Слайд 1
Родительское собрание
8 б класс
Классный руководитель:
Коженкова Надежда Владимировна,
учитель русского
языка и литературы.
МАОУ СОШ п. Витим
Слайд 2Профилактика употребления ПАВ в подростковой среде.
Слайд 3
Цель: Реализация профилактической работы по профилактики ПАВ в образовательном учреждении.
Задачи:
Предоставить родителям
объективную информацию о психоактивных веществах, их воздействии на человека и последствиях употребления.
Дать определение специфики ПАВ как особого социально-психологического феномена.
Рассказать о социально-психологических причинах распространения ПАВ в детской и подростковой среде.
Выделить факторы риска, вовлечения подростков в употребление ПАВ и усиление действия защитных факторов проявляющихся на уровне семьи.
Слайд 4« Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты
, не уважает старших. Дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу и изводят учителей?»
Такой видел молодёжь Сократ, 5 век до н.э.
Слайд 5Статистика говорит о том, что до 16 лет 70% подростков пробуют
наркотик.
Многие из них пробуют курить анашу. Затем ощущений от анаши становится недостаточно, далее следует внутривенное введение наркотиков.
Слайд 6Исследование мотивов, которыми руководствовались подростки при первой пробе наркотика, показало,
Для юношей ряд
мотивов оказался следующим: любопытство. Подражание сверстникам. Конфликты с учителями. Желание уйти от проблем. Скука. Конфликты с родителями. Желание сблизиться с представителем противоположного пола, употребляющим наркотики.
Для девушек: Скука. Желание сблизиться с представителем противоположного пола, употребляющим наркотики. Конфликты с родителями. Подражание сверстникам. Любопытство. Конфликты с учителями. Желание уйти от проблем.
Слайд 7Психологические причины формирования зависимости:
Внешние факторы
(влияние окружающей среды)
Это: наша цивилизация, молодежные
группы, переход от подросткового возраста к юношескому, гипер- и гипоопека детей родителями, ожидания от употребления наркотиков
Слайд 8Психологические причины формирования зависимости:
Личностные особенности подростка
Это: демонстративность личности, сниженная переносимость трудностей,
комплекс неполноценности, стереотипность (повторяемость) поведения, тревожность
Слайд 9Отношение подростков к наркотикам (возрастной аспект) (автор Латышев Г.В.)
10-12 лет:
Интересует все,
что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не потребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы
Слайд 10 12-14 лет:
Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков.
О существовании глобальной
проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства, но многие знакомы с потребителями ПАВ.
О наркотиках знают много (от знакомых), но сведения недостоверны. Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой
Слайд 11 14-16 лет:
1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением
риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров
2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности
3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ под влиянием друзей
Слайд 12 16-18 лет:
Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется
содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными
Слайд 13 Факторы риска развития ПАВ
Какие же факторы способствуют развитию
наркомании? Согласно определению ВОЗ, их можно разделить на три условные группы.
К первой группе относятся биологические факторы:
патология беременности (выраженные токсикозы и перенесённые матерью во время беременности инфекционные или тяжёлые хронические заболевания);
осложнённые роды (затяжные, с родовой травмой или с гипоксией новорождённого);
тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста (не исключая простудных, воспаления лёгких, частых ангин);
сотрясения головного мозга, особенно многократные;
любые тяжёлые заболевания или травмы, протекавшие с нарушением сознания.
Слайд 14Почему для тех, кто имеет в анамнезе эти факторы, риск заболеть
наркоманией выше?
Биологические факторы влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, причём не столько в интеллектуальной, сколько в эмоциональной сфере. Человек с благополучным анамнезом после более или менее тяжёлого эмоционального стресса сможет собраться, мобилизоваться, вернуться к нормальному ритму жизни, а тому, кто перенёс любое из описанных выше состояний, тяжелее сохранить уравновешенность и хладнокровие в эмоционально напряжённой ситуации.
Слайд 15ЗАДУМАЙТЕСЬ О ПРИЧИНАХ !
