Слайд 2П
Программа обучения и воспитания детей в детском саду
От 1 года
6 месяцев до 2 лет
Понимание речи.
Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица.
Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер
(большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (
чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные
(сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года).
Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы
по цвету.
Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения
животных (летает, бегает и т. п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.),
голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.).
Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на.
Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета
(мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.); соотносить одно и то же действие с
несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.).
Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.
Слайд 3П
Программа обучения и воспитания детей в детском саду
От 1 года
6 месяцев до 2 лет
.
Активная речь.
Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными
(вместо ав-ав — собака и т. п.).Предлагать образцы правильного произношения
слов, побуждать детей к подражанию.
Продолжать расширять и обогащать словарный запас:
существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды,
наименования транспортных средств;
глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.), игровые (катать,
строить и т.п.) действия, действия, противоположные по значению
{открывать — закрывать, снимать —надевать и т.п.);
прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов;
наречиями (высоко, низко, тихо).
Формировать умение детей составлять фразы из трех и более слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; использовать предлоги (в, на). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где). Способствовать формированию интонационной выразительности речи.
Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т.
раннего возраста
(от 2 до 3 лет)
Программа обучения и воспитания детей в детском саду
Слайд 5 Звукопроизношение
.
До 1года 6 мес ребенок овладевает гласными
А, О, Э, И и согласными
П, Б, М, Д.
С 2-х до 3х лет овладевает гласными Ы, У, Я и согласными
В, Ф, Т, Н, Г, К, Х.
В 3 года у ребенка должны быть свистящие звуки С,СЬ,З,ЗЬ, Ц.
К четырём годам должны появиться шипящие звуки Ш,Ж,Щ,Ч
К пяти годам должны появиться соноры Л ЛЬ Р РЬ
Слайд 6Словарный запас.
К 2-м годам ребенок может
иметь от 45 до
1000 слов.
В среднем берется 300-400
слов
Словарный запас к 2.5 годам
– 1000 – 1200 слов
В 3 года свыше 3000 слов
Слайд 7Слоговая структура слова
1г 6 м – слова могут быть лепетные и
усечённые; (мама, ки –киса, ди-иди)
2 г – проговаривает 2 слога в слове.(Сяся)
3 г – проговаривает слово из 3-хслогов и больше. (Саса, Ма-о-ко)
Слайд 8Обогащение словаря детей:
(Программа обучения и воспитания детей в детском саду)
Существительными, обозначающими
названия
игрушек, предметов личной гигиены (полотенце,
зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды,
обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло,
подушка, простыня, пижама), транспортных средств
(автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных
и их детенышей;
Глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
Прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
Наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
В 2.5 года детям свойственно словотворчество, но по законам русского языка: «Будильник- это звонильник», «Курятник – дяденька, который курит». И т.д.
Слайд 9Словарный запас
Быстрее всего появляются качественные прилагательные, как большой, маленький,
горячий, вкусный, кислый, сладкий.
Притяжательные прилагательными, обозначающие принадлежность вещи лицам мужского и женского пола. Малыш часто еще не способен выговорить развернутую форму слова (мамина сумка, папин телефон), и он по-своему упрощает эти трудные слова: «мами», «папи».
Ребёнок научился сопоставлять «один-много»-появилось число (сумка-сумки)
Глаголы настоящего времени употребляются ребенком и в единственном, и во множественном числе (я играю -мы играем),
кроме 2-го лица множественного числа (ребенок еще не знает,
что взрослым надо говорить «вы»)
Категория времени усваиваются, когда ребенок начинает разграничивать прошлое, настоящее, будущее. Например, будущее время усваивается со словами «скоро», «сейчас»
Личные местоимения употребляются детьми старше 2 лет достаточно широко, но чаще в их речи звучат личные местоимения 1-го лица (я, мне, меня).
Слайд 10Грамматический строй речи
(программа обучения и воспитания детей в детском саду).
Учить согласовывать
существительные и местоимения с глаголами, употреблять
глаголы в будущем и прошедшем времени,
изменять их по лицам.
Использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Упражнения в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Слайд 11Грамматический строй речи
Очень важным является
развитие у ребенка способности «замечать» окончания слов, т.е. обращать внимание на грамматическую форму слов. Это происходит сразу, как только появляется 1-е. предложение (С 1.5 лет)
Ребенок осваивает число (один -много) ;
Падеж существительного;
Время («скоро», «сейчас»), число, лицо глаголов
Самым последним усваивается род (к 3-м годам) Бывает, что мальчики в возрасте до 3 лет говорят о себе в женском роде, явно подражая материнской речи («На велосипеде каталась», «Я к дому пошла»).
Приблизительно к 2 годам 3 месяцам появляются первые предлоги (в, на, у, с).
К 3-м годам грамматический строй считается сформированным
Слайд 12
Связная речь
(Программа обучения и воспитания детей в детском саду)
Помогать
детям отвечать на простейшие («Что?»,
«Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы
(«Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?»,
«Где?», «Когда?», «Куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по
собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев в драматизации отрывков с хорошо знакомых сказок.
Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Слайд 13Связная речь
После 2 лет 6 месяцев ребёнок может рассказывать об изображенном
на картинке, о новой игрушке (обновке) ,
о событии из личного опыта.
Могут драматизировать знакомые сказки
Ближе ко второму полугодию третьего года жизни малыш
уже способен построить высказывания, используя союзы
и союзные слова (и, а, то, потому что, когда).
Слайд 14«Прогноз и предупреждение речевых
нарушений в раннем возрасте»
1 блок : Диагностический.
-изучение
уровня и динамики развития воспитанников
-выделение детей с опережающим нормативным речевым развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии;
-установление причин речевого недостатка;
-конструирование групповых или индивидуальных программ речевой работы с детьми профилактической или коррекционно-развивающей направленности.
2 блок: Профилактический.
Включает в себя:
-охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
-обеспечение комфортной воспитывающей среды;
-раннее выявление факторов риска в развитии речи.
3 блок: Коррекционно-речевой
В зависимости от выраженности речевого дефекта выбирается одна из стратегий:
-коррекционно-речевую помощь оказывает воспитатель;
-коррекционно-речевую помощь оказывает воспитатель, после консультации с логопедом и по его рекомендации (индивидуально-коррекционные программы);
-рекомендуют родителям систематические занятия со специалистом.
Слайд 15Навыки коммуникации будут
у ребенка развиваться, если:
У него будет партнер по
общению
Он всегда будет понят, и будет получать ответ на его сообщения
Он будет слышать сказанные слова и видеть, что они обозначают
Он будет повторять слова и другие сигналы в разных подходящих ситуациях
Он будет тренироваться в коммуникации в повседневных делах
Он наслаждается коммуникацией
Слайд 16Альтернативные средства коммуникации
Жесты
Графические изображения
Элементы системы пиктограмм
Черно-белые и цветные
изображения
Картинки,
фотографии –
изображения объектов
Слайд 19Черно-белые и цветные изображения
Слайд 20Картинки, фотографии – изображения объектов
Слайд 21Совмещение различных
систем коммуникации
Полезно и необходимо использование одновременно различных систем коммуникации:
речь
(в неком ограниченном варианте)
жесты
графические символы.
Многочисленные данные по изучению совмещения различных систем показывают, что дополнительные средства коммуникации, такие как жесты и графические символы не только не замедляют развитие речи у ребенка, которому речь в принципе доступна, но и, напротив, помогают ее развитию и развитию общих когнитивных навыков.
Слайд 22Задачи воспитателя в работе с безречевыми детьми.
Помочь ребенку наладить общение с
окружающими
Научить близких людей видеть, понимать и использовать коммуникативные сигналы, которые использует ребенок
Консультировать родителей детей, которые посещают детский сад
Слайд 23Формы работы по развитию речи детей.
Индивидуальные занятия с ребенком
Групповые занятия с
детьми
Индивидуальное и групповое
консультирование родителей
Слайд 27 Советы логопеда.
Говорите четко, просто, внятно проговаривая
каждое слово.
Говорите тогда, когда видите, что ребёнок слышит и видит
вас и вашу артикуляцию
Не предупреждайте его желания...
Читайте, читайте и читайте.
Помните! Пальцы помогают речи.
Никогда не смейтесь и
не передразнивайте ребёнка,
если он неправильно произнёс
какой- либо звук или слово.
Радуйтесь успехам ребенка,
чаще хвалите его.
Ведите дневник. Его интересно
читать через 10 лет, 20,30 лет