоняется. Нужно дать ребенку реальную возможность участвовать в различных видах деятельности, мотивируя на успех. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции. Или если среди ваших знакомых имеются представители именно этой профессии, стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
Слайд 16Ступень 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не
только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д. Тестирование поможет «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.
Слайд 17Ступень 6. В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на день
открытых дверей в учебное заведение, и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет учиться. Цель такой экскурсии — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».
Слайд 18Ступень 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь
на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать инженером? » А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Тропинка
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Саматова Л. С.
Слайд 20Источники
1.https://trud.admtyumen.ru/zan_to/Professional_training/prof_navigator/more.htm?id=10988440@cmsArticle
2. http://educonsulting.ru/statia2
3. https://otvet.mail.ru/question/37251969
4. http://constructorus.ru/aforizmy/vyskazyvaniya-velikix-i-uspeshnyx-lyudej-o-professiyax.html