Слайд 1Методическая копилка административной документации заместителя директора
по учебно – воспитательной работе.
Подготовила
заместель директора
по учебно- воспитательной работе
Размахнина Т.Н.
Слайд 2 Кто приходит первым в школу и несётся в кабинет
позабыв про тяжесть
лет.
Кто к учителю подходит, разговор про жизнь заводит
от кого исходит свет.
Кто усталости не знает .Пишет, думает, считает,
улыбается, страдает, помогает всем, мечтает, расписанье
составляет, справки пишет и играет,
мудрый всем дает совет…Это завуч – про него
хорошо, иль ничего. В каждой школе завуч есть,
мы ему окажем честь, скажем добрые слова,
чтобы к вечеру молва разнесла по белу свету:
И наполнила планету добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.
Неизвестный автор
Слайд 3Завуч это:
ОРГАНИЗАТОР
КОНТРОЛЁР
КООРДИНАТОР
который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в педагогическом коллективе
Слайд 4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДИАГНОСТИКА (анализ деятельности школы)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (отдаленные и близкие цели)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (предвидение будущих потребностей,
тенденций развития, вероятных проблем,
возможных последствий)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (создание концепции, программы развития)
КОНСТРУИРОВАНИЕ (разработка направлений и конкретного
содержания деятельности)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КОММУНИКАЦИЯ (общение, отношения, устранение
противоречий, разрешение конфликтов, оценка
деятельности)
ОРГАНИЗАЦИЯ (концентрация усилий, распределение ролей,
мотивация, стимулирование деятельности)
РЕЗУЛЬТАТ (сравнимый с прогнозируемыми затратами)
ДИАГНОСТИКА +
КОРРЕКЦИЯ,
РЕГУЛИРОВАНИЕ (контроль, оценка)
Слайд 5Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое
определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело.
Завуч отвечает за:
организацию учебного процесса в школе,
за выполнение учебных программ,
качество преподавания,
осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы,
успеваемостью и посещаемостью учащихся,
регулирует нагрузку учителей,
организует методическую работу в школе,
аттестацию педагогических работников
составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР.
Слайд 6Одно из главных качеств завуча– умение организовать работу коллектива, организовать целостный
педагогический процесс.
Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.
Слайд 7Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени
на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.
Слайд 8Примерное распределение рабочего времени в течение недели завуча:
Свои уроки – 9
ч.
Внеклассная работа по предмету – 1 ч.
Контроль за УВП (посещение и анализ уроков) – 5 ч.
Посещение и анализ внеурочных мероприятий – 1 ч.
Собрания, совещания, собрания – 4 ч.
Работа с нормативной документацией –2 ч.
Проверка и анализ школьной документации – 4 ч.
Беседа с учителями и воспитателями – 4 ч.
Беседа с учащимися и их родителями – 5 ч.
Деловые встречи и разъезды – 3 ч.
Хозяйственная деятельность – 1 ч.
Непредсказуемый расход времени (или его потеря) – 1 ч.
Слайд 9Ежедневная работа завуча:
проверка санитарного состояния;
получения информации об отсутствующих учителях
на текущий день;
запись в журнале о замене уроков (завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока);
со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок;
посещение уроков (2-3 в день по графику);
свои уроки;
беседа с учащимися и учителями;
встреча с родителями;
работа с документацией;
совещания по графику.
Слайд 10Правила, которых следует придерживаться в работе.
Отсутствие в первой половине рабочего дня
разборов различных конфликтных ситуаций, длительных бесед и разговоров “по душам” с подчиненными. Все попытки отвлечь от решения текущих заранее запланированных задач пресекаются вежливо, но решительно. Т.о. все учителя постепенно привыкли к тому, что все беседы и разговоры проводятся в конце рабочего дня.
Все вопросы, касающиеся компетенции тех или иных сотрудников не решаются в их отсутствие, т.к. в последствии придется затрачивать дополнительное время на перепоручение дел другим людям, передачу им нужной информации, их убеждение и т.д. Кроме того, принятие решений по вопросам, входящих в компетенцию отсутствующих сотрудников может отрицательно сказаться на их самостоятельности, инициативе, задеть самолюбие.
Максимальное использование в повседневной работе компьютера и других средств передачи оперативной информации.
Обязательная фиксация информации о ходе учебно-воспитательного процесса в специальной тетради (фиксация замечаний и предложений педагогов, даже высказанная не в корректной форме).
Успешность совместной работы – полная согласованность действий.
Слайд 11Основные направления деятельности
завуча по руководству учебным процессом
Работа по выполнению закона
“Об образовании”, Концепции о непрерывном образовании и реализации нормативных документов
Работа с педагогическими кадрами.
Методическая работа.
Работа служб сопровождения.
Организация дополнительного образования.
