Презентация, доклад Психологический комфорт на уроке

Содержание

Цель:  - проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить                  условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и                     препятствующие этому;            - сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на  уроках                                                           

Слайд 1Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника.

Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника.

Слайд 2Цель:  - проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить   
               условия

и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и      
               препятствующие этому;
            - сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на  уроках                                                           

Цель:  - проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить                  условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды

Слайд 3         Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах,

среди которых особое место занимает урок.
         В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.

         Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок. 

Слайд 4         Очень важен психологический комфорт, психологический климат  на уроке, который

проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и ученика.

         Очень важен психологический комфорт, психологический климат  на уроке, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и

Слайд 5          Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как

основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
  Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
  Умение быть сдержанным в движениях, словах.

          Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива.

Слайд 6          Под комфортом подразумевается условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. 

(«Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

          Под комфортом подразумевается условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.  («Толковый словарь русского языка», С. И.

Слайд 7          Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое

указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
        Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
 

          Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения,

Слайд 8         Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих

факторов.
         Учителю важно помнить, что психологический комфорт на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший аспект психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

         Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.         Учителю важно помнить, что психологический комфорт

Слайд 9Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
ü  Учитель должен входить в

класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                 
ü  Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
ü  Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:ü  Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и

Слайд 10     Существуют принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе, разработанные психологом -

гуманистом  КарломРоджерсом:
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
5) Важно, чтобы в такой роли учитель выступал для каждого ученика;
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;
8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
 

     Существуют принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе, разработанные психологом - гуманистом  КарломРоджерсом:1) С самого начала и

Слайд 11        Выработка правил психологического комфорта на уроке, используя конкретные ситуации:
 
    -

Сейчас будут предложены ситуации из школьной жизни. Наша задача проиграть эту ситуацию, проанализировать и на основе анализа сложившейся ситуации выработать правила психологического комфорта на уроке.
 
Ситуация 1.
       

        Выработка правил психологического комфорта на уроке, используя конкретные ситуации:     - Сейчас будут предложены ситуации из школьной

Слайд 12Ситуация 2.
       .
Ситуация 3.
       
Анализ действий учителей и выработка правил.

Ситуация 2.       .Ситуация 3.       Анализ действий учителей и выработка правил.

Слайд 13Золотые правила психологического комфорта на уроке
Ø  Не пытайтесь за каждым отрицательным

поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Ø  Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Ø  Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Ø  Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Ø  Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Ø  Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
 

Золотые правила психологического комфорта на урокеØ  Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.Ø 

Слайд 15Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является

создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок мы должны начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого можно использовать стихотворные строки, различные притчи и показ презентаций.

Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного

Слайд 16Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем.

Начинайте урок энергично.

Приёмы:

1.

Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

2. Точечный массаж лица.

- Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).


Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем.Начинайте урок энергично.Приёмы:1. Утренняя зарядка.Чтобы создать благоприятный психологический настрой

Слайд 17. «Паутинка-разминка» или блиц-опрос

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

-

За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)

- Записываем в тетради: 19 января. Классная работа. Тема.


. «Паутинка-разминка» или блиц-опрос«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За

Слайд 18Метод «Ассоциации»:

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К – красота…
О – органичность…
М – мама…
Ф – фантазия…
О – отдых…
Р – радость…
Т – тепло…
Другие методы: эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации.

Например:

Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно….
Метод «Ассоциации»:- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного

Слайд 19Ты и я сообщение»
«Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя

правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.
Психологи выделяют две формы общения с людьми: ты и я сообщение.
Ты - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…).

Ты и я сообщение»«Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации

Слайд 20Я-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения

его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учите-лем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»

«Модель я-сообщения строится из трех частей:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты …», «Когда это происходит…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…»
2. Точное название чувства в этой ситуации: «Я чувствую… (раздражение, боль, горечь, беспомощность, недоумение и т.д.), я не знаю, как реагировать…, у меня возникает проблема …
3. Называние причин этого чувства: потому что…, в связи с тем, что…, ведь я …
В общении может быть использованы неполная форма (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, что опаздывать на урок нельзя)»

Я-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время

Слайд 21Практическое задание: переформулируйте ты-сообщение в я-сообщение.
Ты-сообщение: Ты сегодня опять забыл тетрадь?;

Ты всегда плохо выполняешь задания; Тебе не надоело весь урок болтать?

Практическое задание: переформулируйте ты-сообщение в я-сообщение.Ты-сообщение: Ты сегодня опять забыл тетрадь?; Ты всегда плохо выполняешь задания; Тебе

Слайд 221. Входите в класс с хорошим бодрым настроением, и уметь настроить себя

на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.
2. Не тратьте время на поиски страницы предмета в журнале, соблюдать порядок на рабочем месте.
3. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, всё ли готово к уроку, стремитесь к организованному началу уроку.
4. Ориентируйтесь на эмоциональное состояние учеников, развивайте в себе эмпатию к детям. Корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.
5. Будьте сдержанным в движениях и словах. Любое эмоциональное состояние, включая состояние отрицательной модальности, учитель может выразить в деликатной форме. Объясняйте ученику последствие его поступков.

1.	Входите в класс с хорошим бодрым настроением, и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю

Слайд 23Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть