Презентация, доклад Речевая готовность детей к школе

Содержание

В настоящее время актуальна проблема речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе. Она обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс

Слайд 1Подготовила: Хромова М.А. учитель-логопед
МКОУ БГО Чигоракская СОШ
Речевая готовность детей старшего

дошкольного возраста к обучению в школе
Подготовила: Хромова М.А. учитель-логопедМКОУ БГО Чигоракская СОШ Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Слайд 2 В настоящее время актуальна проблема речевой готовности старших

дошкольников к обучению в школе. Она обуславливается многими факторами.

Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы такие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально - волевой.


Актуальность проблемы речевой готовности



Различным аспектам развития детской речи посвящены исследования В. И. Логиновой, Д. Б. Эльконина, Е. М., Струниной, В. И. Яшиной, Е. И. Тихеевой, Н. П. Ивановой, Ж. Кабан, О. С. Ушаковой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич. Доступность осознания явлений языка и речи в дошкольном возрасте отмечают психологи,

В настоящее время актуальна проблема речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе. Она

Слайд 3
Образование в России на всех ступенях претерпевает организационные

и содержательные изменения. В свою очередь к будущим первоклассникам предъявляются определенные требования к их школьной готовности, в частности к речевой готовности, от уровня развития которой напрямую зависит успешность обучения в школе.

педагоги, лингвисты: А. И. Гвоздев, Д. II. Богоявленский, Д. Б. Эльконин, С. Ф. Жуков, С. И. Карпова, Л. Е. Журова, А. А. Леонтьев и др. Об овладение дошкольниками единицами языка и речи: А. М. Гвоздев, М. И. Лисина, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, М. Ф. Фомичева, А. М. Шахнарович и др; готовности дошкольников к обучению в школе: Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер. и др.

Образование в России на всех ступенях претерпевает организационные и содержательные изменения. В свою очередь

Слайд 4 Л. С. Выготский считал, что готовность к школьному

образованию со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в объеме знаний, приобретенных ребенком, хотя это также важный фактор, а уровень развития интеллектуальных процессов: «.. ребенок должен уметь определять существенное в явлениях, окружающих реальность, иметь возможность сравнивать их, видеть похожие и разные, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы ... Согласно Выготскому, будучи готовым к школе, означает, прежде всего, способность обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях объекты и явления окружающего мира ».
Л. С. Выготский считал, что готовность к школьному образованию со стороны интеллектуального развития ребенка

Слайд 5 Овладение детьми речевой грамотностью
Для детской

грамотности требуется определенный уровень готовности к речи, что предполагает:

-наличие сформированного фонемного слуха и звука;
-формирование лексических и грамматических аспектов речи;
-наличие достаточного объема активной и пассивной лексики;
-связанная и контекстная речь;
-наличие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
На этапе завершения дошкольного образования все дошкольники изучающие общеобразовательную программу и должны достигать так называемых целевых показателей, которые представлены социально-нормативными, специфическими по возрасту характеристиками развития. Достижение этих рекомендаций для детей с нарушениями речи возможно при проведении коррекционно-логопедической работы, направленной на устранение недостатков и формирование речевой готовности к обучению в школах с использованием современных методов.
Овладение детьми речевой грамотностью    Для детской грамотности требуется определенный уровень готовности к речи,

Слайд 6 Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в

период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированности:

‒ звукопроизносительной стороны речи;

‒ фонематического слуха и восприятия;

‒ лексического запаса;

‒ грамматического строя;

‒ связной речи в целом .

Проблема словесной подготовки к обучению решается в следующих видах деятельности: игровой, образовательной и познавательной. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Компоненты речевой готовности и возможные ошибки, возникающие при их недоразвитии в процессе обучения

Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для

Слайд 7 Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех

фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и т.д.). Даже если у ребенка все звуки поставлены,  рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки, делать артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности и выразительности речи. Если у дошкольника старшей группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться  к логопеду для их устранения. Как правило, немногочисленные рассматриваемые нарушения  (один, два звука) не влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести к трудностям установления контакта со сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений), стать препятствием при выборе будущей профессии.


Звукопроизносительная сторона речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и

Слайд 8 Фонематический слух необходимо развивать у ребенка с самого

рождения – это способность слышать и различать звуки родного языка.

К 7 годам ребенок должен на слух различать и воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости – мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие, например, «са-за, коса-коза», «по-бо, почка – бочка», «мы-ми, мишка – мышка», «с-ш, миска-мишка» и т.д. В случае затруднений при воспроизведении слов и слоговых цепочек необходимо провести коррекционную работу по данному направлению, иначе даже при неразличении одного-двух звуков родного языка на письме у первоклассника будут встречаться специфические ошибки: замена букв сходных по акустико-артикуляционному признаку, пропуск мягкого знака, указывающего на мягкость согласного звука (т.е. ребенок как слышит так и пишет «зайка – сайка», «люк – лук», «яблоко - аблоко», «уголь - угол»). Данные ошибки свидетельствуют о таком нарушении письменной речи как акустическая дисграфия.
Выявить нарушения в развитии фонематического слуха можно следующим образом: предложить ребенку повторить за взрослым трехсложные слоговые цепочки. В каждой слоговой цепочке включены звуки, отличающиеся по одному из следующих признаков: звонкость-глухость (например, «б-п»), твердость-мягкость («м-мь»), акустически сходные звуки. Цепочки даются по всем звукам родного языка и выявляются те звуки, которые ребенок не различает на слух. Вторым диагностическим заданием является повторение ребенком слов, содержащих звуки, отличающиеся по акустико-артикуляционным признакам.

Сформированность фонематических процессов:фонематический слух, фонематическое восприятие

Фонематический слух необходимо развивать у ребенка с самого рождения – это способность слышать и

Слайд 9Скрининг диагностика данного процесса, которая может быть реализована родителями будущих первоклассников,

представлена в таблице
Скрининг диагностика данного процесса, которая может быть реализована родителями будущих первоклассников, представлена в таблице

Слайд 10 В случае затруднений различения каких-либо пар

звуков необходимо провести их отработку на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений. В целях профилактики и совершенствования фонематического слуха для родителей и специалистов ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия, содержащие разнообразный лексический материал, дидактические игры по данному направлению: И.С.Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи, стихи, скороговорки, игры, загадки, считалки», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Парные звонкие – глухие согласные» (комплект тетрадей), Н.М.Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной группы».
В случае затруднений различения каких-либо пар звуков необходимо провести их отработку на

Слайд 12‒ фонематический анализ – это умение ребенком выделять в тексте предложения, определять

количество и порядок слов в предложении, делить слова на слоги, определять место слога в слове (первый слог, второй и т.д.), ударный слог, определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), линейную последовательность звуков в слове (то есть называть порядковый номер звука в слове), позицию звуков по отношению к другим звукам (например, какой звук перед заданным звуком, какой, после и т.д.), уметь давать характеристику звукам (согласный, гласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой), осуществлять звуковой разбор слов с помощью символов.

Фонематическое восприятие, включает в себя следующие процессы:

‒ фонематический анализ – это умение ребенком выделять в тексте предложения, определять количество и порядок слов в предложении,

Слайд 13‒ фонематический синтез – это умение составлять тексты из предложений, предложения из

слов, слова из слогов (например, назови что получится ма-ши-на), слова из звуков. Выявить несформированность данных процессов можно следующим образом: произнести ребенку предложение и попросить его назвать количество услышанных слов, дать слово и попросить  посчитать количество содержащихся в нем слогов, определить ударный слог, назвать первый звук в слове, последний звук, определить количество звуков в слове. Если фонематический анализ и синтез не будут в полном объеме сформированы у ребенка к первому классу, то возникнут проблемы с процессами овладения чтением и письмом.
‒ фонематический синтез – это умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов (например, назови

Слайд 14С первого класса могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:
‒ пропуск

слов в предложении, слогов в словах, звуков в словах как на письме, так и при чтении; ‒ перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах;
‒ слитное написание слов в предложении, раздельное написание слов (при  ехал, само кат);
‒ отсутствие разграничения предложений.

Соответственно специалист, выявив такие ошибки у ребенка на письме, может свидетельствовать о наличии дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, если же такие ошибки будут проявляться при чтении, то такое нарушение будет называться  фонематическая дислексия, а  также может возникнуть семантическая дислексия, т.е. ребенок будет читать механически, не понимая смысла прочитанного.

С первого класса могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:‒ пропуск слов в предложении, слогов в словах,

Слайд 15 В обиходе ребенок должен использовать различные слова: существительные,

прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы. Также ребенок должен объяснять значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок (например, «золотые руки», «сесть в лужу», «не вешать нос», «семь раз отмерь один раз отрежь» и т.д.). Будущий первоклассник должен владеть обобщающими понятиям по различным лексическим темам, например одежда, овощи, транспорт, профессии, дикие животные, электроприборы, рыбы, насекомые и т.д. и соответственно называть слова входящие в данные лексические темы.