Работа с родителями.
Внеклассная и воспитательная работа.
Система внутришкольного контроля.
Слайд 12Система внутришкольного контроля за учебно – воспитательным процессом и реализацией нормативных
документов
Контроль за выполнением государственных программ.
Контроль уровня преподавания.
Контроль за работой ГПД.
Контроль за методической работой.
Контроль за внеклассной работой.
Контроль за школьной документацией.
Слайд 13 Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы,
обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.
Слайд 14Посещение уроков
Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не
сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.
Завуч должен взять за правило:
Не вмешиваться в ход урока.
Проводить односторонний анализ или переносить его на другой день.
Анализ должен опираться на положительное в работе учителя.
Слайд 15Заповеди завуча:
Будь таким руководителем, какому бы хотел подчиняться сам.
Управляя людьми,
обходись по возможности, без приказов, проявляй деликатность, не оказывай явного давления, вызывающего желание противодействовать.
Руководи так, чтобы люди стремились к сотрудничеству и общению с тобой, не чувствовали, что ими управляют.
Владей педагогической техникой (умения управлять собой, умения управлять другими).
Будь гуманистом. Ставь превыше всего интересы детей.
Радуйся каждому достижению, любому, даже незначительному, успеху.
Оставайся реалистом и оптимистом.
Слайд 16
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает :
за правильную организацию воспитательного процесса
в школе,
за выполнение учебных программ,
качество преподавания,
осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы,
за успеваемостью и посещаемостью учащихся,
регулирует нагрузку учителей,
организует методическую работу в школе,
составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР.
Слайд 17
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Комплектует классы.
Составляет совместно с директором школы
план работы школы на год, учебные полугодия.
Руководит составлением тематических планов учителей, утверждает их. Систематически контролирует составление поурочных планов и дает указания о качестве этих планов, учит планировать учебный процесс.
Составляет расписание уроков и внеклассных занятий, расписание консультаций и других дополнительных учебных занятий для учащихся.
Организует замену учителей, не вышедших на работу, ведет книгу учета замещенных уроков. Ведет и подписывает табель для начисления заработной платы учителей.
Посещает уроки, консультации, классные воспитательные мероприятия, анализирует их, дает методические указания. Как правило, заместители должны посещать 10-12 контрольных процедур в неделю (проверка уроков, журналов, факультативов и т.д.)
Слайд 18Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Организует и контролирует применение на уроках ТСО.
Совместно
с директором школы составляет график внутришкольного контроля включающего различного рода проверки знаний учащихся, сроки проверок, ответственных за проверку, итоги проверки.
Контролирует выполнение учебных программ.
Организует методическую работу в школе, обобщение и распространение педагогического опыта.
Проверяет ведение классных журналов, дневников, тетрадей учащихся.
Осуществляет контроль за успеваемостью и поведением учащихся.
Контролирует выполнение решений и постановлений, относящихся к сфере деятельности завуча.
Осуществляет личный контроль за группой учащихся, слабых по успеваемости или с отклонениями от норм поведения.
Организует самообразовательную работу учителей.
Принимает посетителей .
Слайд 19Внутришкольный контроль
Внутришкольный контроль – это сознательная, целенаправленная деятельность администрации школы, направленная
на выявление отклонений от программы управления.
Руководитель образовательного учреждения:
1. Определяет систему мер по выявлению соответствия реального хода учебно-воспитательного процесса учебным планам, приказам и инструкциям.
2. Занимается сбором и обработкой контрольной информации.
3. Выявляет успехи, достигнутые учителями с целью распространения в коллективе и недостатки с целью их предупреждения и ликвидации.
Руководитель должен знать нормативные документы.
Руководитель должен знать цели и задачи на данный учебный год, решение педсоветов; производственных совещаний и т.д.
Слайд 20Три составляющих внутришкольного конроля:
за учебно-воспитательным процессом,
педагогические кадры,
учебно-материальная база.
Слайд 21Учебно-воспитательный процесс:
контроль за выполнением всеобуча;
контроль за состоянием преподавания учебных предметов;
контроль за состоянием знаний, умений и навыков учащихся;
контроль за внеклассной воспитательной работой;
контроль за внешкольной воспитательной работой.
Слайд 22Педагогические кадры:
контроль за выполнением нормативных документов;
контроль за выполнением решений педсоветов;
контроль
за выполнением рекомендаций научно-практических конференций и производственных совещаний;
контроль за работой методических объдинений;
контроль за повышением квалификации учителей;
контроль за самообразованием учителей.
Слайд 23Учебно-материальная база:
контроль за учетом, хранением и использованием учебно-наглядных пособий и ТСО;
контроль за развитием кабинетной системы;
контроль за созданием учебно-материальной базы для внеклассной воспитательной работе;
контроль за ведением школьной документации, школьного делопроизводства;
контроль за деятельностью учебно-воспитательного персонала.
