Слайд 1Работа с семьей находящейся в сложной жизненной ситуации
Социальный педагог МБОУ «СОШ
№ 30» Горбунова Ю.А.
Чита, 2017
Слайд 2Неблагополучная семья –
это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение
со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Слайд 3Какими бывают неблагополучные семьи?
1 группа внешне неблагополучные семьи:
Проблемные семьи –
это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).
Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).
Слайд 4Какими бывают неблагополучные семьи?
Асоциальные семьи - наличие таких проблем как алкоголизм,
пренебрежение нуждами детей.
Аморальные семьи - это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризуются алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимаются воспитанием и обучением детей, не обеспечивают необходимых безопасных условий жизни
Антисоциальные семьи - характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних.
Слайд 5Семьи с открытой формой неблагополучия
проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи
(например, на социальном и материальном уровне)
проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье
ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.
Слайд 6Какими бывают неблагополучные семьи?
2 группа семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне
неблагополучные):
внешне респектабельные, считающиеся в обществе благополучные семьи могут оказывать психотравмирующее воздействие и неблагоприятно влиять на формирование личности ребёнка
Слайд 7Внутренне неблагополучные семьи
Недоверчивая семья
Дети в легкомысленной семье
Хитрая семья
Семьи, ориентированные на успех
ребенка
Псевдовзаимные семьи
Псевдовраждебные семьи
Слайд 8Внутренне неблагополучные семьи
Семьи состоятельных людей
Семьи известных людей
Пограничные семьи
Семьи с детьми –
инвалидами
Семьи с нарушением структуры семейных ролей
Слайд 9Неполные семьи и их типы
Разведенная семья
Осиротевшая семья
Мать-одиночка с ребенком
Слайд 10Последствия жизни
и воспитания
в неблагополучной семье
нарушение развития и отклонения в
поведении детей;
детская безнадзорность и беспризорность;
побеги из дома;
половая распущенность;
правонарушения и преступная деятельность;
алкоголизм;
наркомания и токсикомания.
Слайд 11Алгоритм изучения семьи
Важно изучить:
состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком,
многодетная, разведены и т.д.);
жилищно-бытовые условия;
материальную обеспеченность;
воспитательный потенциал семьи;
характер взаимоотношений в семье:
а) между взрослыми членами семьи;
б) между другими членами семьи и ребенком;
в) позицию ребенка в семье;
г) отношение ребенка к родителям.
Слайд 12Алгоритм работы с неблагополучной семьёй
1 этап. Изучение семьи и осознание существующих
в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб соседей.
2 этап. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
3 этап. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
4 этап. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
5 этап. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций.
6 этап. Изучение личностных особенностей членов семьи.
7 этап. Составление карты семьи.
8 этап. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
9 этап. Текущие и контрольные посещения семьи.
10 этап. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй
Слайд 13Три блока технологии работы с кризисной семьей
1. Диагностический
2. Профилактический
3. Реабилитационный
Слайд 14
Этапы диагностики:
Методологический принцип
сбор информации
Этические принципы
анализ информации;
постановка социального диагноза.
Диагностический уровень
Слайд 15Профилактический уровень
комплекс предупредительных мер, способствующих полноценному функционированию семьи и предотвращении проблем во
взаимоотношении детей и родителей.
Слайд 16Реабилитационный уровень
Консультирование
Оказание помощи семье
Метод «письмо-обращение»
Слайд 17Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример
ему.
Кто при жене и детях груб.
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит...