Слайд 1Психолого-педагогическая готовность к школе
Презентацию подготовила
Екатерина Дмитриевна Лоскутникова
Педагог-психолог
МАОУ НОШ № 7
города Южно-Сахалинска
Слайд 2Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет
выявить уровень его готовности к школьному обучению
и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.
Слайд 3Особенности возрастного этапа 6—7 лет
Сенсорное развитие
совершенствование его ориентировки во
внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени;
существенно снижаются пороги всех видов чувствительности;
зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим.
Слайд 4Особенности возрастного этапа 6—7 лет
Мышление
становится внеситуативным;
освоение речи приводит к развитию
рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
развитие любознательности, проблемность мышления;
появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;
экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Слайд 5Мышление
Составь рассказ по картинкам;
Пронумеруй картинки по порядку;
Есть начало и конец истории,
придумай, что произошло;
«Сочини рассказ по схеме»;
Эксперимент.
Слайд 6Особенности возрастного этапа 6—7 лет
Память
интенсивное развитие способности к запоминанию и
воспроизведению;
развитие произвольного запоминания.
Слайд 7Память
Приемы, предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание
материала.
Рассмотри фигуры (символы, картинки) в таблице. Запомни, как они расположены. Вспомни и нарисуй.
Слайд 8Особенности возрастного этапа 6—7 лет
Внимание
носит непроизвольный характер.
С возрастом значительно
возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов;
внимание остановится опосредованным;
появляются элементы послепроизвольного внимания.
Слайд 9Внимание
Ищем сходство. Рассмотри рисунки и найди сходство ме5жду предметами в парах
(группах);
Найди подходящую часть;
Найди и соедини два одинаковых предмета;
Найди отличия;
Расшифруй рисунок. Обведи найденные изображения линиями разного цвета. Распредели объекты по группам. Сколько всего объектов?
Слайд 10Особенности возрастного этапа 6—7 лет
Воображение
произвольный характер: ребенок умеет создать замысел,
спланировать его и реализовать.
Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Слайд 11Воображение
Дорисуй так, чтобы получились знакомые нам предметы /оригинальные изображения;
Придумай как можно
больше изображений из фигур. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, но добавлять новые нельзя;
Заверши рисунки. Дорисуй кляксы так, чтобы получились узнаваемые изображения;
Придумай интересный, необычный рассказ о том, что произошло по его началу.
Рисуем звук. Если проявить фантазию, то звук можно изобразить на бумаге.
Несуществующее животное. Придумай и нарисуй несуществующих животных из частей разных реальных живых существ.
Слайд 12Особенности возрастного этапа 6—7 лет
Эмоциональные отношения
интенсивность и мобильность эмоциональных
реакций,
непосредственность в проявлении своих чувств,
быстрая смена настроения.
Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения.
Слайд 13Новообразования в эмоциональной сфере
возникновение особых форм сопереживания, чему способствует развивающаяся эмоциональная
децентрация.
эмоции начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи.
оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.
Слайд 14Произвольное поведение
Развитие произвольности идет по трем уровням:
Формирование двигательной произвольности;
Уровень произвольной регуляции
собственно высших психических функций;
Произвольная регуляция собственных эмоций.
Слайд 15Мотивы поведения
Познавательная мотивация.
Мотивация к установлению положительного отношения окружающих.
Становление мотивационной сферы связаны
с развитием самосознания ребенка, переходом его на новый уровень, с изменением его отношения к себе; у ребенка появляется осознание своего социального «Я».
Слайд 16Самооценка
Основа - овладение умением сравнивать себя с другими детьми.
Для шестилетних
детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка.
К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается.
Развитие умения адекватно оценить себя в значительно степени обусловлено возникающей именно в этот период децентрацией, способностью ребенка посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения.
Слайд 17Социальна ситуация
В школе возникает новая структура отношений.
Слайд 18Учебная деятельность
С поступлением ребенка в школу учебная деятельность не дана ему
в готовой форме.
В построении учебной деятельности заключается задача начальной школы.