Слайд 24ПЛАН РАБОТЫ
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Август. 1. Корректировка учебного плана.
2. Составление пояснительной записки
к учебному плану и приложений.
3. Учет обучающихся по классам.
4. Оформление личных дел вновь прибывших учащихся.
5. Уточнение кадрового состава школы, распределение учебной нагрузки.
6. Составление расписания учебных занятий, элективных консультаций.
7. Подготовка к августовскому педсовету.
8. Оформление распорядительной документации к началу нового учебного года.
9. Планирование совещаний при завуче.
10. Устройство выпускников школы.
11. Организация участия учителей в предметных конференциях, неделях.
12. Уточнение списка должностных обязанностей, номенклатуры дел завуча, циклограммы на учебный год.
13. Состояние учебных кабинетов, паспортизация.
14. Утверждение рабочих программ
Слайд 25Сентябрь
1. Проведение инструктажа педагогов по порядку ведения школьной
документации.
2. Завершение комплектования факультативов.
3. Провести инструктаж по
заполнению школьных журналов и личных дел учащихся.
4. Оформление графика лабораторных, практических и контрольных работ.
5. Корректировка учебных программ. Контроль календарно-тематического планирования, его соответствия госстандартам.
6. Корректировка расписания учебных занятий.
7. Оформление стендовой информации в учительской и в коридоре
8. Входной контроль, определение направлений деятельности учителей по коррекции знаний учащихся.
9. Проверка готовности первоклассников к обучению в школе.
10. Общешкольное родительские собрания в 1-9 классах
11. Состояние работы по информатизации учебного процесса в рамках ФГОС в начальной школе.
12. Составление графика административных работ на год (таблица).
13. Проверка документации школьной библиотеки
14. Организация дополнительных занятий по основным предметам.
15. Проверка поурочных планов учителей по графику.
Слайд 26Октябрь
1. Классно-обобщающий контроль в 9 классе.
2. Работа с отстающими, предупреждение неуспеваемости.
3. Обеспечение участия обучающихся
в школьном туре олимпиад.
4. Проверка журналов. Система опроса (накопление оценок, регулярность проверки знаний, соотношение текущих оценок и оценок за контрольные работы, отслеживание прохождения программ).
5. Работа с детьми, имеющими высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
6. Проверка проведения адаптации в 1-х, 5-х, 7 классах.
7. Проверка дневников учащихся (правильность, аккуратность, полнота заполнения всех разделов).
8. Посещаемость занятий в выпускных классах.
9. Проверка прохождения государственных программ и их практической части.
10. Организация занятий физкультуры в начальной школе.
11. Состояние преподавания английского языка во 2,5-9 классах.
12. Состояние дисциплины и посещаемости в 9 классе.
13. Школьный мониторинг в 2-9 классах
14. Преемственность обучения математике: программы, подходы, требования (начальная школа, 4-5 кл.)
15. Составление таблицы экзаменационных предметов по выбору. Уточнение списков учащихся в 9 классе
16. План окончания 1 четверти (последний день, выставление оценок, отчеты учителей).
17. Прием отчетов классных руководителей и учителей по итогам 1 четверти.
18. Анализ учебной работы за 1 четверть.
19. Проверка прохождения учебных программ.
20.Проверка поурочных планов по графику
Слайд 27Ноябрь
1. Выявление слабоуспевающих, неуспевающих учащихся, окончивших
первую четверть с одной тройкой
2. Проведение школьного тура
олимпиад. Составление заявки на муниципальный тур олимпиад.
3. Собеседование с учителями, имеющими неуспевающих по итогам первой четверти.
4. Определение направлений работы по предупреждению неуспеваемости.
5. Посещение уроков учителей по плану
6. Проверка состояния рабочих тетрадей и дневников
7. Итоги пробных ОГЭ (по математике и русскому языку)
8. Проверка знаний нормативных документов. Проверка выполнения решений педсовета.
9. Проверка знаний нормативных документов по итоговой аттестации в форме ГИА.
10. Проверка состояния работы молодых и вновь прибывших специалистов.
11. Контрольные срезы по всем предметам
12.Проверка поурочных планов по графику
Слайд 28Декабрь
. Проверка знаний обучающихся на конец первого полугодия по предметам
2. Проверка журналов, своевременности
выставления в журнал оценок за письменные работы. Проверка записей в журнале о материале, пройденном на уроке. Проверка выполнения учебного плана школы. Составление справки.
3. Организация работы с одаренными детьми. Участие в районных конкурсах и олимпиадах
4. Анализ пропущенных уроков за первое полугодие.
5. Составление графика полугодовых контрольных работ
6. Проверка техники чтения во 2-4 классах.
7. Проверка состояния подготовки учащихся к ГИА .
8. Тренировочные экзаменационные работы по русскому языку и математике в 9 классе .
9. Состояние образовательного процесса за 1 полугодие.
10. Проверка выполнения графика контрольных, практических, лабораторных работ.
11. План окончания первого полугодия.
12. Прием отчетов классных руководителей, учителей по итогам первого полугодия.
13.Школьный мониторинг в 2-9 классах
14.Проверка поурочных планов по графику
Слайд 29Январь
1. Анализ проведения и результатов итоговых работ за первое полугодие.
2. Проверка классных журналов
(выполнение учебных программ по всем предметам за полугодие, объективность выставления четвертных и полугодовых оценок). Составление справки. Собеседование с учителями.
3. Анализ участия школы в районных мероприятиях.
4. Состояние работы факультативов, кружков, элективных курсов и курсов по выбору.
5. Сбор информации об экзаменах, составление расписания экзаменов (пробный вариант).
6. Работа с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
7. Проверка работы учителей, имеющих неуспевающих по предмету.
8. Проведение мер по ликвидации учебной перегрузки (анкетирование, справка).
9. Знакомство с применением ИКТ на уроках, повышение педагогического мастерства.
10. Подготовка к педсовету
11. Проверка прохождения учебных программ.
12. Проверка поурочных планов по графику
Слайд 30Февраль
1. Работа с отстающими учащимися и учащимися, имеющими одну тройку по итогам
первого полугодия.
2. . Организация учебного процесса в 4, 9 классах.
3. Проверка готовности учащихся 9 класса к обучению в старшей школе.
4. Состояние тетрадей (К/Р, Л/Р, П/Р, р/р).
5. Проверка дневников.
6. Состояние формирования коммуникативной компетенции в 4, 7, 9 классах.
7. Посещение уроков по графику
8. Проверка дозировки домашних заданий.
9. Проверка поурочных планов по графику
Слайд 31Март
1. Оформление уголка по подготовке к экзаменам.
2. Работа с инструкцией по проведению экзаменов.
План работы по подготовке к итоговой аттестации.
3. Тренировочные экзаменационные работы по русскому языку, математике и предметам по выбору в 9 классе(пробные ОГЭ )
4. План окончания третьей четверти.
5. Прием отчетов классных руководителей и учителей по итогам учебной работы в третьей четверти.
6. Выполнение графика контрольных, практических, лабораторных работ. Контроль за организацией повторения пройденного материала.
7. Малый педсовет по итогам 3 четверти.
8. Проверка классных журналов, личных дел, дневников обучающихся
9. Проверка прохождения учебных программ.
10. Работа с одаренными детьми. Участие в районных конкурсах и олимпиадах
11. Посещение уроков 9 класса
12. Состояние работы по подготовке к ГИА.
Слайд 32Апрель
1. Контроль за состоянием преподавания математики в 1-4 классах, прохождение учебных программ.
2. Организация
повторения по учебным предметам.
3. Оформление школьного стенда по подготовке к экзаменам для учащихся. Составление расписания экзаменов итоговой ОГЭ
4. Составление графика дополнительных и индивидуальных занятий по подготовке к экзаменам.
5. Проверка обеспеченности учебниками на следующий учебный год
6. Ознакомление с нормативно-правовой базой итоговой государственной аттестации педколлектива, обучающихся и родителей.
7. Проверка поурочных планов по графику
Слайд 33Май
1. Анализ пропущенных уроков за 2 полугодие.
2. Анализ итогового внутри школьного за учебный
год.
3. Оформление административной папки к экзаменам и классных экзаменационных тетрадей.
4. План окончания учебного года.
5. Прием отчетов классных руководителей и учителей по итогам учебного года.
6. Проверка выполнения учебных программ. Объективность выставления годовых оценок.
7. Подготовка к педсовету о допуске учащихся 9 класса к итоговой аттестации.
8. Расстановка кадров на следующий учебный год.
9. Составление учебного плана на следующий учебный год.
10. Анализ участия школы в районных и областных мероприятиях.
11. Анализ тестирования в 9 классе
12. Состояние психологической готовности выпускников к итоговой аттестации. Определение уровня тревожности.
13. Проверка журналов.
14. Проверка личных дел учащихся.
Слайд 34Июнь
1. Подготовка и проведение итоговой аттестации в 9 классе. Контроль за оформлением
аттестатов выпускников 9 класса.
2. Итоговая проверка классных журналов, журналов индивидуальных занятий.
3. Подготовка к итоговому педсовету по итогам экзаменов и выпуска учащихся.
4. Составление плана внутришкольного контроля на следующий учебный год.
5. Составление плана работы на следующий учебный год.
6. Составить отчёт о проделанной методической работе за пройденный учебный год