Слайд 1Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми в системе общего образования
Психолого-педагогический семинар
«Особо
одаренные дети должны пользоваться приспособленными к их нуждам условиями образования, которые позволили бы им полностью реализовать свои возможности, как в своих интересах, так и в интересах общества…»
1248 Парламентская Ассамблея Совета Европы
Слайд 2Содержание :
Одаренность
Одаренные дети
Государственная система работы с одаренными детьми
Методы выявления одаренных детей
Интеллект
и креативность
Школьная психологическая служба и одаренные дети
Направления работы с одаренными учениками в массовой школе
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми
Слайд 3Что такое одаренность?
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности.
Совместное действие способностей позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
«Одаренность – результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, творческого подхода, и настойчивости».(Дж.Рензулли)
«Усердием посредственность достигает большего, чем одаренность без усердия». (М.Б. Грассиан)
Слайд 4Какая бывает одаренность?
Одаренность может быть общая, выражающаяся в необычайно высоком развитии
интеллекта (IQ 130 – 140 и выше) или специальная, которая проявляется в особых способностях или таланте к науке, искусству или спорту.
Одаренность проявляется, прежде всего, в опережении развития общих умственных и творческих способностей.
Одаренность может быть явно выраженной или скрытой, т.е. той что не проявляется в высокой школьной успеваемости и не является очевидной для окружающих.
Слайд 5Одаренные дети
Дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность, в своем
развитии подвержены особому риску. Источники этого риска:
Трудности контактов со сверстниками,
Диссинхрония развития (опережение развития одних функций при недостаточности других, например: дислексия, нарушения мелкой моторики при письме, недостаточное физическое развитие),
Невостребованность способностей при скрытой одаренности приводит к потере мотивации к учебе и интереса к школе (30% детей, отчисляемых из школ за неуспеваемость, являются одаренными).
Слайд 6
Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней:
На уровне школы
необходимым условием является наличие у педагога навыков распознания одаренности своих учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками, а при необходимости — указание путей обращения во внешкольные заведения, работающие с одаренными детьми.
Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
Следующий уровень образуют центры каникул для одаренных детей способные дать мощный импульс интеллектуальному развитию ребенка, развить мотивацию для обучения также и в течение учебного года.
Особым пластом является работа, связанная с ранней профессионализацией одаренных детей.
Слайд 7Методы выявления одаренных детей
Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты, направленные
на оценку интеллекта и креативности.
Следует четко различить два случая употребления тестов. В одном случае целью является индивидуальная помощь ученику, выяснение проблем, с которыми он сталкивается; определение подходящих ему учебных программ и занятий. Другой случай связан с отбором в специальные группы и классы.
Во всех случаях необходимо учитывать, что одаренность может развиваться во времени, и тестирование периодически следует повторять.
Слайд 8Интеллект и одаренность
Показатели тестов интеллекта в основном хорошо согласуются со школьной
успеваемостью. Хотя большинство отличников показывает результаты выше среднего (IQ обычно 115 — 120 баллов), но не все они демонстрируют очень высокие результаты (IQ свыше 130— 140 баллов). В этом случае школьнику могут быть рекомендованы занятия по усложненной программе( таких детей всего 12,6%). Но у менее успевающих учеников интеллект не обязательно ниже. Эти дети могут обладать высоким потенциалом, проявлению которого, однако, препятствуют какие-либо внешние условия.
Людей, обладающих весьма превосходящим интеллектом (IQ 140 баллов и выше) всего около 1,33%.
Если интеллектуальное развитие детей характеризуется значительным опережением возрастных норм, то их относят к умственно одаренным.
Слайд 9Креативность и одаренность
Способность порождать необычные идеи, нетрадиционно мыслить, быстро решать проблемные
ситуации. Креативность относится к творческим способностям и является необходимой составляющей одаренности.
Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых — тесты Гилфорда, Торранса и Медника.
Креативность проявляется в той мере, в которой ситуация является менее «жесткой» с точки зрения ограничительных требований к деятельности испытуемого.
Слайд 10Школьная психологическая служба и одаренные дети
С одаренностью ребенка в школе психолог
обычно встречается в двух ситуациях: благополучная одаренность и одаренность как проблема ребенка и окружающих его людей. Одаренность может органично вписаться в жизнедеятельность, а может породить множество сложных социально-психологических и внутриличностных противоречий.
При благополучной одаренности работу школьного психолога можно охарактеризовать как поддерживающую, гармонизирующую психопрофилактическую работу.
Одаренность как проблема ребенка, естественно, является целостным состоянием его личности и требует специальной психологической работы с самим ребенком.
Одаренность ребенка как проблема окружающих его взрослых затрагивает школьного психолога, прежде всего с точки зрения педагога, трудностей, возникающих у него, во взаимоотношениях и в обучении одаренного школьника.
Слайд 11Причины школьной неуспешности одаренных детей:
Массовая школа часто тормозит познавательное развитие и
самого «обычного» ребенка, в случае же с ребенком очень способным, это «притормаживание», вступая в конфликт с потребностью школьника в саморазвитии, может приводить к серьезным разрушительным для ребенка последствиям,
Ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников (на 3—4 года умственного развития и более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям,
Слабое развитие речи и слабое развитие мелкой моторики у некоторых одаренных детей сильно затрудняют ребенку возможность успешного усвоения программы начальной школы и общения со своими сверстниками,
В результате некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими, а их особые возможности и потребности — невостребованными, У них теряется учебная мотивация, и может развиться стойкое отвращение к школе.
Слайд 12Направления работы с одаренными учениками в массовой школе :
Проведение психологической диагностики,
в том числе дифференциальной диагностики, направленной на выявление одаренных детей в группе дезадаптированных школьников и оказание им соответствующей специальной помощи.
Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей, имеющее своей целью расширение их представлений о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.
Создание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Контроль за нервно-физической нагрузкой школьника.
Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем.
Формирование в школьном сообществе определенной психологической установки в отношении одаренности: одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в выявлении и поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения престижа школы.
Слайд 13
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми
Учитель должен:
быть доброжелательным и
чутким;
разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Слайд 14Литература:
Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В.
Ушакова - М.: ИП РАН, 2000 г.
Н.Ф. Талызина. Педагогическая психология. Москва, «Академия», 2001 г.
Е.Коротаева. Хочу, могу, умею! Москва, «КСП», 1997 г.