Слайд 1Психолого-педагогическая компетентность как составляющая профессиональной деятельности педагога в современных условиях
Презентацию подготовила
Педагог-психолог ФГКОУ СОШ № 8
Дмитриева В.В.
Слайд 2 Психолог Б. Г. Ананьев выявлял
основы психолого-педагогической
компетентности учителя,
выделив следующие элементы:
- активное знание возрастной психологии, предмета психологии. Данный элемент подразумевает применение знаний на практике.
- социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней
- аутопсихологические знания о
достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности
и ее характерных качествах.
Слайд 3Особенности современ-
ного школьника
1. Они менее самостоятельны. Не умеют принимать решения, делать
выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности.
2. Они застенчивы. Компьютер не учит преодолевать этот комплекс, только личное общение.
3. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.
Слайд 4
4. Эти дети более талантливы.
У них больше возможностей
развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.
Слайд 55. Дети очень образованы.
Они знают больше своих родителей, и между
ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но написать школьное сочинение - проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально – значительно позже.
Слайд 66. Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а
не словесного-логического и абстрактного мышления. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов. Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них. Современный ребенок плохо знает даже свой микрорайон, и это влияет на развитие пространственного мышления, которое у них развивается за компьютером, поэтому они плохо ориентируются.
Слайд 77. Они мало общаются, говорят, тяжело вступают в контакт.
Если ребенок
застрял на компьютере, то у него есть большие проблемы с коммуникацией, но это не говорит о том, что он не научится общаться. Он сделает это, но чуть позже или когда это будет жизненно необходимо.
Слайд 88. У них есть проблема разрешения конфликтов. Ведь во дворе поругался
с приятелем, и надо было идти мириться. В Интернете не надо этого делать, можно просто не отвечать, перейти на другой сайт. И в итоге ты не умеешь ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться.
Слайд 11 ПСИХОЛОГИ ОТМЕЧАЮТ:
Еще недавно конфликт считался всецело негативным явлением в
системе взаимоотношений между людьми.
В настоящее время конфликт рассматривают как естественное возникновение назревших противоречий между людьми.
Направленность и качество разрешения конфликта определяют возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и взаимодействия.
Слайд 12
Разрешение конфликтов
ПОГАСИТЬ конфликт – ЭТО ЗНАЧИТ ПЕРЕВЕСТИ ОТНОШЕНИЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ
НА УРОВЕНЬ ВЗАИМОПРИЕМЛЕМЫХ ДЛЯ ОБЕИХ СТОРОН, ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ВНИМАНИЕ С АФФЕКТИВНО – НАПРЯЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРУ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ И ГЛУБИНА АНАЛИЗА СИТУАЦИИ, ИНТЕРЕС К ВОПРОСАМ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ, ЖЕЛАНИЕ УВИДЕТЬ СИТУАЦИЮ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА И ПОМОЧЬ ЕМУ ВЫЙТИ ИЗ НЕЕ, УМЕНИЕ ПОСТРОИТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ ПО ПОВОДУ ВОЗНИКШЕЙ СИТУАЦИИ - ТАКОВЫ ОСНОВНЫЕ СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО АНАЛИЗА.
Слайд 13Стили разрешения конфликтной ситуации.
Стиль
конкуренции
или соперничества
Стиль сотрудничества
Стиль уклонения,
избегания
Стиль
приспособления
Стиль
компромисса
Слайд 14Выводы:
1) Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда
надо направлять первоочередные усилия.
2) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, компромисс и т. д.) согласно ситуации.
3) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
Слайд 15Выводы (продолжение)
Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными
целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт - тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт -обеспечить высокую культуру общения.
Слайд 16
Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский учёный –
психолог Д. Карнеги.
1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3. Искренне признавайте в других хорошее.
4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.