Слайд 1Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника.
Слайд 2Цель: - проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить
условия
и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и
препятствующие этому;
- сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках
Слайд 3 Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах,
среди которых особое место занимает урок.
В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Слайд 4 Очень важен психологический комфорт, психологический климат на уроке, который
проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и ученика.
Слайд 5 Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как
основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Слайд 6 Под комфортом подразумевается условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.
(«Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Слайд 7 Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое
указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Слайд 8 Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих
факторов.
Учителю важно помнить, что психологический комфорт на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший аспект психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Слайд 9Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
ü Учитель должен входить в
класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
ü Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
ü Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
Слайд 10 Существуют принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе, разработанные психологом -
гуманистом КарломРоджерсом:
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
5) Важно, чтобы в такой роли учитель выступал для каждого ученика;
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;
8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Слайд 11 Выработка правил психологического комфорта на уроке, используя конкретные ситуации:
-
Сейчас будут предложены ситуации из школьной жизни. Наша задача проиграть эту ситуацию, проанализировать и на основе анализа сложившейся ситуации выработать правила психологического комфорта на уроке.
Ситуация 1.
Слайд 12Ситуация 2.
.
Ситуация 3.
Анализ действий учителей и выработка правил.
Слайд 13Золотые правила психологического комфорта на уроке
Ø Не пытайтесь за каждым отрицательным
поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Ø Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Ø Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Ø Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Ø Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Ø Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Слайд 15Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является
создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок мы должны начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого можно использовать стихотворные строки, различные притчи и показ презентаций.
Слайд 16Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем.
Начинайте урок энергично.
Приёмы:
1.
Утренняя зарядка.
Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.
2. Точечный массаж лица.
- Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).
Слайд 17. «Паутинка-разминка» или блиц-опрос
«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:
-
За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)
- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)
- Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)
- Записываем в тетради: 19 января. Классная работа. Тема.
Слайд 18Метод «Ассоциации»:
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
(Слова должны начинаться с букв данного слова.)
К – красота…
О – органичность…
М – мама…
Ф – фантазия…
О – отдых…
Р – радость…
Т – тепло…
Другие методы: эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации.
Например:
Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно….
Слайд 19Ты и я сообщение»
«Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя
правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.
Психологи выделяют две формы общения с людьми: ты и я сообщение.
Ты - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…).
Слайд 20Я-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения
его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учите-лем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»
«Модель я-сообщения строится из трех частей:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты …», «Когда это происходит…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…»
2. Точное название чувства в этой ситуации: «Я чувствую… (раздражение, боль, горечь, беспомощность, недоумение и т.д.), я не знаю, как реагировать…, у меня возникает проблема …
3. Называние причин этого чувства: потому что…, в связи с тем, что…, ведь я …
В общении может быть использованы неполная форма (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, что опаздывать на урок нельзя)»
Слайд 21Практическое задание: переформулируйте ты-сообщение в я-сообщение.
Ты-сообщение: Ты сегодня опять забыл тетрадь?;
Ты всегда плохо выполняешь задания; Тебе не надоело весь урок болтать?
Слайд 221. Входите в класс с хорошим бодрым настроением, и уметь настроить себя
на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.
2. Не тратьте время на поиски страницы предмета в журнале, соблюдать порядок на рабочем месте.
3. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, всё ли готово к уроку, стремитесь к организованному началу уроку.
4. Ориентируйтесь на эмоциональное состояние учеников, развивайте в себе эмпатию к детям. Корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.
5. Будьте сдержанным в движениях и словах. Любое эмоциональное состояние, включая состояние отрицательной модальности, учитель может выразить в деликатной форме. Объясняйте ученику последствие его поступков.