Социально-экономическое неблагополучие семьи;
Неудовлетворенность жилищными условиями;
Безработность родителей;
Отсутствие в семье
единых норм поведения;
Семейные конфликты;
Генетическая предрасположенность
к употреблению алкоголя;
Неудачи в учебе;
Черезмерно завышенная или заниженная самооценка
Общение с наркозависимыми лицами;
Социальное окружение сверстников;
Косвенная реклама наркотиков в Интернете, рок-музыке, видеофильмах.
Слайд 16В последние годы всё чаще используется термин аддиктивное поведение, которым называют
злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость.
Слайд 17Выделяют два пути, по которым развивается аддиктивное поведение.
В первом случае
подростки пробуют различные ПАВ: бензин, клей, затем алкогольные напитки, не гнушаясь при этом приложенных таблеток или сигарет с марихуаной. Последовательность употребления может быть различной. Экспериментирование продолжается до того момента, пока не будет окончательно выбрано наиболее предпочитаемое вещество. Иногда употребление ПАВ обрывается раньше.
Во втором — наблюдается употребление только одного ПАВ (бензин, алкоголь и др.). Ранее сосредоточение на одном наркотике обычно связано с недоступностью других, реже происходит произвольный выбор.
Слайд 18
Значимые для родителей признаки ранней алкоголизации и наркотизации детей.
Ребёнок в семье
отстраняется от родителей, часто и надолго исчезают из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.
У него меняется круг общения, прежние друзья исчезают, новые
предпочитают, как можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.
Слайд 19
Значимые для родителей признаки ранней алкоголизации и наркотизации детей.
«Семейный дом» постепенно
превращается в «штаб-квартиру» – часто звонит телефон, ваш ребёнок в присутствии посторонних не разговаривает, открыто, а использует намёки, жаргон, условные «коды».
Изменяется характер ребёнка. Его не интересует то, что раньше имело значение: семья, учёба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.
Слайд 20
Значимые для родителей признаки ранней алкоголизации и наркотизации детей.
Состояние ребёнка характеризуется
неустойчивостью: он-то полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.
У ребёнка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.
Слайд 21Как уберечь подростка
от возможной беды:
Первое: он должен видеть рядом положительный
пример взрослого человека и здоровые отношения.
Второе: ребенок должен нравиться самому себе и быть уверенным в себе.
И третье: он должен обязательно иметь полезное увлечение.
Слайд 22Если возникли подозрения:
Не отрицайте проблемы
Не поддавайтесь панике
Поговорите с ребенком
Станьте позитивным образцом
для подражания
Обратитесь к специалисту
Слайд 23Это очень нелегкая задача – показать подростку, что мир прекрасен и
без наркотиков
Слайд 24Признаки употребления психоактивных веществ
Марихуана
Внешние признаки
Слезящиеся «красные глаза», постоянное
использование глазных капель, расширение зрачков, запах полыни от одежды.
Изменение в поведении
Активность, сбивчивая торопливая речь, повышенная веселость, чрезмерный аппетит. Резкая смена настроения.
Слайд 25Растворители и клей
Внешние признаки
Мутные глаза, отечное лицо, серовато-землистый оттенок губ,
запах растворителя, бензина, ацетона от одежды.
Изменение в поведении
Невнятная, смазанная громкая речь, шаткая походка, активная жестикуляция. Состояние напоминает алкогольное опьянение. Всплески агрессии, галлюцинации.
Слайд 26Галлюциногены
Внешние признаки
Расширение зрачков, неуверенные движения,
нарушенная координация.
Изменение в поведении
Плавная замедленность движений,
беседы с самим собой, замедленная речь и реакция на внешние раздражители, нарушение ориентировки во времени и пространстве
Слайд 27Употребление ПАВ, влечет за собой административную и уголовную ответственность
Статья 228. Незаконное
приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
без цели сбыта, в крупном размере - штраф до 40 000 рублей или исправительные работы на срок до 2-х лет, либо лишение свободы на срок до 3-х лет
в особо крупном размере - лишение свободы на срок от 3-х до 10 лет со штрафом до 500 000 рублей
Слайд 28Статья 228.1.
Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ
или их аналогов
лишение свободы на срок от 4-х до 8 лет
группа лиц; крупный размер - лишение свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом до 500 000 рублей
группа лиц; в особо крупном размере - лишение свободы на срок от 8 до 20 лет со штрафом до 1 млн. рублей
Слайд 29 Статья 230.
Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
Ограничение свободы
на срок до 3-х лет, либо арест до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет.
группа лиц; в отношении несовершеннолетнего; с применением насилия - лишение свободы на срок от 3-х до 8 лет
если повлекли по неосторожности смерть или тяжкие последствия - лишение свободы на срок от 6 до 12 лет
Слайд 30 Статья 6.9.
Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача
(от 16 до 18 лет)
Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача – влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Слайд 31
Защитными факторами, характеризующими отношения в семье, являются:
крепкие семейные узы;
активная роль родителей
в жизни детей;
понимание проблем и личных забот детей;
ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).
Слайд 34Результаты тестирования учащихся 8 б класса «Осведомленность по проблеме наркомании»
1.Наркомания –
это…
а) хроническое заболевание -2 человека
б) болезненное пристрастие к наркотическим средствам – 16 человек
в) свой вариант ответа
Слайд 35Результаты тестирования учащихся 8 б класса «Осведомленность по проблеме наркомании»
2.Наркоман –
это…
а) человек, употребляющий наркотики – 16 ч.
б) человек, употребляющий алкоголь – 1 ч.
в) человек , употребляющий токсические вещества – 4 ч.
Слайд 36Результаты тестирования учащихся 8 б класса «Осведомленность по проблеме наркомании»
3.Я считаю,
что :
а) наркотики можно попробовать один раз-
б) наркотики нельзя даже пробовать -17
в) наркотики особого вреда здоровью не наносят
Слайд 37Результаты тестирования учащихся 8 б класса «Осведомленность по проблеме наркомании»
4. К
психоделикам относятся:
а) экстази, кокаин, эфедрон - 5
б) марихуана, гашиш, ЛСД - 3
в) все медицинские препараты – 2
Не знаю - 7
Слайд 38Результаты тестирования учащихся 8 б класса «Осведомленность по проблеме наркомании»
5. Наркомания
вылечивается:
а) да - 7 (редко – 1)
б) нет- 4
в) свой вариант ответа – 4
Все зависит от самого человека - 4
Слайд 39Результаты тестирования учащихся класса «Осведомленность по проблеме наркомании»
6.Наркотик дает возможность:
а) расслабиться
на некоторое время без ущерба для здоровья - 2
б) решить все проблемы -1
в) свой вариант ответа. Расслабиться с ущербом для здоровья -9
Не знаю – 1
Слайд 40Результаты тестирования учащихся 8 б класса «Осведомленность по проблеме наркомании»
7. Абстинентный
синдром- это… не знаю - 1
а) мучительное состояние, вызванное острой потребностью в новой дозе наркотика - 8
б) смерть, наступившая от передозировки наркотиков-1
в) адаптация организма к повышенной нагрузке, некоторым ядам, наркотикам.
Слайд 41Абстине́нтный синдро́м; абстине́нтное состоя́ние; жарг. ло́мка (лат. abstinentia — воздержание) — группа симптомов различного
сочетания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приёма психоактивного вещества...
Слайд 42Результаты тестирования учащихся 8 б класса «Осведомленность по проблеме наркомании»
8. Стимуляторы
– это препараты…
а) оказывающие тормозящее действие, подавляющие психику - 5
б) возбуждающие психику, временно повышающие работоспособность -7
в) благотворно влияющие на организм -2
Слайд 43
Решение:
1.Принять к сведению информацию по основному вопросу.
2. Прививая сыну или дочери
самостоятельность в поступках, формировать убеждение о вреде наркотиков, алкоголя, сигарет, опасности их употребления и фатальной закономерности расплаты.
3. Рассказать и показать детям альтернативу этим веществам. Такой альтернативой может быть любовь к ребёнку, добрые отношения в семье.