Слайд 1Воспитание стрессоустойчивости
у детей и подростков
как средство укрепления физического и
психического здоровья
Стрессы не щадят ни взрослых, ни детей.
Слайд 2 Стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные,
волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Слайд 3Направления формирования стрессоустойчивости
психологическое
биологическое
формирование эффективных жизненных стратегий, навыков, мировоззрения, за счет поддержки
и веры в ребенка
здоровый образ жизни, сбалансированное питание, хороший сон
хороший иммунитет и
хороший обмен веществ
Слайд 4 Стресс - это потрясение, реакция на раздражитель или стрессогенный фактор (в переводе с английского stress
— это давление, нажим, напряжение).
Стресс - это не всегда плохо!
позволяет человеку мобилизовать все силы.
Стресс- это плохо!
- опасен не сам стресс, а патологическая реакция на него (растерянность, тревога, апатия).
Слайд 5Стрессов не избежать,
но стресс без поддержки – очень тяжело!
Незрелая детская
психика
порой просто не в состоянии справиться с неприятностями без посторонней помощи!
Слайд 6Причины стресса у детей:
потеря близкого человека;
развод родителей;
смена коллектива;
переезд
на новое место проживания и т.д.
Дети от 6 до 12 лет подвержены стрессам, которые вызваны требованиями к ним и дома, и в школе. Типичные стрессогенные ситуации в этом возрасте:
давление по поводу успеваемости;
зависть, чувство соперничества со старшими братьями и сестрами;
ссоры с родителями и друзьями;
возрастные изменения в строении тела.
Слайд 7
Как распознать стресс у ребенка?
Косвенные признаки того, что ребенок находится в состоянии
хронического стресса:
раздражительный, неспокойный,
у него преимущественно плохое настроение.
напряженный, тревожный, недовольный собой, склонный к необдуманным импульсивным поступкам.
иногда можно наблюдать проблемы в общении, непродуктивное распределение времени, агрессивное поведение, склонность ко лжи, проявления отчужденности («никому я не нужен, никто меня не любит»).
Слайд 8Одновременно могут возникнуть проблемы с учебой из-за ослабления памяти, спутанного мышления, ухудшения
способности концентрироваться.
Бывает, что ребенок плохо спит из-за кошмаров или, напротив, страдает повышенной сонливостью.
Нередки и такие признаки стресса:
- как потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию;
речевые нарушения;
головные боли;
расстройства пищеварения (запоры или поносы);
сердцебиение;
тошнота;
повышенная утомляемость;
потливость;
неопределенные боли, не поддающиеся врачебной диагностике;
склонность к аллергическим реакциям;
частые простудные заболевания и инфекции.
Слайд 9Тест «Ваш ребенок болен неврозом или может заболеть им?»
Каждый пункт оценивается
в 2 балла, если указанные симптомы выражены и тем более возрастают в своей интенсивности в последнее время.
Если указанные проявления встречаются периодически, то оцениваются в 1 балл.
При их отсутствии ставится 0 баллов.
Слайд 10РЕЗУЛЬТАТ:
Набор от 20 до 30 баллов означает: невроз у вашего
ребенка несомненен.
15—20 — он был или будет в ближайшее время.
10—15 баллов говорят о нервном расстройстве, не обязательно достигающем стадии заболевания.
5—10 баллов требуют от вас быть более внимательным к нервной системе ребенка.
Ниже 5 баллов - отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей вашего ребенка.
Слайд 11
Что же делать родителям,
чтобы помочь ребенку избавиться от стресса?
1. Стараться
быть частью жизни своего ребенка. Откликаться на его проблемы, принимать участие в их решении.
2. Доверять своему ребенку.
3. Жертвовать своими интересами во имя ребенка.
4. Не жалеть времени и средств на воспитание и образование ребенка.
5. Стараться быть авторитетом для своего ребенка.
Самосовершенствоваться.
Слайд 126. Стараться быть гибкими в воспитании ребенка. Не быть чрезмерно формальными
и принципиальными.
7. Контролировать свои чувства и поступки.
8. Не использовать диктат в общении с детьми.
9. Быть терпеливыми и последовательными.
10.Постараться, чтобы отношения между супругами в семье (даже бывшими), не отражались на психическом здоровье ребенка.
11. Позаботиться о своем психическом здоровье.
Слайд 13Условия формирования стрессоустойчивости
Обеспечение благополучия родителями и безопасности психического состояния ребенка –
важнейшее условие профилактики неврозов и депрессивных расстройств у детей.
Огромное количество положительных эмоций –
помогают развитию стрессоустойчивости.
Создание безопасной ситуации в семье, обстановки взаимопонимания и поддержки, желание помочь в любой ситуации, формирование позитивного образа «Я», самооценки ребенка очень важны.
Слайд 14САМОПРИНЯТИЕ
ОПТИМИЗМ
СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ
УМЕНИЕ РАССЛАБИТЬСЯ
Слайд 15Способы развития стрессоустойчивости
Чтобы сформировать у ребенка стрессоустойчивость, необходимо, чтобы, в первую
очередь, он чувствовал себя защищенным.
Чтобы ребенок был защищен, надо:
1) всегда давать ему выговориться, даже если вы считаете, что это ерунда, а у вас куда более важные дела;
2) постараться вместе ответить на волнующие ребенка вопросы, помня, что ему очень важно не оставлять это на потом, а сейчас разобраться и понять в чем суть проблемы. Недопонимание и нерешенность проблем ложится тяжким бременем на все существование человека, вносит неуверенность в себе самом и ведет к конфликтам с окружающими.
3) показать ребенку, что он ЛЮБИМ и НУЖЕН, это не должно подразумеваться, это должно быть показано и высказано, потому что, когда у ребенка неприятности, ему нужна реальная поддержка и забота, тепло и ласка, доверие и сочувствие.