Лексический запас

В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а также в последствии при написании изложений и сочинений. При чтении ребенок также может испытывать сложности при понимании смысла прочитанного. В связи с этим в процессе дошкольного детства должна вестись активная работа по накоплению, обогащению, расширению и активизации словарного запаса.

В обиходе ребенок должен использовать различные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать

Слайд 16
Грамматический строй речи


О сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный

уровень развития следующих умений: 
‒ умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам;
‒ умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи;
‒ умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами, с предлогами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, видеть связь слов в предложениях;
‒ умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки;
‒ составлять грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам;
‒ составлять схемы предложений.
Грамматический строй речи  О сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный уровень развития следующих умений:  ‒ умение

Слайд 17 В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка

будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений (пример ошибок, «красный ведро», «пять карандошов», «нет ножков», «дает корм петухи», «она пришел» и т.д.). Наличие на письме перечисленных ошибок будет свидетельствовать об аграмматической форме дисграфии. Также при чтении в случае несформированности грамматического строя речи будут отмечаться смысловые ошибки, соответственно чтение у детей будет угадывающим.

С целью профилактики и совершенствования лексико-грамматического строя речи родителям и специалистам ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия: Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет», Т.А.Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», Е.В.Новикова «Секреты предлогов и падежей» и д.р.

В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной

Слайд 19 Достаточно развитая связная речь, то есть к первому классу

ребенок должен уметь составлять:
‒ пересказы сказок, рассказов;
‒ описательные рассказы о предметах, явлениях природы;
‒ рассказы по серии сюжетных картинок;
‒ рассказы из личного опыта;
‒ творческие рассказы.


Связная речь

Уровень развития связной речи зависит от сформированности лексико- грамматического строя речи и мыслительных операций. Ребенок к первому классу должен уметь излагать свои мысли, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий, уметь связно и последовательно формулировать основную мысль высказывания. Развитая связная речь – залог успешного обучения  в школе по таким предметам как: русский язык, литература, окружающий мир, история и все остальные гуманитарные предметы.

Достаточно развитая связная речь, то есть к первому классу ребенок должен уметь составлять: ‒ пересказы

Слайд 20 Выявить особенности развития связной речи возможно следующим образом:

ребенку предлагается прослушать и пересказать сказку, рассказ, рассказать о том, как прошел его день, сочинить небольшую сказку, составить рассказ по сюжетной картинке, описать его любимую игрушку. В ходе анализа рассказов, составленных ребенком, родитель должен выявить те затруднения, с которыми он сталкивается. С целью профилактики и развития связной речи у дошкольников могут быть рекомендованы следующие методические пособие: Н.Е.Арбекова «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР» (комплект из 3 тетрадей), Т.А.Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша», Н.Е.Ильякова «Серия сюжетных картин» (комплект из 4 тетрадей).   
Выявить особенности развития связной речи возможно следующим образом: ребенку предлагается прослушать и пересказать сказку,

Слайд 22 Е. М. Мастюкова и Т. И. Гризик подчеркивают

важную роль в осуществлении коррекционно-педагогического воздействия на детей ближайшего окружения и считают, что правильно организованное семейное воспитание детей с особыми потребностями является одним из условий для создания для них развивающейся речевой среды, необходимо обратить внимание на недооцененный уровень требований к детям в дошкольном и семейном отношениях.

При подготовке ребенка к школьному обучению основная задача родителей осуществлять тесное взаимодействие со специалистами ДОУ по вопросам речевого развития ребенка, в случае обнаружения у дошкольников нарушений устной речи осуществлять своевременную их коррекцию, в условиях специализированных коррекционных групп для детей, имеющих речевые нарушения (ФФН, ОНР), а  также на логопедическом пункте ДОУ, что в свою очередь позволит предотвратить в дальнейшем школьную дезадаптацию.  

Е. М. Мастюкова и Т. И. Гризик подчеркивают важную роль в осуществлении коррекционно-педагогического воздействия

Слайд 23Список литературы
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое

пособие. СПб, 1999. - 112 с. 2
Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. – 320 с.
Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Самара, 2011. – 64 с.
Матвиенко Е. В., Савельева Т. А. Речевая готовность первоклассников к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 79–84. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771153.htm.

Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2014. - 256 с.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 416 с
7. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 с

Список литературыТкаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. СПб, 1999. - 112 с.

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть