Слайд 1СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ШКОЛЕ
Профессиональная деятельность,
ее направления
Составили: Сокурова О.Ю.– социальный педагог
МБОУ
СОШ № 1 пгт.Тымовское
Слайд 2Кто такой социальный педагог?
Социальный педагог – единая профессия, представленная многогранным веером
разновидностей и специализаций. Было бы ошибочным считать социального педагога одной из разновидностей социального работника, или сводить его функции к деятельности в рамках общеобразовательной школы или какого- либо другого учреждения.
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений.) При этом приоритетной является сфера отношений ребенка в семье и его ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно- соседским окружением, и цель его деятельности – организация профилактической социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Слайд 3
Социальный педагог по своему профессиональному предназначению стремится по возможности предотвратить проблему,
своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, в их общении и таким образом, оздоровить окружающую социальную микросреду.
Социальный педагог всегда отстаивает права своего клиента, выступает в качестве эксперта в постановке «социального диагноза», определяет методы допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы. В своей работе социальный педагог обязан опираться на различные нормативно-правовые акты и документы: закон «Об образовании», Конвенцию ООН по правам ребенка, методические письма и др.
Слайд 4Деятельность социального педагога трудна. Трудные дети, трудные семьи, трудные времена в
конце концов и абсолютно новая для школы деятельность.
С чего начать? Как и какие документы разработать? Что станет критерием эффективности работы? Как правильно выстроить отношения со всеми педагогами в школе? Куда идти за помощью: для себя – за нормативно – правовой и методической, для детей чаще за материальной?
И как помочь обделенному жизнью и материнской любовью ребенку?
Никакая книжка не расскажет, как сделать последнее, это делается сердцем, добрым и умным сердцем настоящего педагога.
Слайд 5Профессиональные качества социального педагога
Какими же качествами должен обладать социальный педагог, от
чего зависит его профессионализм?
Социальному педагогу необходимо обладать такими качествами как:
естественность- способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими;
Доброжелательность – способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к поддержке;
Эмпатия – умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди, с целью решения проблемы4
Открытость – умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передавая их собеседнику;
Деликатность – мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми;
Конкретность – умение четко отвечать на поставленный вопрос или излагать собственное суждение.
Слайд 6Роли социального педагога
Социальный
педагог
Общественный деятель
адвокат
советчик
психотерапевт
друг
посредник
помощник
эксперт
Слайд 7Цель деятельности социального педагога
Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического,
социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Слайд 8Функции
.
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики
и родители, а также учителя. Но в целом он выполняет следующие функции:
1. Аналитико – диагностическую;
2. Коррекционную;
3. Функцию социально-педагогической поддержки и помощи обучающимся;
4. Правозащитную;
5. Психотерапевтическую;
6. Социально-профилактическую.
Слайд 9Аналитико-
диагностическая
функция:
изучение и оценка социальной микросреды ОУ, ее влияния на
учащихся;
выявление личностных особенностей учащегося, его «проблемного поля»;
выявление причин неадекватного поведения детей, подростков
Методы:
Социометрическое исследование ученических коллективов,
диагностика «Акцентуация характера»,
рисуночная диагностика.
Слайд 10Коррекционная
функция:
противостояние негативному влиянию социальной среды,
коррекция самооценки школьников,
помощь в избавлении от
вредных привычек.
Методы:
диагностика самооценки учащихся,
тренинг «Достижение цели»,
программа здравосберегательных мотиваций «Дорога к доброму здоровью»
Слайд 11Функция социально-педагогической поддержки и помощи учащимся
Оказание помощи учащимся в
саморазвитии,
самопознании,
самоутверждении,
самореализации,
самоорганизации;
Установление доверительных отношений.
Слайд 12Право-защитная
функция:
Использование всего комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и
интересов ребенка,
Взаимодействие с правовыми органами, органами социальной защиты и помощи,
Правовое просвещение детей и их родителей.
Методы:
программа совместных мероприятий с ГДН при ОВД,
работа с категорией «группы риска» (ТЖС,СОП), методом социального патронажа
Слайд 13Психотерапевтическая
функция:
Забота об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников,
Оказание помощи в разрешении
конфликтных ситуациях, снятие депрессивного состояние, агрессии,
Содействие в создании ситуаций успехов школьников.
Методы:
Программа индивидуальных занятий
«Удивляюсь, злюсь, радуюсь, боюсь»,
Программа индивидуальных занятий на формирование психологического здоровья «Тропинка к своему Я»,
Тренинговое занятие на снятие агрессии.
Слайд 14Социально-
профилактическая
функция:
Организация системы профилактических мер по предупреждению девиантного поведения детей и
подростков,
Формирование нравственно-правовой устойчивости,
Организация системы мер социального оздоровления детей из семей «группы риска» (ТЖС, СОП)
Методы:
профилактика распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа:
«Маршрут безопасности», «Шкала риска»;
Программа «Первичная профилактика различных видов зависимостей»;
Индивидуальная работа с детьми «группы риска»
Слайд 15Социальный паспорт школы
Обязательно каждый учебный год обновляется банк данных социального паспорта
школы через совместную работу с классными руководителями:
-многодетные семьи,
-малообеспеченные семьи,
-дети-инвалиды,
-дети, находящиеся под опекой,
-приемные семьи,
-патронатные семьи,
-семейные воспитательные группы,
-семьи «группы риска» (ТЖС,СОП),
-учащиеся, нуждающиеся в оформлении под опеку или попечительство.
Данная информация помогает в создании благоприятной среды в школе.
Слайд 16НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Социальная помощь
Профилактика
Работа с семьей
Работа в социуме
Каждое из этих направлений
не существует отдельно, а постоянно пересекается друг с другом.
Слайд 17Социальная помощь
Решая проблемы малообеспеченных семей, работаем со специалистами отдела по
социальной защите. Нередко дети из семей, где доход родителей состоит из временных заработков, по заявлению помещаются в летний лагерь. Родителям рекомендуется найти постоянное место работы. При посещении таких семей составляется акт жилищно – бытовых условий, с содержанием которого знакомят родителей.
Слайд 18ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на
предотвращение возможного асоциального поведения подростков.
Большое внимание в своей работе социальный педагог должен уделять профилактической деятельности. Это, прежде всего, профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения. Особое внимание здесь нужно уделить учащимся, так называемой «группы риска» (ТЖС).
Слайд 19
К учащимся «группы риска» (ТЖС, СОП) относятся дети, пропускающие занятия без
уважительных причин, замеченных в бродяжничестве и попрошайничестве.
Профилактическая работа ведется через индивидуальные беседы, работу специалистов (психологов, работников милиции и здравоохранения), сеть дополнительного образования в школе и вне ее, тренинги, профильные лагеря.
Получив информацию о школьниках, совершивших правонарушения, из ГДН и КДНи ЗП социальный педагог ведет работу по разработанному алгоритму. Работа ведется и с семьей несовершеннолетнего правонарушителя.
Слайд 20СОТРУДНИЧЕСТВО СПС
СПС
Отдел
образования
Лечебные
учреждения
Администрации
сельсоветов
РОВД
Социально – психологическая
Слайд 21СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Социальный педагог ведет совместную работу со специалистами разных ведомств.
Но основная работа ведется с психологом школы и медицинским работником. Отсюда и появление социально – психологической службы в школе.
Слайд 22ЧТО ОЖИДАЕМ?
Выполнение всех требований позволяет вести учебно –
воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких – либо учеников или группы той или иной оценкой. В совокупности оказываемая подросткам помощь позволяет обеспечить равномерное гармоничное развитие личности школьника, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.