Слайд 1Работа с детьми с девиантным поведением
Социальный педагог МБОУ г. Иркутска
СОШ №29
Ташлыкова
Татьяна Владимировна
Слайд 2 Девиа́нтное поведе́ние
- это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и
устоявшихся общественных норм.
Слайд 3
Формы проявления девиантного поведения
Пьянство и алкоголизм
Наркомания и токсикомания
Проституция
Суицидальное поведение
Побеги из
дома и бродяжничество
Преступность
Слайд 4Причины девиантного поведения детей и подростков
Шнейдер Лидия Бернгардовна
стремление получить сильные впечатления;
заболевание ребенка;
повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
неблагополучная ситуация в семье;
стремление к самостоятельности и независимости;
недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией;
отставание в учебе;
пренебрежение со стороны сверстников;
непонимание взрослыми трудностей детей;
недостаточная уверенность ребенка в себе;
примеры насилия, жестокости, безнаказанности, полученные из СМИ;
неполные семьи и др.
Слайд 5Причины девиантного поведения детей и подростков
Биологический выражается в физиологических
особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).
Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуаций характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.
Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение)
Слайд 61) Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами (алкоголизм, невротические расстройства,
остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга, интеллектуальная недостаточность);
2) Причины, связанные с социальными и психологическими проблемами (дефекты правового и нравственного сознания, особенности характера, особенности эмоционально-волевой сферы).
Причины девиантного поведения детей и подростков
Слайд 7 Нормативно-правовая база социальной поддержки детей с девиантным поведением
- Международная
Конвенция о правах ребенка;
- Семейный кодекс;
Законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года ,
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06. 1999 г.
Слайд 8Формы и методы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением
Организация детского досуга.
Включение детей в работу спортивных секций, музыкальных, танцевальных кружков и объединений по интересам;
Разработка специальных мер по включению детей в общественную жизнь, где они смогли бы проявить себя и свою инициативу (участие в уборке класса, сельхозработах, ремонте мебели и школы, походы, работа)
Слайд 9Формы и методы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением
Создание комплексных групп
специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
Организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную помощь (курсовая подготовка)
Консультативная работа с семьями
Слайд 10Формы и методы социально-педагогической поддержки детей
профилактика девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении
информационно-просветительская работа
диагностическое отслеживание состояния детей и подростков, выявление детей «группы риска», психологические консультации для детей и родителей, групповые занятия в форме тренингов, игр.
Слайд 11Работа с детьми с девиантным поведением
Организован цикл лекций для родителей испытывающих
затруднения в воспитании своих детей.
Организован цикл лекций для трудновоспитуемых детей и детей с отклонениями в поведении с привлечением инспекторов по делам несовершеннолетних, представителей прокуратуры, милиции и здравоохранения.
Ведется картотека на учащихся, состоящих на внутришкольном учете, согласно которой проводится индивидуальная работа, а также отслеживаются результаты.
Регулярное посещение таких учащихся и семей на дому.
Слайд 12Работа с детьми с девиантным поведением
Обеспечение занятости в кружках и секциях,
привлечение к участию в общешкольных и городских мероприятиях, к общественно-полезному труду.
Оказание помощи трудным подросткам из неблагополучных семей, совместной помощи в выборе профессии, посещая ярмарки вакансий и при индивидуальных беседах с учащимися и их родителями.
Слайд 13Работа с детьми с девиантным поведением
С целью патриотического воспитания учащихся, профориентации,
для развития кругозора учащихся организовываем для них экскурсии на работающие предприятия , по местам боевой славы, в историко-краеведческие музеи, в учебные заведения профтехобразования.
Зам. директора по ВР и социальный педагог по окончании четверти проводит индивидуальные собеседования с классными руководителями.
Слайд 14Система профилактики и реабилитации детей и подростков девиантного поведения
Указ Президента РФ
(№1338 от 06.09.1993 г.) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»
Приказ Минсоцзащиты России №64 от 14 сентября 1995 г
организуются учреждения трех типов
Слайд 15Система профилактики и реабилитации детей и подростков девиантного поведения
Социально-реабилитационные центры;
социальные приюты
для детей и подростков;
центры помощи детям, оставшимся без поᴨечения родителей.
Слайд 16Принципы работы с детьми девиантного поведения:
Опора на положительные качества несовершеннолетнего
Формирование будущих
жизненных устремлений
Включение несовершеннолетнего, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей
Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком